Конспект урока по ИЗО "ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА «НАШ ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД»"
Конспект
открытого урока изобразительного искусства
Т е м а:
ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА «НАШ ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД»
(урок-практикум)
Подготовила и провела:
учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ №4
Х.А. Темирчева
Цели:
1. Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.
2. Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории.
З. Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе).
Оборудование и материалы:
1. Комплект художественных материалов.
2. Музыкальный ряд: русские народные песни.
З. Репродукции с картин Б. М. Кустодиева «Кулачный бой на Москва - реке», «Масленица» и др.; В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» и др.
4. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением народных гуляний (хороводы, ярмарки и др.).
ПЛАН УРОКА
1. Беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом
значении.
2. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений.
З. Постановка художественной задачи: выбор темы для коллективной работы,
композиции, техники.
4. Разбивка класса на группы.
5. Групповое выполнение задания.
6. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка.
Ход урока
Беседа.
У ч и т е л ь. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.
Древние люди олицетворяли, одухотворяли природу, наделяли сверхъестественными свойствами буквально все, с чем им доводилось сталкиваться. Отголоски этих наивных верований мы находим в народных сказках о водяном, лешем, домовом и о прочих мифических персонажах, которые в течение многих столетий существовали в сознании людей как реальные.
Примитивные верования первобытных людей со временем усложнялись. Вначале расплывчатые и неопределенные, они приобретали более четкие формы: от простого одухотворения природы человек переходит к ее обожествлению. Место духов занимают божества, которые наделяются вполне определенными чертами.
У многих народов божеством было солнце, игравшее первостепенную роль в жизни. Исследователи считают, что культ солнца — первый культ людей. В глубокой древности у разных народов солнце именовали «отцом небесным», «владыкой всех вещей». Одухотворялась, обожествлялась вода — важнейшая из стихий. Можно понять, сколь много она значила, особенно в засушливых районах. И нет ничего удивительного в том, что в далеком прошлом возникло множество ритуалов, связанных с поклонением воде, с верой в ее очистительную силу, в ее способность ограждать людей от действия злых духов, нечистой силы.
Между богами существовало свое «разделение труда». Каждый отвечал за ту или иную сферу. Так, у древних славян богом солнца почитался Дажбог, богом — покровителем скота — Велес, богом грома и молнии — Перун. И боги становились главными действующими лицами праздничных ритуалов. Им возносились молитвы, делались жертвоприношения: ведь в тот или иной хозяйственный момент особенно важно было заручиться их покровительством.
МАСЛЕНИЦА
честная, широкая, веселая, объедуха, сырная неделя
Масленица (сырная неделя) приходилась на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивалось на весну и копило силы, чтобы разогнать лютые морозы, растопить мертвые снега, пробудить землю и возродить ее для нового урожая, новой жизни — и веселье да удаль людская в помощь ему.
Каждый день масленицы имел свое значение. Понедельник — встреча, гостей встречали. И застолье посвящалось началу масленицы. Вторник — заигрыши, начинались катания на санках. Среда — лакомка, стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Четверг — разгул, этот день сам за себя говорит. Пятница — «тещины вечерки», ходили к теще на блины. Суббота «золовкины посиделки», в этот день навещали сестер мужа. Воскресенье — «прощеным днем» неделя завершалась. Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, ибо дружба и любовь ценились выше всего.
Символом масленицы стали блины. Давайте подумаем почему?
Блин, круглый, поджаренный, снятый «с пылу», напоминал солнце. Он и был символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы мира. И наши далекие предки, древние славяне, особо почитали Ярилу — бога солнца. А с масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, наполняло энергией все живое и плодоносящее и давало пищу, свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего животворного солнца.
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж блины мои, блины,
Уж блиночки мои!
Пришла маслена неделя,
была у кума на блинах.
У него была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
Центральной фигурой всех праздничных дней была сама Масленица — кукла из соломы, которую наряжали в старые кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в драные лапти (соломенная кукла олицетворяла собой Зиму - Марену), ее возили в санных поездах по деревням, катали на санках с гор, славили и величали.
После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления. Важный и значительный момент праздника — взятие снежного городка, последнего оплота уходящей зимы. Одна партия парней и девок занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая — шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стенку, срываясь под хохот зрителей со скользкой, ледяной поверхности, а верховые должны были по одному врываться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадей, пугали их. Этот обряд красочно запечатлен на картине выдающегося русского художника В. И. Сурикова. Веселая кутерьма заканчивалась разрушением зимнего городка и сбором в общий хоровод около костра.
И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная, надоевшая зима, рождалась огненно-яркая сила весны.
А какую русскую нарядную сказку вы вспоминаете, когда говорите об этом обряде? («Снегурочка».)
Давайте рассмотрим репродукции картин художников, которые мы приготовили.
ИВАН КУПАЛА
В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходился он на время летнего солнцестояния.
Купала — языческий праздник поклонения человека природным стихиям. две из них — огонь и вода — участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купания. Само название «Купала», видимо, произошло от слов «купать», «купанье». Обычно с этого дня в деревнях начиналось массовое купание в реках и озерах.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. На Руси для возрождения купальского костра употреблялся живой огонь (почетные старики добывали его трением из дерева), и, пока продолжалась эта работа, собравшийся вокруг народ стоял в благоговейном молчании, но как только огонь вспыхивал, начинались гуляния.
В некоторых местах мастерили соломенную куклу — Купалу. Наряжали ее в женское платье, украшали лентами и монистами.
По поверьям крестьян, в купальскую, саму короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи... Люди всю ночь плясали и играли вокруг костров, прыгали через них: кто прыгнет удачнее и выше — тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни. Через огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
Молодежь играла в горелки. Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал (или кричали все хором):
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят.
Колокольчики звенят:
диги-дон, диги-дон,
Убегай скорее вон!
Не только в песнях, но и в народных поговорках и приметах отразился веселый и повсеместно почитаемый Иванов день.
Поговорки гласили:
Дядя Иван и людям, и нам.
После Ивана не надо жупана.
Купаленка — ночь маленька.
Приметы:
Коли до Ивана просо (в метелках) в ложку, то будет и в ложке.
На Иванову ночь звездно — будет много грибов.
Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов.
Горели костры, неслись от них к берегу реки зажженные колеса — символические знаки солнца, показывая поворот солнца на зиму. На рассвете с шутками, притворными плачами и песнями сжигали соломенное чучело Купалы. Божество выполнило свою миссию, ибо брошенное в землю зерно проросло и дало всходы, поэтому Купала (купа — куст, сноп старых растений, травы) может и должен умереть до следующей весны.
Сильное солнце, сильная вода, сильная земля, и человек, входя в контакт с природой, берет у нее силы для завершения летних работ.
У ч и т е л ь. Давайте, ребята, еще раз рассмотрим репродукции картин художников и найдем в них летние хороводы возле реки. Обратите внимание, что в руках или на голове у девушек венки из цветов. Это отличительная черта этого летнего праздника.
Сравним с масленицей. Что общего? В чем отличие?
Постановка художественной задачи.
А теперь давайте разделимся на 2 группы для выполнения коллективной работы «Наш веселый хоровод».
Каждая из групп выберет праздник (зимний или летний) и на основе полученного материала будем делать коллективные работы, опираясь на подготовленный ранее эскиз.
Выбираем технику: определитесь в какой технике будет работать каждый из членов вашей группы.
Какие техники выполнения работы вы знаете? (рисунок красками, карандашами, фломастерами; аппликация из бумаги, кусочков ткани, природного материала, фурнитуры). Формат А 1.
Выполнение задания.
Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел и детали проработки в зависимости от выбранной техники.
Подведение итогов.
Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.
Ваши работы будут использованы при оформлении обобщающего урока - праздника «Красота земли родной».
Б.Кустодиев. Масленица
П.Грузинский. Масленица
Б.Зворыкин. Открытка «С широкой масленицей»
Б.Кустодиев. Кулачный бой на Москва – реке
Б.Кустодиев. Масленица
Л.Соломаткин. Масленица
С.Кириллов. Скоморох
Ю.Сергеев. Масленица. Красное Село
Б.Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу
И.Левитан. Папоротники в бору
И.Соколов. Ночь на Ивана Купалу
Г.Семирадский. Ночь накануне Ивана Купалы
Рождество Иоанна Предтечи. Икона. Начало XVIв.
Е.Соколов. Колдун
К.Лебедев. Ночь на Ивана Купалу
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ