Конспект урока по ИЗО "Выразительные возможности натюрморта" 6 класс
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»
ул. Первомайская 19 , с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО, 629709 , тел. (34996) 2-30-09, факс (34996) 2-32-12
р/с 40204810900000000013, БИК 047182000, ркц Салехард г. Салехард,
ИНН:/КПП 8909000965 / 890901001 ОКПО 43131735 огРН 1028900508757
электронный адрес: school-salemal@rambler.ru
Районный заочный конкурс методических разработок «Урок года - 2011»
Урок изобразительного искусства
6 класс
Тема: « Выразительные возможности натюрморта».
Автор: Насонова Наталья Анатольевна, учитель изобразительного искусства «Салемальская школа-интернат среднего /полного/ общего образования», Ямальский район
2011 г.
Разработка урока по изобразительному искусству в 6 классе.
Раздел программы: «Мир наших вещей. Натюрморт».
Тема: «Выразительные возможности натюрморта»
Цели:
Образовательная - углубить и закрепить знания учащихся о жанре натюрморта, о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, душевных представлений и представлений окружающего мира.
Развивающая - развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства; развивать навыки работы карандашом, наблюдательность, внимание, зрительную память.
Воспитательная - воспитывать художественный вкус, любовь к музыке, литературе, изобразительному искусству.
Продолжительность урока: 40 минут.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, таблицы «Окружность в перспективе», «Построение основных геометрических тел» музыкальный центр, доска, мел, заготовки для натюрморта из цветной бумаги, видоискатель, бумага, карандаш.
Зрительный ряд: Я.Ван Хейсум. Натюрморт с цветами, К..Коровин. Рыбы, вино и фрукты, И..Грабарь. Неприбранный стол, И.Хруцкой. Цветы и плоды, М.Сарьян. Натюрморт. Виноград.
Литературный ряд: стихи о натюрморте, синквейн.
Музыкальный ряд: музыка-релаксация.
Ход урока.
Организационный момент. Проверка рабочих мест
Сообщение темы урока.
Слайд 1,2,3,4,5,6..
Чтение стихов. Показ слайдов.
Если видишь на картине чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых, белоснежных хризантем.
Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой, 2
Может, чашка или блюдце с золоченою каймой.
А еще и так бывает: нарисована там дичь.
В завершение положим спелых персиков и слив.
А еще в картине может нарисованным быть торт
И поэтому картина называется…натюрморт.
-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?
- О натюрморте.
-Да, будем говорить о натюрморте, но больше внимания уделим его выразительным возможностям.
-Давайте вспомним, что обозначает слово «натюрморт»? А поможет нам в этом Валя.
-Я обратилась к словарю и там говорится, что произошло оно от французского слова «nature morte» в переводе «неживая натура».
-Что изображают в натюрмортах?
-Домашнюю утварь, цветы, фрукты, овощи, дичь и другие предметы.
Роскошные натюрморты - это не только воплощение огромного мастерства художника в передаче неповторимого многообразия натуры, но и выражение его нескрываемого восторга перед красочным богатством окружающей жизни.
Сейчас я представлю вашему вниманию работы двух художников. Давайте их рассмотрим, сравним и постараемся определить выразительные возможности натюрморта.
Актуализация знаний.
Слайд 7.
Первое произведение «Цветы и плоды» Ивана Хруцкого. Натюрморт написан с подлинным мастерством, он очень эффектен. Полотно наполнено пышными, яркими цветами и спелыми, светящимися плодами. Они не просто тщательно написаны, но ярко и поэтично передают живые фактуры – нежность персика, прозрачность винограда, сверкание бликов стекла. Все предметы в картине подобраны очень продуманно, они расположены вдоль края мраморного стола, на переднем плане.
-Давайте внимательно всмотримся и попробуем определить центр композиции.
-Да это ваза с цветами.
-Как вы это определили?
-Художник выделил центр светом.
-Какие по окраске преобладают изображенные цветы?
-Светлой, особенно желтой.
-Но кроме переднего плана художник выразительно показывает нам и глубину картины.
-За счет чего, как вы думаете?
-С огромной тыквы свисают кисти винограда, в правом углу поблескивает стеклянный графин.
Хруцкой великолепно сопоставляет грубоватую кожуру тыквы, матовую поверхность груши и блестящую яблок.
Совсем по-другому решил свой натюрморт «Виноград» Мартирос Сарьян.
-Как вы думаете, ребята, похожи они по своей технике исполнения? 3
-Нет, они совершенно разные. У Хруцкого все предметы изображены фактурно, а у Сарьяна декоративно.
Живопись Сарьяна смотрится как часть красочного ковра, как бы случайно попавшая в поле зрения художника.
-Что изображено на картине?
-Кисти винограда, кувшин, яблоки, груша. На первый взгляд, кажется, что все предметы натюрморта расположены в хаотичном порядке по сравнению с картиной Хруцкого. Но на самом деле композиция сложнее. Сарьян собрал предметы в группы, расположив, их друг за другом, таким образом, передавая глубину пространство натюрморта.
-Ребята, скажите, что общего в этих работах?
-В натюрмортах художники используют яркие цвета, передавая этим какое настроение?
-Художники передают веселое, радостное настроение.
Сегодня на уроке мы вспомним, что обозначает слово «натюрморт», узнаем о выразительных возможностях натюрморта, будем учиться понимать внутренний мир предметов.
-Итак, какими выразительными средствами пользуются художники?
Слайд 8
Для, того, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сыграем в игру «Составь слово». Каждая группа составит слова из слогов, которые будут появляться на слайдах. Победителем будет самая быстрая команда. ( Работа в группах.)
Это:
Композиция
Рисунок
Цвет
Слайд 9.
Хорошо, молодцы.
А сейчас давайте обратимся к нашему натюрморту. Как мы можем его назвать?
-Осенний натюрморт.
-Из каких предметов он состоит?
-Из вазы с осенними веточками, фруктов (яблоки и груша).
Прежде, чем начать рисовать, мы рассмотрим и разберем форму всех предметов.
-Какие геометрические тела они напоминают?
-Яблоко – шар, груша – шар и усеченный конус, ваза имеет сложную форму – верхняя часть – цилиндр, нижняя состоит из двух усеченных конусов.
-Какая плоская фигура лежит в основании вазы?
-Круг.
-Как изменяется круг в зависимости от линии горизонта? Давайте проследим (демонстрация превращения круга в овал и линию)
-Что мы будем рисовать в основании вазы?
-Овал.
-Ребята, возьмите свои видоискатели и определите композиционное расположение натюрморта на листе. 4
-Как расположим альбомный лист и почему?
-Вертикально, потому, что высота натюрморта больше, чем его ширина.
-А сейчас давайте определим основные пропорции предметов и их соотношение, пространственное положение по отношению к вам. Я не зря вас разбила на группы. Каждая группа определят пространственное расположение предметов, и рисует со своей точки зрения. В конце урока мы с вами сравним рисунки.
Показ на доске последовательности выполнения работы.
Выбор формата.
Общее расположение на листе.
Расположение отдельных предметов.
Прорисовка простых форм.
Прорисовка деталей.
-У меня есть условно вырезанные предметы нашего натюрморта, я раздам каждой группе, а вы постарайтесь составить композицию. (Работа по группам, разбор каждой работы на доске).
-Давайте посмотрим и определим правильную композицию, какие ошибки в остальных?
-В одной работе слишком большие предметы, а в другой слишком маленькие.
-Молодцы! Постарайтесь избегать таких ошибок в своих работах. Мы с вами хорошо поработали, а сейчас отдохнем.
Физкультминутка.
Встать, закрыть глаза и нарисовать сначала руками большое яблоко и грушу, потом маленькие фрукты. То же самое проделать указательными пальцами, носом.
Итак, сегодня на уроке каждый из вас попробует нарисовать натюрморт, используя какие выразительные средства?
-Композицию и правильное построение рисунка и конечно постараться передать красоту предметов нашего натюрморта.
Практическая работа. Звучит музыка. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
Контроль организации рабочего места.
Контроль правильности выполнения приемов работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль объема и качества выполненной работы.
Итог урока.
Выставка и обсуждение работ.
-Какие выразительные средства использовали вы в своих работах?
-Композицию и рисунок.
-Внимательно посмотрите, видите вы какие-нибудь ошибки в работах по компоновке и рисунку? 5
-Все работы выполнены, верно.
-Вам понравился урок?
-Да!
-А что понравилось больше всего?
-Понравилось работать на уроке, понравилась атмосфера урока, сейчас мы будем больше замечать красоту обыденных предметов.
Серьезные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции.
Картины, написанные художниками, дарят нам радость запечатленного момента, открывают дорогу в мир прекрасного. А я хочу подарить синквейн, посвященный вам:
-Ученики
Способные, талантливые
Рисуют, пишут, лепят
Любимые мои ученики
Спасибо!
И свои впечатления от урока я попрошу вас выразить в форме синквейна.
1группа:
-Учитель
Добрый, любящий
Учит, заботится, оберегает
Любимый наш учитель
Спасибо Вам!
-Спасибо, урок окончен, до свидания.
6
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ