Технологическая карта урока «Человек в зеркале искусства: жанр портрета» 8 класс
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))
«Человек в зеркале искусства: жанр портрета».
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет - искусство
Класс - 8
Тема урока – Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Построение нового знания о понятии «портрет», «автопортрет», видах портретов;
Сформировать представление о роли и значении портрета в творчестве художника.
Познавательные:
Научатся формулировать проблему, самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (из рассказа учителя, собственного жизненного опыта), осуществлять анализ портрета человека.
Регулятивные:
Овладеют способностями понимать учебную задачу урока; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и критично оценивать свои ответы; Коммуникативные:
Овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Развитие самостоятельности в решении различных задач;
Формирование духовных и эстетических потребностей; отработка навыков самостоятельной работы.
Словарь урока: автопортрет, камерный и парадный портрет, парсуны.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер , презентация.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока (+время)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап. Организационный момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ставит вопрос: готовы ли вы к уроку?
Зачитывает эпиграф урока (работа с презентацией – слайд 2):
"В хорошем портрете, написанном
талантливым художником,
можно увидеть лик эпохи».
В. Иванова
В процессе рассказа создает условия для формулировки проблемного вопроса урока учащимися.
Ставит проблемный вопрос урока: почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?
Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.
Эмоционально настраиваются на урок. Слушают учителя.
Записывают вопрос в тетрадь
2 этап.
Основная часть урока
Предлагает ответить на вопросы:
- Как вы думаете о каком виде жанра пойдёт речь?
Просит дать определение «портрета».
- Какое изображение мы называем портретом? Слушает учащихся.
Демонстрирует слайд 3 с определением
Рассказывает об истории портрета (демонстрация слайда 4 с изображением Нефертити, Тутанхамона).
Выделяет, что в скульптурных портретах соблюдали сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина.
(демонстрация слайда 5 с изображением древнегреческой живописи).
Рассказывает о портретном искусстве эпохи Возрождения и появлении автопортрета (15-16в.в.), (слайд 6 Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет».
Рассказывает об истории портрета в России, делает ударение на то, что первые портреты назывались «парсуны» от слова «персона» и, что они появились во времена Петра 1(слайд 7 А. Матвеев. «Портрет Петра I», «Портрет княгини Голицыной»)
Говорит о появлении парадных и камерных портретов (демонстрация слайд-схемы 8)
Говорит о различии парадного и камерного портретов (слайд 9 А. Антропов. «Портрет Петра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).
Рассказывает о портретах 18 века- портретах – образах, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд 10 (Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», К. Маковский «Семейный портрет»).
Предлагает совершить путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (слайд 11 «Портрет Струйской»).
Ответ: о портрете
Ответ: портрет – это изображение в живописи человека или группы людей
Записывают определение в тетрадь.
Записывают имена художников и названия их произведений
Рассматривают слайд-схему 8, записывают в тетрадь
Рассматривают изображения на слайдах и записывают названия картин и имена художников в тетрадь.
3.Физкультминутка
Предлагает отвлечься и выполнить вместе с ним упражнения для улучшения мозгового кровообращения и гимнастические упражнения для улучшения зрения
Делают упражнения вместе с учителем
Продолжение основной части урока
Предлагает рассмотреть картину Федора Рокотова «Портрет Струйской» и ответить на вопрос: какой представляется вам эта женщина?
Обобщая ответы, говорит, что у каждого произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий (слайд 11): на экране слова поэта Н. Заболоцкого
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Глядела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Прикрытых мглою неудач.
Говорит ещё об одном женском портрете, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд 12 Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).
Зачитывает отрывок стихотворения Я. Полонского, который был очарован образом молодой женщины:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Спрашивает: а какие чувства вызывает у вас этот образ?
Выслушивает мнение нескольких ребят и предлагает ещё раз прочитать эпиграф урока.
Задаёт вопрос: по каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?
Рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»).
Высказывают свое мнение
Один из учащихся зачитывает стихотворение.
Рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И.Чайковского, записывают свои мысли.
Читают эпиграф.
Ответ: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет.
4 этап
Творческая практическая деятельность
Предлагает рассмотреть слайд 13 с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо» и провести сравнительный анализ.
Ставит вопрос: что должен учитывать художник, создающий портрет? (Слайд-схема 14)
Предлагает самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет».
Один из учащихся - художник, который хочет нарисовать портрет. Остальные – натура.
Записывает на доске различные психологические состояния: спокойствие, печаль, радость, боль, плач, гнев.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, помогает учащимся.
Учитель по ходу игры еще раз проговаривает технику создания портретного изображения.
Рассматривают, сравнивают, анализируют.
Ответы: технику исполнения.
Делятся на группы по 5-6 человек
Каждая группа выбирает путём жеребьёвки настроение. Натурщики создают образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти художник использует фотоаппарат.
Повторяет проблемный вопрос урока: почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?
Делает вывод: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку.
Ответ: художник стремится не только передать сходство, но и душевное состояние, а зритель узнаёт из портрета о характере, судьбе изображённого.
Записывают вывод в тетрадь.
6. Рефлексия и оценивание.
Спрашивает:
- Понравился вам урок?
- Что больше всего вас заинтересовало?
- Что нового вы узнали?
Дают ответы.
Отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока.
7 этап. Домашнее задание
Домашнее задание.
1. Знать записи в тетради.
2. Обработать фотографии сделать фильм, подобрать к нему музыку.
3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ