Конспект урока по ИЗО "Пейзаж. Зарисовки городского и сельского пейзажа"
Тема урока: Пейзаж.
Зарисовки городского и сельского пейзажа.
Цель: расширить представления учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с пейзажами таких художников как М.Нестеров, И.Шишкин, К.Моне, Э.Мане, Д.Беллини, Э.Греко и др., выделить своеобразие творчества каждого из них.
2. Подчеркнуть общие черты пейзажного искусства, расширить знания о видах пейзажа.
Материалы: бумага, кисти, акварель.
Использование компьютера при подготовке к уроку: Педагог в программе Power Point создает презентацию с информативно-иллюстративными материалами; в программе Word готовит разработки урока.
ТСО: Компьютер, проектор с экраном.
Ход урока:
Организационный момент
1) Приветствие, позитивная установка на урок.
2) Сообщение темы и цели урока.
3) Определение степени готовности к уроку.
Беседа.
а) Введение в тему.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о различных жанрах изобразительного искусства. Помимо изображения людей, животных и предметов, художник нередко обращается к природе. Изображая природу, мастер старается перенести на полотно ту реальную действительность, которая окружает его в тот или иной момент жизни. Сегодня мы будем говорить о пейзаже: об истории пейзажа, его видах, а также узнаем какую роль он играет в развитии мирового искусства.
Пейзаж (от фр. – paysage – вид страны, вид местности) – особый жанр искусства, образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроение и чувства (слайд 2).
б) Виды пейзажа (слайд 3).
Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными, их разделяют по сюжетам. Существует несколько видов пейзажа:
- временные пейзажи разделяются на сезонные – весенний, летний, осенний, зимний; по времени суток – на дневной, вечерний, утренний, ночной. Выбор того или иного времени года и суток зависит, главным образом, от замысла художника (слайд 4).
- детальный пейзаж представляет собой изображение картины природы в определенный момент, однако с соблюдением всех подробностей и тонкостей состояния, растительности, условий погоды и т.д. Подразумевает полную идентичность (слайд 5).
- ландшафтный пейзаж разделяется на несколько видов: горный, долинный, лесной (к данному виду относится творчество И.Шишкина); морской (марина); пустынный пейзаж (слайд 6).
- импрессионистический пейзаж изображает природу в момент ее изменения. Его основными выразительными средствами являются цвет и свет, как наиболее изменчивые элементы. В таких пейзажах наиболее полно передается световоздушная среда, отсутствует четкий контур и используется гамма сдержанных цветов (слайд 7).
- лирический пейзаж дает ясное представление о внутреннем состоянии художника, в нем отражается чувство единения, согласия, гармонии с природой (слайд 8).
- мифологический пейзаж – изображение фантастической природы, выдуманных образов. Картина чаще всего строится по мотивам различных мифов (слайд 9).
- пейзаж-панорама – изображение большого пространства с расположенными там природными объектами. Обычно воспроизводится с высоты птичьего полета (слайд 10).
в) История пейзажа.
К изображению природы художники впервые обратились еще в эпоху неолита (слайд 11). Именно тогда начали проявляться первобытные представления людей о природных закономерностях, появились первые представления-композиции, включавшие условные обозначения небесных светил, сторон света, отдельных растений, животных. До нас дошли изображения природы, запечатленные в сценах охоты, рыбалки, войны, относящиеся к культуре Древнего Египта и Двуречья (слайд 12). Причем на картинах изображались не просто деревья, но и их виды. Пейзаж нередко выступал в качестве росписи и рельефа – так древние люди выражали свое отношение к природе.
Пейзажная живопись получила большое распространение в Древнем Китае. Важно отметить, что китайские художники изображали природу не с целью создания украшения, а с целью навести зрителей на глубокие размышления. Картины на шелках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда только для того, чтобы окунуться в мир размышлений. Древние китайцы с глубоким трепетом относились к природе и ее силам. Художники уделяли большое внимание изучению природных форм. Духовными символами становились горы, цветы, травы, деревья. Картины не являлись видами какой-то конкретной местности. Мастер писал пейзаж не с натуры, а создавал обобщенные образы. Для изображения природных форм китайские мастера использовали черную тушь, работая в технике мягких размывов.
В эпоху Средневековья в произведениях восточного искусства все чаще встречаются элементы пейзажа (слайд 13). Уже с XIII-XIV вв. пейзаж начинает занимать значительное место в книжном деле (различные иллюстрации). Пейзажные образы постепенно приобретают поэтический подтекст. В искусстве Италии нашла отражение эмоциональная сила природы, ее обновление. Появляются символические мотивы – изображение горной сосны, бамбука, человеческих фигур на фоне природы.
В западаноевропейском искусстве XIII-XV вв. пейзаж проникает в духовный мир людей. Наиболее известны произведения таких мастеров, как Джотто, А.Лоренцетти, братьев Ван Эйк (слайд 14) и многих других. Художники эпохи Возрождения обращались к чистому изучению натуры, стараясь перенести на полотно неподдельную реальность. Они создавали наброски, акварельные этюды, разрабатывали принципы построения пейзажного пространства. Огромную роль в развитии пейзажа сыграли такие художники как Франчески, Перуждино, Леонардо да Винчи, Беллини, Джорджоне, Тициан, Давид, Дюрер (слайд 15). Художник представал архитектором, который самостоятельно строил образ природы. Представители романтизма отражали в пейзаже свои порывы и страсти, природа воспринималась в синтезе с духовными исканиями человека.
Пейзаж – это искусство, в котором наиболее полно отражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно сравнивать с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств даже без ясно обозначенного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия. Чувственное выражение мысли – вот в чем сила и причина воздействия пейзажа на зрителя.
Свет солнца, туман, восход – это главные темы пейзажа. В спорах о творчестве в искусстве родилось новое направление под названием импрессионизм. Импрессионизм в переводе с фр. – впечатление. Такое название носит одна из картин К.Моне (слайд 16), который работал над пейзажами на открытом воздухе. Его кисти принадлежат целые живописные циклы – серии картин, на которых он отобразил природу в самых разных погодных условиях. К.Моне, французский живописец, является одним из основоположников импрессионизма. В своих работах он старался передать всю красоту и изменчивость световоздушной среды. Пейзажные композиции К.Моне «Поле маков» (слайд 17), «Скалы Этрета» (слайд 18) наполнены вибрацией света и воздуха. Пейзажи художника отобразили различные состояния природы.
Другим представителем импрессионизма является великий пейзажист Э.Мане. Его работы также были выполнены на пленэре, что подчеркивало истинное отражение мимолетного впечатления от существующего мира.
создает обобщенное представление об увиденном – чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения - «На берегу моря» (слайд 19). Художник неоднократно работал на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода реки - «В лодке» (слайд 20). Э.Мане любил рисовать людей на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести природы мимикой, жестами и выразительными позами людей - «Аржантей» (слайд 21).
Художник Э.Греко, знаменитый испанский живописец, прославился благодаря своей прекрасной картине «Вид Толедо» (слайд 22). Этот пейзаж поражает своей красотой.
На картине мы видим угрюмое грозовое небо, которое возвышается над лесами и лугами испанского города Толедо. На переднем плане картины изображен мост Алькантара, проходящий через реку Тахо. Королевский дворец Алькасар и Толедский собор будто главенствуют над городом. Замок Сан Сервандо расположен на левом берегу реки. Этот пейзаж сыграл огромную роль в развитии мирового искусства. Изображение неба считается, по праву, грандиозным творением испанского художника.
Художники-пейзажисты открыли, что при наблюдении природы на свежем воздухе мы не видим отдельных предметов, обладающих определенным цветом, но видим красочную смесь всех предметов природной красоты, контуры нечеткие, тени не выглядят черными или коричневыми. Художник, работающий на открытом воздухе, создает, таким образом, пейзаж настроения. В творчестве постимпрессионистов воплотилось стремление передавать личностное восприятие природы.
Творческое задание.
Сегодня я предлагаю нарисовать вам небольшой пейзаж (городской или сельский), в котором вы бы смогли отразить всю красоту русской природы. Для работы используйте акварель светлых тонов. Постарайтесь, чтобы ваш рисунок был правдивым, с точностью отражающим многообразие родного пейзажа.
(учащиеся демонстрируют свои работы)
- Что такое пейзаж?
- Назовите основные виды пейзажа.
- Расскажите о пейзажных мотивах в различных произведениях искусства.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ