Конспект открытого занятия по теме: «Передача эмоционального состояния человека средствами изобразительного искусства»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей г. Мурманска Первомайский Дом детского творчеcтва
Методическая разработка занятия с обучающимися
Конспект открытого занятия по теме:
«Передача эмоционального состояния человека средствами изобразительного искусства»
Составитель: Скороходова
Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного
образования
Мурманск
2011
Содержание.
1.Аннотация……………………………………………………… стр. 3
2 Сведения об авторе ………………………………………….....стр. 3
3 Пояснительная записка…………………………………………стр. 4-5
4 Конспект учебного занятия…………………………………… стр. 6-9
5 Список литературы……………………………………………..стр. 9
6 Приложение:…………………………………………………….стр. 10-22
6.1 Картины известных художников
6.2 Схематичное изображение мимики лица:
спокойствие
радость
печаль
гнев
удивление
смех
6.3 Графические рисунки с различными жизненными ситуациями
6.4 Светофор, алфавит
6.5 Образцы букв:
расписные буквы из старинных книг
современное оформление букв
буквы, нарисованные обучающимися изостудии
6.6 Стихотворение Б. Заходера «Буква Я»
6. 7 Буквы для этапа «Минутка просмотра»
6.8 Последовательность изображения буквы Т
6.9 Рисунки обучающихся, иллюстрирующие выполнение
самостоятельной работы на занятии .
Аннотация.
Данная методическая разработка посвящена методике проведения учебного занятия по передаче знаний для обучающихся в изостудии. Конспект занятия создан на основе личного опыта педагогической деятельности педагога, материал подобран и определен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Разработанное занятие может быть использовано педагогами дополнительного образования.
Сведения об авторе
Скороходова Наталья Сергеевна. Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. Стаж педагогической работы более 20 лет.
Пояснительная записка.
В учебной программе студии изобразительного искусства «Веселый карандаш» для детей 6-12 лет содержится 12 разделов.
Срок реализации программы 4 года. Одним из важных пунктов содержания программы является раздел под названием «Портрет». Тема этого раздела повторяется на каждом году обучения, но учебный материал дается с постепенно последовательным усложнением.
Данное разработанное занятие проводится с детьми первого года обучения. Тема занятия «Передача эмоционального состояния человека средствами изобразительного искусства. Схематическое изображение мимики лица». Возраст обучающихся первого года обучения 6-8 лет. В этом возрасте ребенок может анализировать и описывать свойства объектов явлений, осмысленно взаимодействовать с миром искусства, чувственно воспринимать окружающую действительность, что обеспечивает детям не только освоение новых знаний, но и помогает развитию эмоциональной отзывчивости на различные события окружающего мира. Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в передаче художником своего внутреннего «Я», собственного взгляда на мир. Развитие чувственности на прямую связно с основами художественной грамотности, поэтому система подачи учебного материала, комплекс упражнений и заданий адаптированы к возрасту обучающихся и направлены на успешное освоение полученных знаний. Использование схем изображения лица человека предполагает детальное изучение предмета и является предпосылкой правильного решения задач следующего этапа программы.
Цель занятия.
Формирование у обучающихся умения создавать эмоциональный образ литературного героя по представлению и воображению.
Задачи занятия.
Образовательные:
- ознакомить с понятиями мимика, жест, эмоции;
- повторить понятие иллюстрация, портрет;
- формировать умения передавать настроение человека простейшими
графическими средствами;
- формировать умения рисовать по представлению;
- формировать умения выражать свое отношение
к рассматриваемому произведению искусства;
Развивающие:
- развивать творческое воображение
- развивать наблюдательность
- развивать коммуникативные способности
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и трудолюбие;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Прогнозируемые результаты.
К концу занятия, обучающиеся должны дать своими словами определение новым изученным понятиям, а также должны выполнить самостоятельный рисунок на заданную тему. Рисунок должен быть эмоциональным и индивидуальным.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятие включает в себя следующие методы: объяснение, беседа, демонстрация наглядного материала, игра, упражнение, самостоятельная работа.
Наглядность:
Репродукции картин Ильи Репина «Надя Репина, дочь художника», Бориса Кустодиева «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой», Алексея Веницианова «Вот-те и батькин обед», Хуана Баутиста Мартинеса дель Масо «Портрет инфанта дона Балтиса Карлоса», таблица со схематичным изображением эмоций (спокойствие, радость, печаль, гнев, удивление, смех), стилизованное изображение светофора, таблица с определениями (мимика, жест, эмоции, иллюстрация, портрет), иллюстрация с изображением рукотворной книги, иллюстрации с различными изображениями украшенных букв, алфавит, таблица с изображением различных жизненных ситуаций, наглядность с поэтапным изображением буквы Т.
Дидактический материал:
Лист бумаги с шестью овалами, кружки красного, желтого и зеленого цветов, карточки с буквами стилизованными в виде человечков.
Материалы и инструменты:
Чистый лист бумаги форматом А-4, простой карандаш, стирательная резинка, гуашь, набор кистей, баночка для воды, тряпочка для кистей, зеркальце.
Конспект учебного занятия.
I Организационный этап занятия.
Приветствие.
Педагог и дети приветствуют друг друга и гостей, присутствующих на занятии. Педагог просит детей улыбнуться друг другу и настроится на позитивную работу.
Проверка рабочего места.
Педагог перечисляет названия материалов и инструментов, которые будут использованы на занятии, обучающиеся проверяют их наличие у себя. Педагог предлагает недостающие предметы взять в «волшебном сундучке». ( «Волшебный сундучок» - это коробочка, в которой лежат различные материалы и инструменты, и находится она у педагога)
II Подготовительный этап занятия.
Педагог сообщает обучающимся тему и цели занятия.
Педагог рассказывает детям о том, что в мире сначала появились мимика и жест, а потом уже и слово. Педагог обращается к понятиям мимика, жест. Определения этих слов выставлены на демонстрационной доске.
Мимика – это движения лица, выражающее внутреннее душевное состояние человека.
Жест – это движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.
Педагог предлагает поиграть обучающимся в игру «Покажи».
Педагог предлагает обучающимся показать ему жест приветствия, жест «у меня все хорошо», жест «погрози пальчиком всем неудачам», жест любви и внимания.
Педагог объясняет детям, что не только словами можно описывать свое душевное состояние, но и что иногда достаточно одного движения и взгляда. Педагог говорит обучающимся о том, что настоящие художники умеют без слов рассказать о своих чувствах и переживаниях, и что они в совершенстве владеют умением передавать эмоциональное состояние изображаемого человека. Педагог сообщает обучающимся определение понятия эмоции.
Определение данного слова выставлено на демонстрационной доске.
Эмоции – это душевные переживания, чувства.
Педагог демонстрирует репродукции известных художников:
Илья Репин (1844-1930)
«Надя Репина, дочь художника»
Борис Кустодиев (1878-1927)
«Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой»
Алексей Веницианов (1780-1847)
«Вот-те и батькин обед»
Хуан Баутист Мартинес дель Масо (1612-1667)
«Портрет инфанта дона Балтиса Карлоса»
Педагог предлагает обучающимся определить, что общего в этих репродукциях знаменитых картин. Педагог обобщает ответы детей и еще раз обращает внимание на то, что на картинах изображаются портреты детей приблизительно одного возраста, но все они выглядят по- разному Педагог дает определение понятию портрет.
Портрет (фр.) – это жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Педагог обращает внимание детей на то, что портрет это не просто индивидуальное изображение какого-нибудь человека или группы людей. Портрет - это обязательно самое выразительное отображение внутреннего состояния души и характера человека через его внешний облик и позу. Неудачным считается тот портрет, где художник уловил и изобразил внешнее сходство, но не передал при этом состояние души и внутреннюю индивидуальность человека.
Педагог предлагает обучающимся внимательно рассмотреть репродукции и определить, что чувствуют дети изображенные на каждой картине. Обучающиеся рассматривают картины, описывают увиденное, высказывают свое личное мнение.
III Основной этап занятия.
Педагог переходит к использованию заданий и вопросов, способствующих усвоению новых знаний и способов действия. Педагог объясняет детям, что они будут учиться схематично (очень упрощенно) изображать чувства человека.
Педагог предлагает рассмотреть таблицу со схематичным изображением шести чувств человека - спокойствие, радость, грусть, гнев, удивление, смех. См. приложение стр. 12
Педагог на свом лице показывает одно из указанных чувств, но не по порядку, обозначенному выше, и предлагает обучающимся найти в таблице нужное изображение. По просьбе педагога ребята изображают у себя на лице данную эмоцию, рассматривают себя в зеркальце и делают схематические зарисовки на заранее приготовленных листах.
Педагог предлагает обучающимся проверить выполненную работу. Ребята обмениваются рисунками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Допущенные ошибки исправляются.
Педагог проводит первичную проверку понимания полученных знаний.
Обучающимся предлагается по таблице, где представлены различные жизненные ситуации, определить чувства изображенных детей и назвать их. См. приложение стр. 13
Далее педагог предлагает выполнить упражнение по закреплению полученных знаний.
Он зачитывает загадку.
В городе дороги,
Дороги, дороги…
А на них, как правило,
Множество машин.
Почему я строгий?
Потому я строгий,
Чтобы нарушения
Никто не совершил.
(Светофор)
Обучающиеся отгадывают загадку и рассматривают картинку, показанную педагогом, затем они вспоминают, как правильно переходить через дорогу при помощи светофора. Педагог раздает обучающимся заготовленные кружки красного, желтого, зеленого цветов, каждый выбирает себе кружок только одного цвета. Педагог дает задание нарисовать на выбранном кружке предполагаемое чувство светофора (красный – строгость, желтый спокойствие, зеленый – доброжелательность) См. приложение стр.14. Педагог предлагает проверить правильность выполнения задания. Обучающиеся выходят к доске и прикладывают нарисованные кружки к плакату с изображением светофора. Гости занятия оценивают работу учащихся.
Подготовка к самостоятельной работе обучающихся.
Педагог говорит ребятам о том, что они достаточно подготовлены к тому, чтобы проиллюстрировать стихотворение Бориса Заходера «Буква Я». Педагог предлагает детям вспомнить понятие иллюстрация. Педагог обобщает ответы обучающихся и дает более четкое определение понятию иллюстрация.
Иллюстрация (лат. «наглядное изображение») – 1) изображение, сопровождающее текст; 2) область изобразительного искусства, связанная с образным толкованием литературных произведений.
Педагог говорит о том, что ребята будут рисовать особенные иллюстрации, они будут изображать портреты букв, ведь в стихотворении буквы «живые».
Педагог сообщает обучающимся о том, как много внимания человек уделял и уделяет буквам. Педагог кратко рассказывает, как появились книги и как в старину расписывали буквы. Педагог обращает внимание обучающихся на то, что и в наше время современный человек занимается украшательством букв. Свой рассказ педагог сопровождает демонстрацией наглядного материала. См. приложение стр. 15.
Педагог читает стихотворение Бориса Заходера «Буква Я». См. приложение стр.16. Перед чтением педагог предлагает обучающимся обратить внимание на чувства, владеющие буквами.
Педагог проводит с детьми беседу о прочитанном и советует обучающимся подумать над выбором буквы для самостоятельной работы.
Чтобы облегчить обучающимся выбор буквы для рисунка, педагог предлагает игру «Угадай меня».
Эта игра является своеобразной физминуткой, так как позволяет детям подвигаться. Для более успешной работы над образом буквы педагог на демонстрационной доске вывешивает алфавит. См. приложение стр. 14.
Игра «Угадай меня»
1.Педагог на себе показывает, помогая себе руками и телом букву, а ребята отгадывают, что это за буква (например Г, Т, К).
2 Теперь дети показывают педагогу заданную им букву (например Р, Ф, Х, Я, М – требует участия двоих)
Следующим этапом работы над образом буквы является такой вид деятельности как «Минутка просмотра».
«Минутка просмотра»
Педагог раздает обучающимся картинки с изображением «живых букв». См. приложение стр.16. Ребята некоторое время рассматривают рисунки, а затем педагог забирает их, чтобы избежать срисовывания.
Педагог предлагает обучающимся еще раз подумать и назвать букву, выбранную для самостоятельной работы. Обучающееся называют букву и определяют ее характер.
Перед тем как преступить к работе педагог показывает на примере буквы Т (см. приложение стр.17) последовательность работы над изображением буквы:
1. Линейное изображение.
2. Объемное изображение.
3. Цветовые пятна.
4. Детализация изображения.
Самостоятельная работа.
Педагог предлагает обучающимся приступить к самостоятельной работе и
еще раз напоминает о том, что изображаемая буква должна иметь свой характер.
IV Итоговый этап занятия.
Обучающиеся выставляют свои работы на демонстрационной доске. Педагог и дети обсуждают рисунки. Гости занятия выбирают наиболее понравившиеся им работы. Обучающиеся сообщают окружающим, что нового они узнали на занятии, и своими словами дают определение изученным понятиям. Педагог подводит итог занятия. Педагог поощряет детей, даря им смайлики с улыбками.
Список литературы:
Аристова В.В. Моя первая книга об искусстве – М., 2005
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству – СПб., 2002
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. Иллюстрированный словарик школьника – СПб., 2006
Кожехина С. К. Путешествие в мир искусства/программа развития – М., 2002
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике – СПб., 1997
Приложение.
Картины известных художников……………………………………..стр.11
Схематичное изображение мимики лица:
спокойствие
радость
печаль
гнев
удивление
смех……………………………………………………………............стр.12
Графические рисунки с различными жизненными ситуациями ….... .стр.13
Светофор, алфавит……………………………………………………...........стр.14
Образцы букв:
расписные буквы из старинных книг
современное оформление букв
буквы, нарисованные обучающимися изостудии…………………..стр.15
6. Стихотворение Б. Заходера «Буква Я»………………………………………..стр.16-17
7. Буквы для этапа «Минутка просмотра»………………………………............стр.18
8. Последовательность изображения буквы Т…………………………………..стр.19
9. Рисунки обучающихся, иллюстрирующие выполнение самостоятельной
работы на занятии ………………………………………………………………стр.20-22
Расписные буквы из старинных книг.
Современное оформление букв
Буквы, нарисованные обучающимися изостудии.
Борис Заходер.
«Буква Я»
Всем известно:
Буква я
В азбуке
последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
- Неизвестно?
- Неизвестно!
- Интересно?
- Интересно!
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
буква Я!
- Я, -
Сказала Буква Я, -
Главная – заглавная.
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю
На виду! –
Говорят ей?
- Встань на место! –
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение,
Вы
в сравнение со мною
Недоразумение!
Недоразумение –
Не более не менее! –
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
- Фу – ты, нуты! –
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела,-
Написать она сумела
Только
… я я я я я!
Как зальется буква Х:
-Ха – ха-ха-ха-ха-ха-ха! –
О
От смеха покатилась.
А
За голову схватилась.
Б
Схватилось за живот…
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы Ю!
- Что ж, - решил весь алфавит,
- Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы – вместе!
В том, чтоб все –
От А до Я –
Жили, как одна семья!
Буква Я
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советую, друзья,
Помнить место
Буквы Я!
- срам! –
Сердито С сказало.
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам – предлог! –
Проворчало П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
- Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый знак
Молча показал кулак.
- Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! –
Закричали гласные.
- Не хватало только драки,
А еще согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква Я
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! –
Я
Затопало ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! –
Буквы тут переглянулись,
Все – буквально! – улыбнулись,
И ответил дружный хор:
- Хорошо!
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, -
Правда,
Стало быть,
Твоя!
- чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я! –
Буква Я взялась за дело:
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ