План-конспект открытого урока-соревнования по ИЗО на тему: "Натюрморт"
План-конспект
открытого урока-соревнования по ИЗО на тему:
Учитель ИЗО: Зебрева Н.А.
Цели урока:
обобщение знаний о натюрморте как жанре ИЗО;
развитие композиционного мышления, художественного вкуса;
воспитание любви к изобразительному искусству
План урока:
I. Оргмомент. 2мин.
II. Соревнование. 38 мин.
III. Подведение итогов соревнования. 2 мин.
IV. Обобщение знаний о натюрморте (игра «Синквейн») 3 мин.
Ход урока:
I. 2 мин. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок-зачёт, который пройдёт в виде соревнования, по теме «Натюрморт». Эту тему мы изучали в течение всей четверти и сегодня обобщим знания, которые вы получили.
Заранее я поделила вас на две команды и сейчас попрошу представиться.
Команда «Юные художники»; капитан Карпушкин Артём
Команда «Волшебные краски»; капитан Лопухов Александр
II.5 мин.1 конкурс «Разминка». Он включает в себя знание теории о натюрморте. Я задаю вопросы, а вы, дослушав вопрос до конца, поднимаете руку.
За верный ответ – 1 цветной карандаш.
Как вы знаете «Натюрморт» слово французское, а что оно означает буквально? (Мёртвая природа)
Дайте мне 2 определения натюрморта. (1. Натюрморт – это жанр ИЗО.
Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.)
Когда и где впервые появился натюрморт как жанр ИЗО. (В Голландии в начале 17 века)
Расскажите мне об истории возникновения натюрморта. (В начале 17 века голландцы, после тяжёлой борьбы с испанскими завоевателями, получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. И художники вдохновенно стали писать на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино, поблёскивающее рубиновыми оттенками в бокалах.)
5 мин.2 конкурс «Творческий»
Ребята, я вчера гуляла по берегу реки и нашла бутылку с каким-то посланием. Но, к сожалению, вода повредила некоторые строки письма. Пофантазируйте и сочините пропущенные строчки. Помогите мне узнать, о чём идёт речь! На выполнение задания н.б.5 минут.
«Если картине
на столе,
Или виноград ,
розу
бронзовую ,
Или грушу, ,
Или все сразу,
Знай .
(Если видишь на картине
Самовар ты на столе,
Или виноград в корзине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.)
Ребята, а от какого русского художника могла прийти такая записка? Вы ведь знаете, что в России было тоже много художников, которые писали натюрморты.
Команды, назовите по очереди русских художников писавших натюрморты.
Кто называет больше, получает цветной карандаш.
8 мин. 3 задание Экскурсоводы
Ребята, а где хранятся картины известных художников? Куда люди ходят посмотреть прекрасное? (Лувр – художественный музей в Париже, Эрмитаж – художественный музей Санкт-Петербурга, картинная галерея в Дрездене, государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве и др.)
У нас здесь (показ выставки) конечно не настоящий музей и не галерея, а просто небольшая выставка, которую назовём «Маленький Эрмитаж».
В музеях всегда есть экскурсоводы. И вы сейчас побудите в их роли.
Один представитель от команды, экскурсовод, попробует определить авторов репродукций картин и дать им правильное название.
И.Хруцкий «Натюрморт»
Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»
Хед «Ветчина и серебряная посуда»
Е.Волошинов «Лук»
Т.Ульянов «Натюрморт с книгами»
А.Миньон «Цветы в вазе»
Неизвестный художник «Фрукты и птицы»
Ян Давидс де Хем «Плоды»
Цветной карандаш получит тот, у кого будет больше верных ответов.
Каждый грамотный человек должен уметь дать описание картине. Этому мы учимся на уроках русского языка, литературы, ИЗО, и сейчас вторые экскурсоводы покажут, как они это умеют делать.
(На доске репродукции картин Снейдерса «Натюрморт с лебедем» и Кончаловского «Персики».)
За лучшее описание – 2 цветных карандаша.
3 мин. 4 конкурс «Свет и тень»
Свет и тень важное средство изображения предметов, их объёма, фактуры, положения в пространстве. Освещение может быть фронтальным, когда источник света находится перед предметом. Боковым – источник света слева или справа от предмета.
Контражурным – свет за объектом.
В течение 2 минут попробуйте нарисовать тени предметам в натюрморте при боковом освещении. За правильно нанесённую тень – 1 цветной карандаш.
2 мин. Физкультминутка Ребята! Мне кажется, что вы уже устали сидеть на одном месте, поэтому я вас попрошу энергично подвигаться, потанцевать под весёлую песенку «Оранжевое солнце»
4 мин. 5 конкурс «Создай композицию»
Когда мы говорим о натюрморте, то представляем композицию. А композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Когда мы с вами проходили творчество П.Кончаловского, то говорили, что художники очень много времени отводят на установку предметов в натюрморте, что это очень важно. Иногда, вспоминала жена Кончаловского, Пётр Петрович устанавливал композиции в течение нескольких дней.
И сейчас вам предстоит составить композицию из простых предметов и дать ей оригинальное название.
За лучшую композицию и название – 2 цветных карандаша.
При оценке работ использовать рамку для картин.
10 мин. 6 конкурс «Умелые руки»
А теперь попробуйте аккуратно перенести эту композицию на лист бумаги, выполнив аппликацию-натюрморт. Обратите внимание на то, что у вас есть честно заработанные цветные карандаши. Я попрошу вас, их тоже использовать в работе.
Лучшая работа оценивается 2 цветными карандашами.
III 3 мин Подведение итогов
Ребята! Попрошу вас пересчитать цветные карандаши.
Победила команда …
Участникам этой команды я сегодня за урок ставлю пятёрки.
Команда … получает четвёрки.
Проигравшую команду попрошу не расстраиваться, так как такие уроки-соревнования у нас ещё будут по другим темам.
IV. 3 мин. Обобщение темы о натюрморте.
Ребята! Мы много сегодня говорили на уроке о натюрморте, как жанре ИЗО, вспоминали художников, рисовавших натюрморты, описывали картины, составляли композиции.
И вот сейчас, я попрошу вас составить синквейн на сегодняшний урок, чтобы бы определить ваше к нему отношение.
1. Ключевое слово «Урок»
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. 4 существительных
5. вывод – 1 предложение
Оформление кабинета: На доске записана тема; висят 2 репродукции картины П.Кончаловского «Персики» и Снейдерса «Натюрморт с лебедями»; на специальной решётке выставка «Маленький Эрмитаж» - репродукции картин и работы учащихся.
Для конкурсов: 26 цветных карандашей; 2 письма с пропущенными строчками; два одинаковых рисунка натюрморта; 2 одинаковых набора предметов для создания композиции (батон, лук, свёкла, яблоко, апельсин, банан, книга, тарелка, бокал); рамка для картины; 2 чистых листа, клей ПВА, салфетка, набор вырезанных из цветной бумаги предметов для аппликации); листкы для синквейна.
Используемая литература:
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:
учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский
центр «Академия», 2002
Гайдаренко Е.П. Весёлая Мастерская – Д:.Сталкер, 1997
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ