Конспект урока ИЗО в 5 классе «Внутренний мир русской избы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа №6
города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области.
урока ИЗО в 5 классе
«Внутренний мир русской избы»
Учитель ИЗО: Панова О.Н.
г. Пролетарск
2012 г.
Тема урока: «Внутренний мир русской избы»
Класс – 5 общеобразовательный
Цель урока - создать условия для:
Развития творческой и познавательной активности.
Формирования практических умений работать в малом коллективе (группе).
Формирования понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта
Воспитания любви к Родине и народной культуре.
Тип урока: урок формирования навыков и умений
Вид урока: урок творчества Оборудование и материалы:
Для учителя
Схемы – таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла», горницы, «печного угла», домашней утвари.
Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.
Примеры интерьеров крестьянского жилища
Художественные материалы.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Планшетник
Шары для рефлексии
Схемы распределения по группам и рефлексии
Карточки с изображением физминутки
Магнитная доска
Зрительный ряд: примеры древних образов в избе, интерьер избы. Элементы декоративного убранство изб.
Литературный ряд: стихи, сказки.
Музыкальный ряд: народные мелодии – лирические, русские народные песни.
Для обучающихся:
Гуашевые краски
Акварельные краски
Кисточки № 2,4,6
Пастель
Гелевые ручки
Бумага формата А3
Карандаш
Ластик
Баночка для воды
Салфетки
План урока:
Организационный момент.Рефлексия эмоционального настроя.
Актуализация опорных знаний.
Формирование новых знаний.
Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах.
Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции.
Скрытая физминутка
Оценивание и защита работы « Русская изба»
Рефлексия настроения
Рефлексия итогов урока.
Домашнее задание
Ход урока
Класс делится на 4 группы по цветовым схемам и садится за свой стол.
1. Организационный момент 1 мин
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Давайте рассмотрим ваше рабочее место. Я хочу обратить внимание на схему №1, лежащую на столе перед вами также находятся изображения избы в различных цветах,приклейте,пожалуйста, изображение избы, соответствующие вашему настроению в одно из окон.
2. Актуализация опорных знаний 5 мин.
Проверка домашнего задания.
Обучающие показывают рисунок и делают мини сообщения по убранству избы по группам.
Почему люди украшали свои жилища, предметы быта, одежду?
Определение темы урока.
3. Формирование новых знаний 10 мин
– Ребята, мы с вами к этому уроку готовились несколько уроков подряд. Давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?
Ученик. Мы познакомились со знаками – символами; познакомились с избой, её конструкцией и декором; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки; познакомились с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём; узнали об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.
Учитель. А сегодня мы с вами, опираясь уже на изученные темы, займёмся устройством внутреннего пространства крестьянского дома. Тема нашего урока: «Внутренний мир русской избы». К концу урока мы с вами сделаем коллективную работу «Русская изба». Чтобы вам легче было выполнить эту работу, давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.
Беседа об убранстве крестьянской избы – символе маленькой Вселенной.
Знакомство с домом – кровом, домом – гнездом.
Дать понятия конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, наличие окон.
Интерьер избы – русская печь, красный угол. Предметы быта – ковши, чаши.
В этом нам поможет стихотворение Капралова М.В. с видео презентацией.
Слайд №2 За высокими горами,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жил мужик семьей в селе.
Слайд №3 А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Слайд №4 Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла -
Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
Слайд №5 И в калиточку войди.
Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.
Украшает крышу пень
Слайд №6 По прозванью охлупень
Словно конь аль птица
К солнышку стремится.
Толи терем, толи дом
Исветелочка при нем,
А в светелке наверху
В теремочке - терему
Дочка мастера живет,
Мастерицею слывет.
Слайд №7 Василиса краса
Ниже пояса коса,
Сарафанчик может сшить,
Гордо павою ходить.
Посмотри-ка ты на дом
Слайд №8 И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой,
А с причелины свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо полотенца.
Хорошо украшен дом
Слайд №9 И от зла обережен.
Что же мастер вырезал,
Как он дом свой украшал?
А резьба то не простая
Контурная, прорезная,
Ажурная, накладная,
Вот рельефная резьба,
Корабельная она.
И орнамент не простой!
Посмотри-ка ты, постой:
Ты увидишь змейку, соты,
Замечательной работы:
Вот витейка, ромб, цепочки,
Слайд №10,11 И красивые листочки,
Вместо злобных страж с ворот
Смотрит лев на Вас как кот,
Вот русалки, птицы-павы -
Все важны и величавы.
Просто чудо, не уйти!
Слайд №12Что там ждет нас впереди?
Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита -
Слайд №13Там подковочка прибита,
Ты за эту дверь зайдешь,
Сразу в сени попадешь.
Сени держат холода,
Слайд №14 Не пробраться им сюда.
Ты шагни через порог
И постой-ка тут чуток,
Да получше оглядись
И найди-ка “красный угол”,
Трижды ты перекрестись.
Вот хозяева встречают,
Слайд №15 В “красный угол” Вас сажают.
А теперь и посмотри:
Печка справа от двери,
А напротив – лавка,
конник ли кровать
Место для работы,
Можно и поспать.
Вот под лавкой ящик есть,
Инструмента в нем не счесть,
Плести лапти и лукошки.
Слайд №16 Чинить сети, резать ложки
Как же в доме то живут?
Как хозяйство в нем ведут?
Вот хозяйка у окна,
Вечно занята она.
“бабий кут” иль “середа”
Тут идут ее года:
То на прялке нить прядет,
Есть готовит, что-то шьет,
Вяжет, вышивает,
Слайд №17 Светец подправляет…
Что считают в доме важной?
Без чего не обойтись?
Ест всегда дрова она
Есть готовит, греет Вас.
Здесь про печечку рассказ,
А без печки никуда,
Всем всегда нужна она.
Здесь ухват и кочерга,
Помело, ступа, лопата.
Слайд №18 Что ж еще нужно, ребята?
Есть где кашу приготовить,
Есть где хлебушек испечь,
Можно косточки попарить,
Сверху на полати лечь.
Все в хозяйстве есть у нас.
Дальше мы ведем рассказ.
Полотенце, рукомойник,
Вот в лоханке Вам вода -
Мойте, руки не стесняйтесь!
Рады гостю здесь всегда.
Ты, хозяйка, не зевай,
А заслонку открывай!
Доставай свой каравай,
Слайд №19 Приглашай гостей на чай!
По весне поставят избы,
Слайд №20 фильм
Слайд №21
Снова жизнь им начинать.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал молодец!
Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах. 5 минут
Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем восоздать модель интерьера русской избы. Вы разделены по группам состоящих из 4 человек, распределите обязанности согласно инструкции Приложение №2. В каждой группе нужно определить роли:
Чтеца (краткое изложение информации о домашней работе, выписывает термины)
Информатика (работа с рабочей тетрадкой, подготовка рефлексии итогов урока)
Художника (ответственный распределитель ролей по художественно выразительному оформлению работы)
Докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).
Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:
- ознакомительный (работа информатика)
-творческая работа ( работа всех участников)
-исследовательская (выбор подходящих терминов)
-итоговый (защита своей работы)
Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции. 10 -15 минут
Интерьер избы включает следующие комнаты – красный угол, печной угол, горница, сени. Каждая группа выбирает одну из частей интерьера и выполняет её в любой художественной технике. По этапу выполнения работа вывешивается на стенд и собирается одна полная картина. Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение.
Скрытая физминутка 2 мин
После работы ребят предлагается посмотреть на подсказки расположенные в разных местах кабинета – тем самым производится скрытая рефлексия.
Ребята хочу напомнить вам об элементах интерьера давайте сейчас, не поворачивая головы, найдем направлением взгляда – ухват, теперь поворачивая голову, найдите помело, поднимая правую руку, покажите крынку, поднимая и направляя левую руку, покажите бочку, соедините 2 руки и найдите сундук. Хорошо теперь приступаем к нашей творческой работе.
Оценивание и защита работы « Русская изба»
Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. На столе каждой группы расположены три вазы для оценивания. После защиты одной команды члены остальных команд по одному берут шар (зеленый – отлично, синий – четыре, красный – три) и относят его в вазу защитившейся. Так проходит оценивание.
Молодцы ребята обратите внимание, какая работа получилась у нас. Вывод делает сам преподаватель.
Рефлексия настроения
Ребята давайте вернемся к нашей схеме №1, в начале урока мы заполнили верхние квадраты, давайте заполним нижние и определим, изменилось ли ваше настроение, поместив нашу схему на доске.
Рефлексия итогов урока.
Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют картину внутреннего мира избы.
Давайте подведем итог урока в каждой группе есть информатик который на протяжение урока анализировал, сравнивал и конспектировал основные термины и понятия и готов поделится с нами информацией (обучающие сами делают вывод из диктанта и слов терминов урока).
Вопросы для информатиков:
из каких предметов быта состоял интерьер жилища?
Как украшен каждый предмет?
Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?
Ведь и не могло быть иначе.
Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.
Рефлексия настроения в конце
Домашнее задание
Вот и подошёл наш урок концу давайте запишем домашнее задание. Спасибо за плодотворный труд.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ