Конспект занятия "Осень, осень золотая..."



ГБОУ АО для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сасыкольский детский дом»






Конспект занятия


«Осень, осень золотая…»











Составила воспитатель 1 категории

Зуева Татьяна Петровна.











с. Сасыколи

2013 г.






Цели занятия: 1.Формировать представление об окружающем мире; умение создавать в рисунке определенную композиционную форму.

2.Воспитывать стремление самостоятельно создавать образы.

3.Развивать творческую активность, эстетическое восприятие окружающего.


Материалы к занятию: альбомы, простые и цветные карандаши, краски, репродукция картины Левитана «Золотая осень», фонограмма романса «Отговорила роща золотая», «Времена года» Чайковского П.И. , осенние пейзажи(презентация)


Ход занятия.

Организационный момент. Вступительная беседа.

Вопросы к детям.

Каждый день, начиная с конца августа, начала сентября мы с вами наблюдаем картины осени, особенно когда выходим на экскурсию в лесополосу.

Вспомните краски осени. Какие они?

А как красоту осени можно сохранить и любоваться ею зимой?

Правильно! Собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать.

Вспомните, как называется картина с изображением природы? (Пейзаж.)

Многие поэты, художники с огромной любовью и теплотой воспевали исполненную тихой прелести русскую природу. Послушайте, что писал об осени Ф.Тютчев.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,,.

Теперь уж пусто все, простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух ,птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.


А вот как описывает осенний лес поэт Иван Бунин


ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.


Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...


Художник Исаак Ильич Левитан…

Он рано остался сиротой, его детство было безрадостным, а когда он учился в училище живописи, ему часто приходилось голодать. Он написал очень много картин, эскизов, рисунков. Его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Вопросы к детям:

-Какое общее впечатление от пейзажа?

-Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

- Если да, приведите примеры.

-Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

(Дети учатся выражать свои чувства, мысли вслух, дают собственную оценку увиденному)


Сейчас, послушайте несколько стихотворений и скажите, какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу.


Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки;

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый, кленовый.

(В.Авдиенко)

Скучная картина, тучи без конца

Дождик так и льется, лужи у крыльца

Чахлая рябина мокнет под окном,

Смотрит деревушка сереньким пятном.

(А.Плещеев)

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…

(А.Пушкин)

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой ,пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы светлою резьбой

Блестит в лазури голубой

Как вышки, елочки темнеют

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной.

(И.Бунин)


(Дети отвечают, обосновывая свой выбор).


Далее идет показ презентации «Осенние пейзажи»


Ученик:

Осень, осень - златовласка,

Ты приходишь к нам из сказки.

Как прекрасен твой убор

Янтарем горит узор!

Тихо бродишь на приволье

По лесам и по долинам.

Тебя встретим хлебом-солью,

Гроздью алою рябины.


Красоту осени воспевает и поэт С.А. Есенин.


В одной из телепередач, посвященных поэту, его сестра Александра рассказывала: Однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна. Была осень. В саду под окном росла рябина, на закате её гроздья ярко горели. Сергей, заметив, рябину, сказал грустным голосом: «в саду горит костер рябины красной, но никого не греет он». Вскоре после этого Есенин написал стихотворение «Отговорила роща золотая». А позднее композитор Г. Пономаренко сочинил к стихам музыку. Так появился романс «Отговорила роща золотая», который мы сейчас послушаем.

(Звучит фонограмма)

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание поэтов и композиторов. Великий русский композитор П.И.Чайковский написал музыкальный альбом «Времена года»

Послушайте одну из его пьес «Сентябрь. Осень», и под эту музыку я предлагаю вам нарисовать красоту осенней природы.


Перед вами краски, бумага. Попробуйте изобразить осень, такой, какой вы её видите, чувствуете.

(Под тихую, спокойную мелодию дети рисуют).


В конце занятия можно устроить выставку из рисунков детей, поговорить о рисунках, о чувствах детей.


Рефлексия:

-Что вы ощущали, слушая музыку, что представляли?

-Расскажите о своих чувствах, которые испытали, слушая стихи, романсы об осени, рассматривая картины?



Используемые материалы:


1.Фонограмма романса «Отговорила осень золотая» (Depositfiles.com)

2.Подборка стихов об осени (http://www.stihi-rus.ru/deti/osen.htm)

3.Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

4. Аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Сентябрь. Осень».


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ