Конспект урока по ИЗО в 4 классе «Деревня - деревянный мир»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение гимназия г. Гурьевска Калининградской области



















Конспект урока по ИЗО в 4 классе

«Деревня - деревянный мир»









подготовила

учитель ИЗО

Яшихина Ольга Тихоновна















г. Гурьевск

2013

2

ЦЕЛИ

  1. Познакомить учащихся с понятиями избы как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора.

  2. Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

  3. Развивать творческую и познавательную активность.

  4. Формировать практические навыки работы в конкретном материале(бумажная пластик), умение передавать единство формы и декора избы ( на доступном для данного возраста уровне).

  5. Развивать умение работать в коллективе.



Вид деятельности:

Бумажное пластика создание панно с образом традиционной русской деревни.

Планируемые результаты:

Учащиеся повторят умение коллективной работы, овладеют навыками бумажной пластики, приобретут знания о разных формах деревянных построек

Оборудование и материалы:

Для уч-ся: цветная бумага, ножницы, клей.

Для учителя: Компьютер, проектор, экран

Презентация, видеоматериал «Деревня - деревянный мир»

Музыкальный ряд «Русский сувенир», «Балалаечники», танец «Кадриль»

Схема – таблица, с изображением порядка работы с бумагой.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Объявление темы

  3. Введение в тему. Просмотр презентации

  4. физкультминутка

  5. Фронтальная работа с учителем

  6. Самостоятельная работа

  7. Подведение итогов, рефлексия, выставка работ

3

Тема урока 4 класса по программе Б.М. Неменского

«Деревня - деревянный мир»

Ход урока

Жизнь человека всегда была связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.

Презентация: «Деревня – деревянный мир»

На Руси люди в древности строили дома по берегам рек и озер в окружении леса. Реки зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу, но главным их делом стала работа в поле.

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Наши предки отвоевывали землю у леса и превращали ее в пашню. Природа изменялась трудом человека (Слайд 1).

Дерево служило основным материалом для строительства дома, отсюда и слово «ДЕРЕВНЯ», из дерева крестьяне мастерили почти все предметы, нужные в быту.

Деревенские избы в старину ставили не по порядку, а как говорили, «НА РАДОСТНОМ МЕСТЕ», чтобы хозяину было удобно и соседям не мешать.

Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «УЛИЦА». Избы раньше никогда не красили, люди ценили красоту и теплоту цвета дерева, его спокойную силу (Слайд 2).

ИЗБА- это слово звучало в древности как «ИСТОПКА», «ИСТЬБА», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Хозяин заранее рубил массивные бревна для стройки, чаще всего сосну и только после сушки бревен начинал ставить избу. Каждый ряд



4

скрепленных друг с другом бревен составляет ВЕНЕЦ. Венец на венец – и вырастает КЛЕТЬ, или СРУБ (Слайд 3).

ДВУСКАТНАЯ КРЫША – шапка здания. Чем выше, тем легче скатывается снег и дождь. Окна – ОЧИ, ГЛАЗА, СВЕТ (Слайд 4).

Между крышей и срубом закрепляется лобовая доска, которая закрывает стык бревен сруба и крыши. Края кровли ПРИЧЕЛИНЫ и ПОЛОТЕНЦЕ свешивающее в низ закрывают чтобы в щели не попадала влага.

Причелины, лобовая доска, полотенце обязательно украшались резьбой.

Самая украшенная часть избы – это наличники на окнах.

Человек изображал магические знаки – обереги на самых ответственных местах, там, где щели отверстия. Так украшение служило оберегом.

Конь - верный помощник крестьянину в труде, в бою, в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня на крыше избы - КОНЕК КРЫШИ этот конек завершает собой длинное бревно-охлупень, которое закрывает стык обоих скатов крыши (Слайд 5).

ДЕРЕВНЯ – это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения. Здесь и амбары, для хранения зерна, сараи, гумно, баньки, церковь. Все умно, просто, удобно и красиво.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Стали пальчики считать (шевелим пальчиками)
Встали, сели, встали

Руки в стороны, вперед

Потянулись, (руки вверх, ладони соединить)

вправо, влево повернулись

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, Сели

5

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, Сели

Задание

На первом уроке по теме гармония жилья и природы мы выполнили пейзаж, он послужит нам фоном для продолжения работы в технике бумажная пластика.

Выполнить задание:

Коллективное панно «Деревня».

Дом строить будем вместе с учителем (делай как я, делай лучше меня), а украшать самостоятельно насколько позволит вам ваше воображение и фантазия.

Работа с учителем: дети слушают команды, и повторяют за учителем порядок и технику работы с бумагой.

После изготовления основы избы самостоятельная работа:

Украшаем фасад здания узорчатыми деталями причелины, наличники, полотенце, конек для крыши, лобовую доску.

Во время самостоятельной работы звучит музыка народных инструментов «Балалаечники» в исполнении ансамбля «Русский Сувенир»

Схема расположения частей для изготовления дома. Размер листа Ф-А4

См. на доске пособие учителя схему и алгоритм работы в технике бумажная пластика

Наглядное пособие учителя









6.

Взяли лист цветной бумаги Ф-А4 (цвет избы по выбору можно желтый или оранжевый, каричневый…)

Складываем пополам по горизонтали и по вертикали, затем отрезаем по линии сгиба. У нас получились 4 прямоугольника.

1 2

Первый прямоугольник гофрируем по вертикали



7.

Подсказка - полоски складываем мелкой гармошечкой, линию первой полоски можно провести по линейки.



3

Подумай, как сложить бумагу для крыши, забора окна и украшения кровли и окон?



4



Сборка избы на вашем рисунке прошлого урока или на листе цветной бумаги (желательно выбрать цвет зеленой лужайки)

Аккуратно приклеиваем детали к основе, выдерживая норму при использовании клея.

Помните об осторожном обращении с ножницами и клеем, главное в работе аккуратность.

8.

Затем самостоятельно приклеиваем изгородь, украшаем крышу и окно.

Кто первым выполнит это задание, начинает приклеивать заранее изображенных и вырезанных образов крестьян - хозяина, хозяйку и домашних животных.

рис. детей





Компонуем, так чтобы композиционным центром у нас был дом. Создаем улицу (учащиеся вывешивают по порядку на доске свои дома)

В заключении ответить на вопросы презентации.

1 как в древности люди называли свое жилище?

2 из какой самой прочной породы дерева строили дома?

3 как назывались резные украшения дама?

4 назвать художника картины «Золотая осень. Слободка»



9.

О Т В Е Т Ы:

(И. Левитан)

(истьба, истопка)

(сосна),

(причелины, полотенце, лобная доска, наличники, конек)

Выставка работ, просмотр и оценивание.

Уборка рабочих мест и домашнее задание. Подумать, чем деревня отличается от города.

Во время уборки видео танец «Кадриль»































Список использованной литературы

  1. Неменская Л.А. «Каждый народ – художник» Учебник для 4 класса. – М.: «Просвещение», 2000

  2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Вентана-Граф», 2013





Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://nsportal.ru Соц. сеть работников образования, презентация «Деревня – деревянный мир» Аубекирова З.И.

  2. http://get-tune.net Музыка «Балалаечников», Русская народная музыка в исполнении ансамбля «Русский сувенир», «Кадриль»







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ