Конспект урока по ИЗО "Выразительные возможности натюрморта" 6 класс

C:\Users\admin\Desktop\урок натюрморт\1.jpg

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»

ул. Первомайская 19 , с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО, 629709 , тел. (34996) 2-30-09, факс (34996) 2-32-12

р/с 40204810900000000013, БИК 047182000, ркц Салехард г. Салехард,

ИНН:/КПП 8909000965 / 890901001 ОКПО 43131735 огРН 1028900508757

электронный адрес: school-salemal@rambler.ru









Районный заочный конкурс методических разработок «Урок года - 2011»



Урок изобразительного искусства

6 класс

Тема: « Выразительные возможности натюрморта».









Автор: Насонова Наталья Анатольевна, учитель изобразительного искусства «Салемальская школа-интернат среднего /полного/ общего образования», Ямальский район

2011 г.



Разработка урока по изобразительному искусству в 6 классе.



Раздел программы: «Мир наших вещей. Натюрморт».


Тема: «Выразительные возможности натюрморта»


Цели:

Образовательная - углубить и закрепить знания учащихся о жанре натюрморта, о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, душевных представлений и представлений окружающего мира.

Развивающая - развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства; развивать навыки работы карандашом, наблюдательность, внимание, зрительную память.

Воспитательная - воспитывать художественный вкус, любовь к музыке, литературе, изобразительному искусству.


Продолжительность урока: 40 минут.


Оборудование: медиапроектор, компьютер, таблицы «Окружность в перспективе», «Построение основных геометрических тел» музыкальный центр, доска, мел, заготовки для натюрморта из цветной бумаги, видоискатель, бумага, карандаш.


Зрительный ряд: Я.Ван Хейсум. Натюрморт с цветами, К..Коровин. Рыбы, вино и фрукты, И..Грабарь. Неприбранный стол, И.Хруцкой. Цветы и плоды, М.Сарьян. Натюрморт. Виноград.


Литературный ряд: стихи о натюрморте, синквейн.


Музыкальный ряд: музыка-релаксация.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка рабочих мест

  2. Сообщение темы урока.

Слайд 1,2,3,4,5,6..

Чтение стихов. Показ слайдов.


Если видишь на картине чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых, белоснежных хризантем.

Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой, 2

Может, чашка или блюдце с золоченою каймой.

А еще и так бывает: нарисована там дичь.

В завершение положим спелых персиков и слив.

А еще в картине может нарисованным быть торт

И поэтому картина называется…натюрморт.

-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?

- О натюрморте.

-Да, будем говорить о натюрморте, но больше внимания уделим его выразительным возможностям.

-Давайте вспомним, что обозначает слово «натюрморт»? А поможет нам в этом Валя.

-Я обратилась к словарю и там говорится, что произошло оно от французского слова «nature morte» в переводе «неживая натура».

-Что изображают в натюрмортах?

-Домашнюю утварь, цветы, фрукты, овощи, дичь и другие предметы.

Роскошные натюрморты - это не только воплощение огромного мастерства художника в передаче неповторимого многообразия натуры, но и выражение его нескрываемого восторга перед красочным богатством окружающей жизни.

Сейчас я представлю вашему вниманию работы двух художников. Давайте их рассмотрим, сравним и постараемся определить выразительные возможности натюрморта.

  1. Актуализация знаний.

Слайд 7.

Первое произведение «Цветы и плоды» Ивана Хруцкого. Натюрморт написан с подлинным мастерством, он очень эффектен. Полотно наполнено пышными, яркими цветами и спелыми, светящимися плодами. Они не просто тщательно написаны, но ярко и поэтично передают живые фактуры – нежность персика, прозрачность винограда, сверкание бликов стекла. Все предметы в картине подобраны очень продуманно, они расположены вдоль края мраморного стола, на переднем плане.

-Давайте внимательно всмотримся и попробуем определить центр композиции.

-Да это ваза с цветами.

-Как вы это определили?

-Художник выделил центр светом.

-Какие по окраске преобладают изображенные цветы?

-Светлой, особенно желтой.

-Но кроме переднего плана художник выразительно показывает нам и глубину картины.

-За счет чего, как вы думаете?

-С огромной тыквы свисают кисти винограда, в правом углу поблескивает стеклянный графин.

Хруцкой великолепно сопоставляет грубоватую кожуру тыквы, матовую поверхность груши и блестящую яблок.

Совсем по-другому решил свой натюрморт «Виноград» Мартирос Сарьян.

-Как вы думаете, ребята, похожи они по своей технике исполнения? 3

-Нет, они совершенно разные. У Хруцкого все предметы изображены фактурно, а у Сарьяна декоративно.

Живопись Сарьяна смотрится как часть красочного ковра, как бы случайно попавшая в поле зрения художника.

-Что изображено на картине?

-Кисти винограда, кувшин, яблоки, груша. На первый взгляд, кажется, что все предметы натюрморта расположены в хаотичном порядке по сравнению с картиной Хруцкого. Но на самом деле композиция сложнее. Сарьян собрал предметы в группы, расположив, их друг за другом, таким образом, передавая глубину пространство натюрморта.

-Ребята, скажите, что общего в этих работах?

-В натюрмортах художники используют яркие цвета, передавая этим какое настроение?

-Художники передают веселое, радостное настроение.

Сегодня на уроке мы вспомним, что обозначает слово «натюрморт», узнаем о выразительных возможностях натюрморта, будем учиться понимать внутренний мир предметов.

-Итак, какими выразительными средствами пользуются художники?

Слайд 8

Для, того, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сыграем в игру «Составь слово». Каждая группа составит слова из слогов, которые будут появляться на слайдах. Победителем будет самая быстрая команда. ( Работа в группах.)

Это:

  1. Композиция

  2. Рисунок

  3. Цвет

Слайд 9.

Хорошо, молодцы.

А сейчас давайте обратимся к нашему натюрморту. Как мы можем его назвать?

-Осенний натюрморт.

-Из каких предметов он состоит?

-Из вазы с осенними веточками, фруктов (яблоки и груша).

Прежде, чем начать рисовать, мы рассмотрим и разберем форму всех предметов.

-Какие геометрические тела они напоминают?

-Яблоко – шар, груша – шар и усеченный конус, ваза имеет сложную форму – верхняя часть – цилиндр, нижняя состоит из двух усеченных конусов.

-Какая плоская фигура лежит в основании вазы?

-Круг.

-Как изменяется круг в зависимости от линии горизонта? Давайте проследим (демонстрация превращения круга в овал и линию)

-Что мы будем рисовать в основании вазы?

-Овал.

-Ребята, возьмите свои видоискатели и определите композиционное расположение натюрморта на листе. 4

-Как расположим альбомный лист и почему?

-Вертикально, потому, что высота натюрморта больше, чем его ширина.

-А сейчас давайте определим основные пропорции предметов и их соотношение, пространственное положение по отношению к вам. Я не зря вас разбила на группы. Каждая группа определят пространственное расположение предметов, и рисует со своей точки зрения. В конце урока мы с вами сравним рисунки.

Показ на доске последовательности выполнения работы.

  1. Выбор формата.

  2. Общее расположение на листе.

  3. Расположение отдельных предметов.

  4. Прорисовка простых форм.

  5. Прорисовка деталей.

-У меня есть условно вырезанные предметы нашего натюрморта, я раздам каждой группе, а вы постарайтесь составить композицию. (Работа по группам, разбор каждой работы на доске).

-Давайте посмотрим и определим правильную композицию, какие ошибки в остальных?

-В одной работе слишком большие предметы, а в другой слишком маленькие.

-Молодцы! Постарайтесь избегать таких ошибок в своих работах. Мы с вами хорошо поработали, а сейчас отдохнем.


Физкультминутка.

Встать, закрыть глаза и нарисовать сначала руками большое яблоко и грушу, потом маленькие фрукты. То же самое проделать указательными пальцами, носом.

Итак, сегодня на уроке каждый из вас попробует нарисовать натюрморт, используя какие выразительные средства?

-Композицию и правильное построение рисунка и конечно постараться передать красоту предметов нашего натюрморта.


  1. Практическая работа. Звучит музыка. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. Контроль организации рабочего места.

  2. Контроль правильности выполнения приемов работы.

  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

  4. Контроль объема и качества выполненной работы.


  1. Итог урока.

Выставка и обсуждение работ.

-Какие выразительные средства использовали вы в своих работах?

-Композицию и рисунок.

-Внимательно посмотрите, видите вы какие-нибудь ошибки в работах по компоновке и рисунку? 5

-Все работы выполнены, верно.


-Вам понравился урок?

-Да!

-А что понравилось больше всего?

-Понравилось работать на уроке, понравилась атмосфера урока, сейчас мы будем больше замечать красоту обыденных предметов.

Серьезные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции.

Картины, написанные художниками, дарят нам радость запечатленного момента, открывают дорогу в мир прекрасного. А я хочу подарить синквейн, посвященный вам:

-Ученики

Способные, талантливые

Рисуют, пишут, лепят

Любимые мои ученики

Спасибо!

И свои впечатления от урока я попрошу вас выразить в форме синквейна.

1группа:

-Учитель

Добрый, любящий

Учит, заботится, оберегает

Любимый наш учитель

Спасибо Вам!

-Спасибо, урок окончен, до свидания.



















6

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ