Конспект урока ИЗО на тему «Разживка элементов»
 
 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
 
 
 
 
 План - конспект открытого занятия 
 в объединении «Русские узоры»
по теме:
«Разживка элементов».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Возраст 9-10лет
Группа № 5, 1-ый год обучения
Педагог дополнительного образования:
Шишкунова Валентина Ивановна
ст. Кавказская
2014год
Конспект занятия
Дата: 15.05.2014.
Тема занятия: «Разживка элементов». 
Цель: Разживить элементы композиции мотивами хохломского орнамента.  
Задачи:
Обучающие:
Совершенствовать ЗУН(знания, умения, навыки) по нанесению разживок на элементы композиции.
Продолжить освоение техники и приемов работы с рабочей кистью и гуашевыми красками.
Формировать ЗУН по Народно – художественному промыслу «Хохломская роспись».
Развивающие:
Способствовать развитию творческих навыков, познавательной активности, художественного вкуса, фантазии, воображения.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к традициям народа.
Воспитывать положительные качества к труду, к совместной , творческой деятельности с товарищами и педагогом.
Способствовать формированию усидчивости, аккуратности в работе.
Способствовать общению детей и взрослых, и обмену опытом.
 
 
Форма занятия: Групповая, совместная творческая деятельность.
Формы обучения: учебное занятие, сочетание теории с практикой.
Преобладающий метод: Проблемно – поисковый, творческий, словесный.
Материалы и оборудование: Художественные расписные изделия мастеров народных промыслов, репродукции хохломских мастеров и воспитанников объединения. Раздаточный материал и наглядные пособия с изображением видов хохломской росписи, с элементами композиций, плакаты, таблицы с элементами кустика травки хохломского орнамента. Музыкальный центр и компакт – диск с записями народных песен (для музыкальное сопровождение занятия). Ароматические свечи и спички (арома -терапия). Котелок со смайликами (для рефлексии). Деревянные заготовки для разживки. Клей ПВА, степлер со скобами(для соединения элементов в единую композицию). Рабочие альбомы, простые карандаши, точилки для заточки карандашей, стерательные резинки. Гуашь, кисти беличьи, колонок № 1, 2, 3. Баночка для воды, вода, салфетка, палитра. Подставка под кисти.
Метопредметные связи: Литература ,музыка, рисование, окружающий мир, трудовое обучение.
Используемая литература:
Величко Н.К. Русская роспись. Техника, приёмы. Москва. АСТ-ПРЕССКНИГА, 2010.
Емельянова Т. Любовь моя Хохлома Горький. Волго-Вятское книжное изд. 1981.
Жигалов С. Росписи Хохломы. Москва. Детское издательство. 1990.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. - Искусство детям. Москва. Мозайка – Синтез, 2008.
 
 
.
 
Этапы занятия:
Время реализации занятия – 40минут.
Организационная часть – 2мин.
Приветствие, проверка посещения и подготовки к занятию.
 
 
Основная часть: - 10мин.
Тема занятия: настрой на тему. Постановка проблемы занятия.
Арт – терапевтическая игра. Рефлексия « Котелок Настроения».
Теоретическая часть: опрос беседа, повторение и закрепление изученного материала по народному промыслу «Хохломская роспись». Формирование знаний по Народно – художественному промыслу «Хохломская роспись».
Физкультминутка «Раз – мы встали, распрямились».
 
 
3. Практическая часть: - 23мин.
(Сюрпризный момент: На удачу, методом жребия, закрытыми глазами вытягивание деревянных заготовок из хохломского поставка , для дальнейшей разживки детали бедующей композиции. Эффект неожиданности.
Практическая работа.
Повторение техники безопасности. «Правила работы с красками и кистями».
Коррекция в работе детей, помощь педагога.
4. Заключительная часть: - 5мин.
( Соединение разживленных элементов в единую композицию. Анализ проделанной работы. Завершение занятия).
Ход занятия: Арома –терапия. Занятие проводится при зажженных ароматических свечах.
 
1. Организационная часть:
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Приветствую вас на занятии, желаю хорошего, доброжелательного и позитивного настроения, прошу сосредоточить ваше внимание на выполнении интересной работы. Готовы приступить к занятию?
И так, тема нашего занятия: « Разживка элементов».
Мы продолжим изучать и закреплять знания, умения и навыки по народным промыслам. Так как предыдущие темы были связаны с Хохломской росписью и мы расписывали изделия хохломским орнаментом, Наносили наляпку на элементы композиции (закрашивание элементов определенными цветами красок). Расписывали разделочные доски. Сегодня разживим элементы, которые вам предложат на ваш выбор, но чуть позже. В конце занятия проведем анализ работы. А с начало я смотрю, что-то настроение у вас не очень хорошее. За день вы наверное устали? У вас были сложные уроки, но я думаю, что мы с правимся с усталостью. (Проводится Арт – терапевтическая игра. Рефлексия
« Котелок Настроения». Цель игры: повышение уровня эмоциональности, снятие напряженности, ввод в тему занятия).
 
У меня есть замечательный рецепт хорошего настроения, но его надо варить вместе. Поможете? Разбирайте мешочки, будем добавлять всё по рецепту: (раздаются мешочки с ингредиентами). Используется книга рецептов «Рецепты вкусной жизни», автор: Узун Л. А. И так,
«Сегодня мы будем варить настроенье:
Положим немножечко птичьего пения.
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И будем всё это варить 3 минутки.
Затем мы добавим в волшебную тару:
Небес синеву, тёплых лучиков пару.
Положим ещё свои лучшие сны,
Капели такой долгожданной весны,
И солнечных зайчиков пару добавим,
А грусть и печаль мы в сторонке оставим.
О красках и музыке не позабыть…
Теперь помешаем и будем варить.
Готово. Заглянем. А там не варенье,
Сварилось для нас в котелке настроение!»
Разбирайте из котелка смайлики – браслеты, их можно надеть на руку.
Педагог: Ребята, а как вы думаете почему именно веселые смайлики стали символом хорошего настроения? С чем они ассоциируются?
Ответы детей: улыбка, смех, веселое настроение, радость …
Педагог: Чаще всего смайлики бывают желтого цвета, это заметно даже по электронной сети. Думаю что вы обращали внимание на такой момент играя и общаясь по компьютеру или по телефону.
Педагог: С чем вы связываете жёлтый цвет, о чём он вам напоминает?
Ответы детей: Одуванчики, солнце, тепло, радость, приятные ощущения, хорошее настроение...
Педагог: Получается, что цвет может выражать наше настроение… Получив смайлик, думаю что вы улучшили свое настроение. И мы продолжим занятие.
Педагог: Каким цветом бывает солнышко?
Ответы детей: Желтым, рыжим, красным, золотым…
Педагог: Изучая народные промыслы мы с вами знакомились с разными росписями: Городецкая роспись, роспись матрешек, хохломская роспись, гжельская роспись. Так вот какую из перечисленных росписей называют «Золотой»?
Ответы детей: «Золотая Хохлома».
Педагог: Что такое хохлома?
Ответы детей:
«Хохлома» - это расписная деревянная посуда и мебель. Она относится к народному художественному декоративно – прикладному творчеству. Это старинный, народный ПРОМЫСЕЛ.
Хохломской промысел является богатством и достоянием нашей страны.
Хохломские изделия являются и подарочными сувенирами, и предметами быта ( посуда, мебель).
Педагог: Назовите столицу «Золотой Хохломы».
Ответы детей:
Столица «Золотой Хохломы» - город Семенов.
Педагог: Назовите основные виды письма хохломской росписи.
Ответы детей:
В хохломской росписи ДВА ВИДА ПИСЬМА : ВЕРХОВОЕ письмо и ФОНОВОЕ письмо.
К Верховому письму относятся следующие виды росписи: «Травка» ( из элементов кустика травки: капельки, усики, завитки, травинки, тычки, реснички).
«Пряник» (обычно в вписывается в формы квадрата, ромба, круга и состоит композиция из элементов кустика травки: (капельки, усики, завитки, травинки, тычки, реснички).
«Под листок» (Мелкие листочки по ведущей линии или на ней, и цветы или ягоды из тычков).
«Растительно – травочный орнамент» ( из элементов природы: цветы, листья, бутоны, ягоды, бабочки, птицы или рыбы и водоросли).
К фоновому письму относятся виды росписи:
«Древко» ( прямая ведущая веточка и почти симметричный рисунок композиции по обе стороны от ведущей линии или от центрального главного элемента композиции. Им могут быть и цветы и птицы и бабочки и рыбы и крупные листья).
« Цветной фон» (Черный или красный или коричневый, зеленый, или смешанный черно – красный и так далие…)
«Кудрина» (кудреватые элементы травки по ведущей линии);
«Царская кудринка» (Черный фон по золоту);
«Прописная кудринка»( По мимо кудреватых удлиненных слегка вытянутых травинок по ведущей линии пишутся ещё кое где усики, завитки и травинки);
«Цветная кудринка» (В элементах кудрины присутствуют цветные глазки капельки, тычки).
Педагог: Как отличить верховое письмо от фонового письма?
Ответы детей:
Верховое письмо – это когда элементы пишутся сразу по верху изделия( цветы, листья, бутоны, ягоды и так далее и к этим алиментам приписывается ведущая веточка, и затем разживляются элементы, пишется травка по ведущей веточки, расставляются тычки и делается кромка – отводка).
Фоновое письмо – это когда прописываются сначала тонким контуром – линией главные и второстепенные элементы, приписывается к ним двойная ведущая веточка и промежутки между элементами заливаются – закрашиваются любым цветом. В зависимости от выбранного фона автором композиции. Затем разживляются элементы, по ведущей линии пишется травка поверх фоновой заливки( когда просохнет), расставляются тычки, пишется отводка – кромка.
Педагог: Что такое «Витейка»?
Иногда хохломские художники украшают свои изделия витейками. «Витейка» - это дополнительный орнамент который составляется из мелких элементов: ( из элементов природы: цветы, листья, бутоны, ягоды, бабочки, птицы или рыбы и водоросли).
Педагог: Назовите цвета красок, которые применяют в хохломской росписи.
Ответы детей:
В Хохломской росписи четыре основных цвета красок: Черный, красный, зеленый, желтый его еще называют золотым..
Применяют и дополнительные цвета красок, которые получаются путем смешивания основных цветов: Оранжевый( желтый с красным), Коричневый(черный с красным), в современные дни художники стали применять белый цвет для разживки элементов.
Педагог: Что такое композиция?
Ответы детей:
Композиция – это соединение элементов в единое целое в определенном порядке, для получения определенного орнамента – рисунка – узора.
Педагог: А что такое разживка элементов?
Ответы детей:
Разживка элементов – это украшение, обогащение или проще говоря оживление композиции. Придание ей изящности и оригинальности.
Разживка состоит из элементов кустика «Травки» (реснички, усики, завитки, травинки, капельки, тычки), они украшают элементы композиции.
Ответы детей:
Педагог: Что относится к элементам композиции?
Элементы композиции – это цветы, листья, бутоны, ягоды, бабочки, птицы или рыбы и водоросли, а также реснички, усики, завитки, травинки, капельки, тычки. Элементы кустика «Травки»тоже могут быть элементами композиции верхового письма – «Травка», «Пряник»).
Примечание: Все ответы сопровождаются демонстрацией и показом детьми на наглядных примерах, на плакатах, таблицах, на хохломских изделиях мастеров и расписных изделиях выполненных воспитанниками объединения. А так же подтверждаются педагогом.
Педагог: Все правильно ребята вы молодцы, вы правильно ответили на заданные вопросы, и помогали друг другу поправляя неточности в ответах.
Действительно Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент составленный из элементов кустика травки. Роспись выполняют кистью от руки без предварительного рисунка, с «маху», художественной масляной краской. При этом кисть держится «щепоткой», тремя пальцами, перпендикулярно к поверхности, прикасаясь кончиком кисточки к заготовкам, плавно поворачивая то в одну, то в другую стороны.
А еще хотелось бы добавить, что современные технологии по росписи изделий позволяют покрывать луженные изделия слоем лака перед росписью. Это придает хохломскому изделию своеобразное тепло, оригинальность и яркость красок. Так считают технологи Хохломского производства.
Сейчас мы приступим к практической части занятия, предварительно размявшись и отдохнув проведя физминутку. Кто желает ее провести?
Ответы детей: (воспитанник проводит физкультминутку).
Физкультминутка «Раз – мы встали, распрямились».
Раз – мы встали, распрямились.
Два – согнулись, наклонились.
Три – руками, три хлопка.
А четыре под бока.
Руки подняли и помахали,
Это деревья шумят.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят,
Быстро присели, руки сложили,
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты присели,
Будем опять рисовать.
 
 
3. Практическая часть: (Практическая работа сопровождается музыкальными мелодиями народных песен).
 
Педагог: Закрыв глаза и выбрав на удачу деталь композиции из хохломского поставка – шкатулки, приступим к работе. (Сюрпризный момент: Эффект неожиданности. На удачу, методом жребия, закрытыми глазами вытягивание деревянных заготовок из хохломского поставка , для дальнейшей разживки элемента будущей композиции).
Педагог: Ребята поднимите детали в верх, чтоб всем было их видно.
На что похожи детали? Как вы думаете, элементы чего вы держите в руках?
Ответы детей:
Элементы от цветка. Это лепестки цветка и листья. Мы будем их разживлять.
Педагог: Правильно ребята, это цветок. И мы должны его разживить. А другие ребята разживят бабочку, грибок и стаканчик под кисти и карандаши. Соединив все детали в единую композицию, мы получим мини органайзер для нашего объединения.
Перед тем как приступить к выполнению задания давайте повторим технику безопасности.
Назовите основные правила работы с водой, красками и рабочими кистями.
Ответы детей:
Необходимо быть аккуратными и внимательными.
Не мешать товарищам и не подталкивать, чтоб не пролить воду. В случае неосторожности и пролива воды, быстро промокнуть воду салфеткой.
Нельзя оставлять кисточку в баночке с водой рабочим основанием, чтоб не испортить волосяную част кисточек. После окончания работы промыть кисточки и обтереть салфеткой.
Кисть при росписи деталей держать тремя пальцами, делая плавные вращательные движения в нужные стороны. Наносить рисунок кончиком кисти.
При использовании красок применять палитру, для набора необходимого количества краски на кисть.
После окончания работы убрать рабочее место, приведя его в порядок. Вылить используемую воду в специально отведенное для этого место. Используемую палитру и салфетки выкинуть в короб под мусор. Принадлежности: альбомы, карандаши, стерки, точилки, краски и т.д. убрать в шкаф.
Педагог: Молодцы ребята, все правильно. А теперь приступаем к разживки элементов. Обведите свои детали карандашом приложив их к альбомному листу. Сделайте предварительный набросок разживки элемента на бумаге, я проверю и вы перенесете разживку на детали. Затем приступите к работе на деталях красками. И так, работа закипела.
Ведется коррекция в работе, помощь педагога. Обмен опытом.
4. Заключительная часть: Краткий опрос - беседа о том, Что узнали? Чему научились? Какие задачи выполнили?... Ребята рассматривают свои разживленные детали, обмениваются мнениями о ходе занятия(рефлексия), помогают педагогу соединить с помощью степлера и клея ПВА детали. Завершается занятие.
Педагог: Занятие закончено. Спасибо всем за работу и внимание. До свидание, до новых встреч!
 
 
Дети приводят рабочие места в порядок. Благодарят за проведенное занятие. Прощаются.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение к занятию:
Раздаточный материал для детей.
Цветы
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Л
истья
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Бабочки

 

 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Примечание: Каждый образец имеет формат – А4 (в конспекте занятия представлена только малая часть применяемых образцов на занятии).
 
 
Элементы разживки. Элементы кустика «Травки».
Капельки.
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
Травинки, примеры травных кустиков.
Элементы «Кудрины». Их очертания
напоминают травные кустики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 У
сики, реснички, штрихи.
 
 
 
Криули, спирали.

 
 
 
Дуга: простая, крутая, пологая, фигурная, многослойная, скоба.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тычки. Точки.

 

 
 
 
 
Тычок – штамп.
 
 
 
 
 
 
Приемы работы с кисточкой. Постановка руки относительно поверхности изделия.
Роспись хохломского стаканчика. Разживка элементов. Фоновое письмо «Кудрина».
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ход занятия. Фото - отчет.
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ