Конспект занятия "Осень, осень золотая..."
ГБОУ АО для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сасыкольский детский дом»
Конспект занятия
«Осень, осень золотая…»
Составила воспитатель 1 категории
Зуева Татьяна Петровна.
с. Сасыколи
2013 г.
Цели занятия: 1.Формировать представление об окружающем мире; умение создавать в рисунке определенную композиционную форму.
2.Воспитывать стремление самостоятельно создавать образы.
3.Развивать творческую активность, эстетическое восприятие окружающего.
Материалы к занятию: альбомы, простые и цветные карандаши, краски, репродукция картины Левитана «Золотая осень», фонограмма романса «Отговорила роща золотая», «Времена года» Чайковского П.И. , осенние пейзажи(презентация)
Ход занятия.
Организационный момент. Вступительная беседа.
Вопросы к детям.
Каждый день, начиная с конца августа, начала сентября мы с вами наблюдаем картины осени, особенно когда выходим на экскурсию в лесополосу.
Вспомните краски осени. Какие они?
А как красоту осени можно сохранить и любоваться ею зимой?
Правильно! Собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать.
Вспомните, как называется картина с изображением природы? (Пейзаж.)
Многие поэты, художники с огромной любовью и теплотой воспевали исполненную тихой прелести русскую природу. Послушайте, что писал об осени Ф.Тютчев.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,,.
Теперь уж пусто все, простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух ,птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
А вот как описывает осенний лес поэт Иван Бунин
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
Художник Исаак Ильич Левитан…
Он рано остался сиротой, его детство было безрадостным, а когда он учился в училище живописи, ему часто приходилось голодать. Он написал очень много картин, эскизов, рисунков. Его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.
Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».
Вопросы к детям:
-Какое общее впечатление от пейзажа?
-Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
- Если да, приведите примеры.
-Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
(Дети учатся выражать свои чувства, мысли вслух, дают собственную оценку увиденному)
Сейчас, послушайте несколько стихотворений и скажите, какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу.
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки;
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.
(В.Авдиенко)
Скучная картина, тучи без конца
Дождик так и льется, лужи у крыльца
Чахлая рябина мокнет под окном,
Смотрит деревушка сереньким пятном.
(А.Плещеев)
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса
В их сенях ветра шум и свежее дыханье…
(А.Пушкин)
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой ,пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы светлою резьбой
Блестит в лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной.
(И.Бунин)
(Дети отвечают, обосновывая свой выбор).
Далее идет показ презентации «Осенние пейзажи»
Ученик:
Осень, осень - златовласка,
Ты приходишь к нам из сказки.
Как прекрасен твой убор
Янтарем горит узор!
Тихо бродишь на приволье
По лесам и по долинам.
Тебя встретим хлебом-солью,
Гроздью алою рябины.
Красоту осени воспевает и поэт С.А. Есенин.
В одной из телепередач, посвященных поэту, его сестра Александра рассказывала: Однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна. Была осень. В саду под окном росла рябина, на закате её гроздья ярко горели. Сергей, заметив, рябину, сказал грустным голосом: «в саду горит костер рябины красной, но никого не греет он». Вскоре после этого Есенин написал стихотворение «Отговорила роща золотая». А позднее композитор Г. Пономаренко сочинил к стихам музыку. Так появился романс «Отговорила роща золотая», который мы сейчас послушаем.
(Звучит фонограмма)
Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание поэтов и композиторов. Великий русский композитор П.И.Чайковский написал музыкальный альбом «Времена года»
Послушайте одну из его пьес «Сентябрь. Осень», и под эту музыку я предлагаю вам нарисовать красоту осенней природы.
Перед вами краски, бумага. Попробуйте изобразить осень, такой, какой вы её видите, чувствуете.
(Под тихую, спокойную мелодию дети рисуют).
В конце занятия можно устроить выставку из рисунков детей, поговорить о рисунках, о чувствах детей.
Рефлексия:
-Что вы ощущали, слушая музыку, что представляли?
-Расскажите о своих чувствах, которые испытали, слушая стихи, романсы об осени, рассматривая картины?
Используемые материалы:
1.Фонограмма романса «Отговорила осень золотая» (Depositfiles.com)
2.Подборка стихов об осени (http://www.stihi-rus.ru/deti/osen.htm)
3.Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»
4. Аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Сентябрь. Осень».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ