Конспект урока по ИЗО в 4 классе «Деревня - деревянный мир»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение гимназия г. Гурьевска Калининградской области
Конспект урока по ИЗО в 4 классе
«Деревня - деревянный мир»
подготовила
учитель ИЗО
Яшихина Ольга Тихоновна
г. Гурьевск
2013
2
ЦЕЛИ
Познакомить учащихся с понятиями избы как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора.
Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
Развивать творческую и познавательную активность.
Формировать практические навыки работы в конкретном материале(бумажная пластик), умение передавать единство формы и декора избы ( на доступном для данного возраста уровне).
Развивать умение работать в коллективе.
Вид деятельности:
Бумажное пластика создание панно с образом традиционной русской деревни.
Планируемые результаты:
Учащиеся повторят умение коллективной работы, овладеют навыками бумажной пластики, приобретут знания о разных формах деревянных построек
Оборудование и материалы:
Для уч-ся: цветная бумага, ножницы, клей.
Для учителя: Компьютер, проектор, экран
Презентация, видеоматериал «Деревня - деревянный мир»
Музыкальный ряд «Русский сувенир», «Балалаечники», танец «Кадриль»
Схема – таблица, с изображением порядка работы с бумагой.
ПЛАН УРОКА
Организационный момент
Объявление темы
Введение в тему. Просмотр презентации
физкультминутка
Фронтальная работа с учителем
Самостоятельная работа
Подведение итогов, рефлексия, выставка работ
3
Тема урока 4 класса по программе Б.М. Неменского
«Деревня - деревянный мир»
Ход урока
Жизнь человека всегда была связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.
Презентация: «Деревня – деревянный мир»
На Руси люди в древности строили дома по берегам рек и озер в окружении леса. Реки зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу, но главным их делом стала работа в поле.
Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Наши предки отвоевывали землю у леса и превращали ее в пашню. Природа изменялась трудом человека (Слайд 1).
Дерево служило основным материалом для строительства дома, отсюда и слово «ДЕРЕВНЯ», из дерева крестьяне мастерили почти все предметы, нужные в быту.
Деревенские избы в старину ставили не по порядку, а как говорили, «НА РАДОСТНОМ МЕСТЕ», чтобы хозяину было удобно и соседям не мешать.
Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «УЛИЦА». Избы раньше никогда не красили, люди ценили красоту и теплоту цвета дерева, его спокойную силу (Слайд 2).
ИЗБА- это слово звучало в древности как «ИСТОПКА», «ИСТЬБА», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Хозяин заранее рубил массивные бревна для стройки, чаще всего сосну и только после сушки бревен начинал ставить избу. Каждый ряд
4
скрепленных друг с другом бревен составляет ВЕНЕЦ. Венец на венец – и вырастает КЛЕТЬ, или СРУБ (Слайд 3).
ДВУСКАТНАЯ КРЫША – шапка здания. Чем выше, тем легче скатывается снег и дождь. Окна – ОЧИ, ГЛАЗА, СВЕТ (Слайд 4).
Между крышей и срубом закрепляется лобовая доска, которая закрывает стык бревен сруба и крыши. Края кровли ПРИЧЕЛИНЫ и ПОЛОТЕНЦЕ свешивающее в низ закрывают чтобы в щели не попадала влага.
Причелины, лобовая доска, полотенце обязательно украшались резьбой.
Самая украшенная часть избы – это наличники на окнах.
Человек изображал магические знаки – обереги на самых ответственных местах, там, где щели отверстия. Так украшение служило оберегом.
Конь - верный помощник крестьянину в труде, в бою, в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня на крыше избы - КОНЕК КРЫШИ этот конек завершает собой длинное бревно-охлупень, которое закрывает стык обоих скатов крыши (Слайд 5).
ДЕРЕВНЯ – это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения. Здесь и амбары, для хранения зерна, сараи, гумно, баньки, церковь. Все умно, просто, удобно и красиво.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Стали пальчики считать (шевелим пальчиками)
Встали, сели, встали
Руки в стороны, вперед
Потянулись, (руки вверх, ладони соединить)
вправо, влево повернулись
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, Сели
5
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, Сели
Задание
На первом уроке по теме гармония жилья и природы мы выполнили пейзаж, он послужит нам фоном для продолжения работы в технике бумажная пластика.
Выполнить задание:
Коллективное панно «Деревня».
Дом строить будем вместе с учителем (делай как я, делай лучше меня), а украшать самостоятельно насколько позволит вам ваше воображение и фантазия.
Работа с учителем: дети слушают команды, и повторяют за учителем порядок и технику работы с бумагой.
После изготовления основы избы самостоятельная работа:
Украшаем фасад здания узорчатыми деталями причелины, наличники, полотенце, конек для крыши, лобовую доску.
Во время самостоятельной работы звучит музыка народных инструментов «Балалаечники» в исполнении ансамбля «Русский Сувенир»
Схема расположения частей для изготовления дома. Размер листа Ф-А4
См. на доске пособие учителя схему и алгоритм работы в технике бумажная пластика
Наглядное пособие учителя
6.
Взяли лист цветной бумаги Ф-А4 (цвет избы по выбору можно желтый или оранжевый, каричневый…)
Складываем пополам по горизонтали и по вертикали, затем отрезаем по линии сгиба. У нас получились 4 прямоугольника.
1 2
Первый прямоугольник гофрируем по вертикали
7.
Подсказка - полоски складываем мелкой гармошечкой, линию первой полоски можно провести по линейки.
3
Подумай, как сложить бумагу для крыши, забора окна и украшения кровли и окон?
4
Сборка избы на вашем рисунке прошлого урока или на листе цветной бумаги (желательно выбрать цвет зеленой лужайки)
Аккуратно приклеиваем детали к основе, выдерживая норму при использовании клея.
Помните об осторожном обращении с ножницами и клеем, главное в работе аккуратность.
8.
Затем самостоятельно приклеиваем изгородь, украшаем крышу и окно.
Кто первым выполнит это задание, начинает приклеивать заранее изображенных и вырезанных образов крестьян - хозяина, хозяйку и домашних животных.
рис. детей
Компонуем, так чтобы композиционным центром у нас был дом. Создаем улицу (учащиеся вывешивают по порядку на доске свои дома)
В заключении ответить на вопросы презентации.
1 как в древности люди называли свое жилище?
2 из какой самой прочной породы дерева строили дома?
3 как назывались резные украшения дама?
4 назвать художника картины «Золотая осень. Слободка»
9.
О Т В Е Т Ы:
(И. Левитан)
(истьба, истопка)
(сосна),
(причелины, полотенце, лобная доска, наличники, конек)
Выставка работ, просмотр и оценивание.
Уборка рабочих мест и домашнее задание. Подумать, чем деревня отличается от города.
Во время уборки видео танец «Кадриль»
Список использованной литературы
Неменская Л.А. «Каждый народ – художник» Учебник для 4 класса. – М.: «Просвещение», 2000
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Вентана-Граф», 2013
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru Соц. сеть работников образования, презентация «Деревня – деревянный мир» Аубекирова З.И.
http://get-tune.net Музыка «Балалаечников», Русская народная музыка в исполнении ансамбля «Русский сувенир», «Кадриль»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ