Учебно - методическое пособие "Мнемотаблицы по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района Санкт- Петербурга
Учебно- методическое пособие "Мнемотаблицы по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста".
Автор: педагог дополнительного образования
Рыбкина Любовь Ивановна
Санкт- Петербург
2012 год.
Описание работы с использованием мнемотаблиц по изобразительной деятельности.
Анкетирование родителей показало, что им важно не только пробуждение в ребенке творческого начала и овладение им навыками изобразительной деятельности, но и получение определенных представлений в области изобразительной деятельности и различных искусств. Изучение же результатов мониторинга первого года работы показало следующее: с прогрессированием развития навыков изобразительной деятельности показатели в области представлений детей об искусстве оказалось на хорошем среднем уровне, но не более того.
Это послужили толчком к разработке и созданию специальных мнемотаблиц по изодеятельности, которые бы позволили детям в игровой форме быстрее и прочнее запоминать предложенную информацию.
Не стоит думать, что работа с мнемотаблицами сводится лишь к чисто механическому их заучиванию. Здесь крайне важно не «напичкать» ребенка информацией, а прежде всего постараться затронуть его эмоции. Именно поэтому необходимо было ввести элемент игры, сказки. А главным сказочным героем нашей изостудии "Семицветик" является Красная Краска, живущая в стране Красок. Вот она-то и приносит детям свои таблицы-загадки и просит отгадать.
Мониторинг развития детей после второго года работы с применением мнемотаблиц по изобразительной деятельности показал высокие результаты. Главным же достижением в работе явилось, овладение детьми более прочными представлениями с одной стороны, и развитию большего интереса к изобразительной деятельности- с другой стороны. Эта методика способствовала развитию памяти, образного мышления, ассоциативного мышления, а так же побудила детей фантазировать.
Анкетирование родителей и воспитателей показало, что они считают применение мнемотаблиц по изобразительной деятельности при проведении совместной образовательной деятельности с детьми актуальной, полезной и необходимой в дальнейшей работе.
Цель работы с мнемотаблицами: способствовать более быстрому и прочному запоминанию новых представлений при ознакомлении детей с искусством.
Задачи:
способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления;
поощрять составление рассказов , развивая речь детей.
Содержание работы: ведущая роль принадлежит педагогу, его внутреннему настроению, выразительности его речи. Дети получают новую информацию без эмоционального и психологического напряжения.
Таблицы вносятся с использованием игрового персонажа Красной Краски и
представляются, как её загадки.
На первом этапе работы с мнемотаблицами используется показ и рассматривание того, что на ней изображено - группировка информации.
На втором этапе - дети с помощью педагога "расшифровывают" информацию - перерабатывают символы в образы.
Система работы с мнемотаблицами в перспективном планировании.
№ п\п
Месяц
Название таблицы.
№ таблицы.
1.
Сентябрь
Натюрморт.
№ 7.
Основные цвета.
№ 1.
2.
Октябрь
Пейзаж.
№ 5.
Виды пейзажа.
№ 6.
Теплые цвета.
№ 2.
Холодные цвета
№ 3.
3.
Ноябрь
Дымковская игрушка.
№ 10.
Цветовой спектр.
№ 4.
Виды народных игрушек.
№ 10-а.
Портрет.
№ 8.
Виды портретов.
№ 9.
4.
Декабрь
Городецкая роспись.
№ 12.
5.
Январь
Гжельская роспись.
№ 11.
6.
Февраль
Хохлома.
№ 13.
Портрет. Виды портретов.
№ 8, 9.
7.
Март
Работа со всеми видами таблиц по закреплению и
8.
Апрель
систематизации знании.
9.
Май
Описание мнемотаблиц.
Таблица № 1. Основные цвета.
-
1
_____
2
3
4
_________
5
6
7
8
9
1. Клетка- "кисточка"- Красная Краска взяла кисточку и пошла гулять по стране Красок;
2.Клетка- "ёлка"- Красная Краска прошла через лес;
3. Клетка- "квадрат красного цвета"- и попала в свой домик красного цвета;
4. Клетка- "дорожка"- затем Красная Краска дальше пошла по дорожке;
5. Клетка- "квадрат жёлтого цвета"- и пришла в домик Жёлтой Краски, но там никого не было;
6. Клетка- "ёлка"-затем Красная Краска пошла через лес;
7. Клетка- "квадрат синего цвета"- и пришла в домик Синей Краски , но и там никого не было;
8. Клетка- "цветок"- Красная Краска оказалась на поляне цветов, собрала букет;
9.Клетка- "улыбка"- пришла к нам в детский сад и встретила здесь Синюю и Жёлтую Краску. Художник, который был в гостях у ребят, рассказал, что Синяя, Жёлтая и Красная краски у него самые главные, потому что, смешиваясь они образуют новые цвета.
Таблица № 2. Тёплые цвета.
-
1
2
3
4
5
6
Т
1. Клетка- "красный квадрат"- Красная Краска из своего домика прислала письмо;
2.Клетка- "розовый прямоугольник"- конверт розового цвета;
3. Клетка- "светло- зелёный круг"- она пишет, что около её домика растёт светло- зелёная трава, по которой она гуляет и угощается-
4. Клетка-"оранжевый круг"- оранжевыми апельсинами-
5. Клетка- "банан"- жёлтыми бананами.
6. Клетка-"буква"Т"- она хочет нам сообщить, что все эти цвета называются-
"тёплые".
Таблица № 3. Холодные цвета.
1
2
3
4
5
6
Х
1. Клетка- "синий прямоугольник"- письмо- конверт синего цвета;
2.Клетка- "дворец"- прислала из своего дворца Снежная Королева;
3. Клетка- "снежинка"- она пишет, что в её царстве часто идёт снег с фиолетовыми снежинками;
4. Клетка- "туча"- по небу плывут сказочные тучи тёмно- зелёного цвета;
5. Клетка- "волнистая линия"- плещется незамерзающее голубое море;
6. Клетка- "буква- Х"- эти названные цвета в Стране Красок называются
"холодные".
Таблица № 4. Цветовой спектр.
1
К
2
Рисунок ружья
3
Ж
4
З
5
?
6
7
Рисунок фазана
8
Эта табличка- подсказка к стихотворению, которое помогает всегда правильно нарисовать Радугу: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
1. Клетка- "буква - К - красного цвета"- первое слово - "каждый"- начинается на звук "К"- и первый цвет в Радуге- красный- тоже начинается на эту букву.
2.Клетка- "ружьё оранжевого цвета"- обозначает охотника"- второе слово-" охотник"-начинается на звук "О", как и второй цвет в Радуге;
3. Клетка- "буква "Ж"- жёлтого цвета"- третье слово -"желает"- и третий цвет в Радуге - жёлтый. Оба слова: "жёлтый" и "желает"- начинаются на звук"ж";
4. Клетка- "буква "З" зелёного цвета"- четвёртое слово- "знать" и четвёртый цвет в Радуге -" зелёный"- оба слова начинаются на звук "З";
5. Клетка- "знак" ?"- голубого цвета"- обозначает слово- "где", а пятый цвет в Радуге- голубой, оба слова начинаются на звук "Г".
6. Клетка- "стул синего цвета"- шестое слово -"сидит"- и шестой цвет в Радуге- синий, оба эти слова начинаются на звук "С".
7. Клетка- "фазан"- фиолетового цвета"- последний цвет в Радуге- фиолетовый, оба слова начинаются на звук "Ф".
8. Клетка- "радуга"- теперь мы легко нарисуем Радугу.
Таблица № 5. Пейзаж.
3
4
5
С
2
6
1
7
1. Клетка-"картина"- Если видишь на картине -
2.Клетка- "река"- Нарисована- река-
3. Клетка- "ель"- Или- ель и белый иней-
4. Клетка- "облака"- А над ними- облака-
5. Клетка-"буква "С"- Или- снежная равнина-
6. Клетка- "волнистая линия"- Или море-
7. Клетка- "шалаш"- И- шалаш- обязательно картина называется- пейзаж.
Таблица нарисована в букве "П"- потому что слово "пейзаж"
начинается на звук "П".
Таблица № 6. Виды пейзажа.
2
3
4
1
П
5
1. Клетка- "буква "П"- таблица про то, каким бывает пейзаж;
2.Клетка- "волнистая линия"- пейзаж бывает морской;
3. Клетка- "гора"- пейзаж бывает горный;
4. Клетка-"прямоугольник- дом"- пейзаж бывает городской;
5. Клетка- "ель"- пейзаж бывает ландшафтный или сельский.
Таблица может быть изображена в круге.
Таблица № 7. Натюрморт.
-
1
чашка
4
ваза
2
графин
5
груша
3
роза
6
торт
1. Клетка- "чашка"- Если видишь на картине чашку кофе на столе,
2.Клетка- "графин"- Или морс в большом графине,
3. Клетка- "роза"- Или розу в хрустале,
4. Клетка- "ваза"- или бронзовую вазу,
5. Клетка- "груша"- Или грушу,
6. Клетка- "торт"- Или торт, или все предметы сразу- знай, что это-
натюрморт.
Таблица № 8. Портрет.
1
2
3
4
Рисунок
самолёта
5
Б
6
1. Клетка- "прямоугольник"- Если видишь, что с картины смотрит кто- нибудь на нас,
2.Клетка- "плащ"- Или принц в плаще старинном,
3. Клетка- "лесенка"- Или в робе верхолаз,
4. Клетка- "самолёт"- Лётчик,
5. Клетка- "буква "Б"- Или балерина,
6. Клетка- "лицо"- Или Колька твой сосед- обязательно картина называется -
портрет.
Таблица № 9. Виды портрета.
2
3
А
4
К
1
2
5
1. Клетка- "цифра 2"- портрет бывает парный;
2.Клетка- "стол"- портрет бывает семейный;
3. Клетка- "буква " А "- когда художник рисует сам себя- это- автопортрет;
4. Клетка- "буква "К"- портрет бывает камерный;
5. Клетка- "флажок"- портрет бывает парадный.
Таблица № 10. Дымковская игрушка.
1
2
3
4
5 . .
. .
6
Д
1. Клетка- "кисточка"- Красная Краска взяла кисточку;
2.Клетка- "домик"- пошла путешествовать и пришла в деревню "Дымково";
3. Клетка- "круг"- комочек глины- она увидела, что мастера лепят игрушки из глины;
4. Клетка- "печка"- затем ставят её в печь и обжигают, глина становится твёрдой;
5. Клетка- "элемент Дымковской росписи"- затем мастера раскрашивают игрушку узорами;
6. Клетка- "буква "Д"- Красная Краска узнала, что игрушка называется по названию деревни- Дымковская. Дымковские мастера подарили Красной Краске игрушку и она украсила ею свой дом.
Таблица № 10- А. Народные игрушки.
1
Д
2
К
3
Ф
4
5
6
1. Клетка- "буква "Д"- обозначает Дымковскую игрушку, слово Дымковская начинается на звук "Д";
2.Клетка- "буква "К"- обозначает Каргопольскую игрушку-(слово начинается на звук "К");
3. Клетка- "буква "Ф"- обозначает Филимоновскую игрушку- ( слово начинается на звук "Ф");
4. Клетка- элемент Дымковской росписи;
5. Клетка- элемент Каргопольской росписи;
6. Клетка- элемент Филимоновской росписи.
Таблица № 11. Гжельская роспись.
1
Г
2
3
4
5
6
7
8
Рисунок птички
1. Клетка-"буква "Г"- слово "Гжель" начинается на звук "Г";
2.Клетка- "круг"- комочек глины- изделия изготовляют из глины;
3. Клетка- "печка"- изделия обжигают в печи;
4. Клетка- "овал синего цвета"- в росписи используется синий цвет;
5. Клетка-"овал голубого цвета"- в росписи используется голубой цвет;
6. Клетка- "капелька"- элемент Гжельской росписи;
7. Клетка- "роза"- элемент Гжельской росписи;
8. Клетка- "птичка- оглядка"- элемент Гжельской росписи.
Таблица № 12. Городецкая роспись.
1
2
.
3
4
5
6
Г
1. Клетка-"дерево"- роспись выполняется на деревянных предметах;
2.Клетка- "цветок- розан"- так называется в этой росписи цветок с центром в середине;
3. Клетка- "купавка"- цветок, где серединка смещена в сторону;
4. Клетка- "полоски"- оживки- так называются белые полоски в этой росписи;
5. Клетка- "прямоугольник"- обозначает город- слова " Городецкая" и "город" похожи;
6. Клетка- "буква "Г"- слово Городецкая начинается на звук "Г".
Таблица №13. Хохломская роспись.
1
2
3
4
5
6
7
8
Х
1. Клетка- "дерево"- роспись выполняется на деревянных изделиях;
2.Клетка- "кудрины"- элемент Хохломской росписи;
3. Клетка- "ягодка"- элемент Хохломской росписи;
4. Клетка- "травка"- элемент Хохломской росписи;
5. Клетка- "овал чёрного цвета"- роспись может выполняться на чёрном фоне;
6. Клетка- "овал жёлтого цвета"- роспись может выполняться на жёлтом фоне;
7. Клетка- "овал красного цвета"- роспись может выполняться на красном фоне;
8. Клетка- "буква "Х"- роспись называется Хохломская- слово начинается на звук "Х".
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ