Конспект урока по ИЗО "Жанры изобразительного искусства. Натюрморт" 6 класс

Бидюк Наталья Вячеславовна учитель ИЗО и черчения КГУ «Средняя школа № 2 города Тайынша» Северо Казахстанской области.

Урок ИЗО по теме «Жанры изобразительного искусства. Натюрморт»

Цели урока:

  • обучающая познакомить обучающихся с жанром изобразительного искусства, понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;

  • развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;

  • воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;

  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

  • узнать о понятии «стиль», его разновидности;

  • развивать творческую и познавательную активность

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Объяснение нового материала – 15 мин.

  • Сообщение темы урока.

  • Беседа.

  • Творческие задания.

  1. Практическая работа – 24 мин.

  • Постановка художественной задачи.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  1. Подведение итогов – 5 мин

  2. Работа во флипчате.

Ход урока.

1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Эпиграф урока. Дело художника — рождать радость. Слайд 1

Паустовский К. Г.

Объяснение нового материала.

Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

В изобразительном искусстве есть виды искусства и жанры искусства. Слайд 2

К жанрам относятся – натюрморт, портрет, пейзаж. Сегодня мы с вами поговорим о жанре изобразительного искусства - натюрморт. Слайд 3

Тема урока «Мир вещей – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами. Слайд 4

Натюрморт в переводе с французского — «мертвая природа». Слайд 5

  • Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее неодушевленные предметы.

  • Натюрморт это группа предметов, объединённая по смыслу и конкретным сюжетом

  • Рассматриваем детские работы, выполненные в жанре натюрморт, определяем вид искусства.

Творческое задание «Собери фразу». Слайд 6

Как же возник и развивался этот жанр?

СD «Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт.

Карта слайд 7

Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии

Голландский натюрморт слайд 8

Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт. Рассмотрим работы выдающихся художников.

Натюрморт Ван Гога слайд 9

Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов? Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.

Натюрморт А. Матисса слайд 10

А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает? Словно его рисовал ребенок.

Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?Нет. Художник передал свое впечатление. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.

Натюрморт Пикассо слайд 11

А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.

Векторный, трехмерный, фото натюрморт слайд 12

В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фото натюрморты. Слайд 13- 14

Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.

Задание на поиск информации. Понятие «Стиль».

Пособие «Стили в натюрморте».

Стили натюрморта

Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда. слайд 15

Творческое задание. «Стиль». Слайд 16

Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт? Слайд 17

Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Так о чем же рассказывает натюрморт?

О человеке.

Что могут вещи рассказать о человеке?

Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

А что помогает передать настроение в натюрморте? Слайд 18

Цвет.

Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности. Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным. Слайд 19

Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными,

противоположными; слайд 20

или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс». Слайд 21

Например, если мы хотим передать состояние бурного восторга, то будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.

А если мы хотим передать сдержанную грусть? Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.

Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит. Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.

Практическая работа.

Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта.

Задача урока изобразить натюрморт и выполнить его в цвете, проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами.

перед вами алгоритм самостоятельной работы слайд 22

  1. Композиционное решение

  2. Набросок

  3. Цветовое решение

  4. Объемность, светотень

  5. Уточнение деталей

Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение.Рисовать мы будем не с натуры, а по шаблону. Далее цветовое решение любыми инструментами художника. Слайд 23-25

Самостоятельная работа учащихся. Музыкальная заставка.

4. Подведение итогов.

выставка. Под названием табличек «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты» учащиеся разместили свои работы, соответственно стилю.

Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.

Анализ работ. Оценки учащихся. Слайд 26

Работа во флипчате

Подобрать определения для слов.


А

В

А

Н

Г

А

Р

Д

И

З

М

Г

О

Л

Л

А

Н

Д

И

Я





К

О

Н

Т

Р

А

С

Т







Н

Ю

А

Н

С





К

О

Л

О

Р

И

Т










М

А

Т

И

С

С




Д

Е

К

О

Р

А

Т

И

З

М






Р

Е

А

Л

И

З

М





С

Т

И

Л

Ь









Учащимся раздаются карточки.

НАТЮРМОРТ в переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма.

ПИКАССО Пабло (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, французский живописец, по происхождению испанец.

ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853 — 29 июля 1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.

АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом.

ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк ) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.

КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.

РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства.

ДЕКОР – (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

Слайд 27

Спасибо. Урок окончен.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ