Урок для 1 класса по теме: "Изображать можно то, что невидимо (настроение). Золотая осень"
Суханова Виктория Владимировна,
учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ № 36 г. Белгорода
Класс: 1.
УМК: «Изобразительное искусство и художественный труд»
(Неменский Б.М.)
Учебный предмет: Изобразительное искусство.
Тема урока: Изображать можно то, что невидимо (настроение). Золотая осень.
Цели урока:
Познакомить учащихся с эмоциональным восприятием цвета, с передачей состояния природы с помощью ограничения палитры (яркие теплые цвета.)
Составить у учащихся представление о пейзаже; о различных способах изображения солнца, деревьев; о вариантах их расположения на листе бумаги.
Познакомить с творчеством художников, изображавших осень (Исаак Левитан, Василий Поленов, Иван Шишкин, Архип Куинджи).
Развивать эстетическую отзывчивости ребенка, память, воображение, пространственное мышление.
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, осенним деревьям.
Тип урока: Урок комплексного применения и использования знаний.
Оборудование урока:
Для учителя:
Репродукции картин Исаака Левитана, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи.
Методические пособия – варианты изображения солнца и различных пород деревьев, варианты расположения элементов пейзажа на горизонтальном или вертикальном формате бумаги.
Мультимедийная презентация.
Бумага формата А 3 или А 2.
Гуашь, кисти, палитра, баночка с водой, тряпочка.
Для учащихся:
Бумага формата А 3 или А 4.
Гуашь, кисти, палитра, баночка с водой, тряпочка.
Структура (план) урока:
Организация начала урока
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Выполнение практической работы. Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парту тихо сели
И на доску посмотрели.
Вводная беседа. Сообщение темы.
Послушайте стихотворение и попробуйте угадать, о каком времени года в нем идет речь.
А. Барто ЖУК
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!
Правильно, речь идет об осени.
Какое настроение у осени?
(Разное, бывают дни с пасмурной, хмурой, дождливой погодой, когда все небо серое, солнышка не видно – настроение печальное или грустное.
Бывают дни, когда светит солнце ярко, как летом, деревья и земля переливаются яркими красками разноцветных листьев – настроение веселое, радостное).
Да, в такие яркие солнечные осенние дни вспоминаются строки
Ивана Алексеевича Бунина из стихотворения «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной.
Стоит над светлою поляной.
Сегодня на уроке мы научимся изображать то, что невидимо. Мы будем изображать настроение.
Давайте посмотрим, как изображали осень известные художники:
Исаак Левитан. Золотая осень.
1895. Холст, масло. 82 x 126. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни.
Левитан создал много картин, посвященных русской осени.
На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии. В творческом наследии художника около ста "осенних" картин, не считая этюдов, эскизов, многочисленных рисунков и набросков.
Василий Поленов. Золотая осень.
1893. Холст, масло. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область, Россия.
Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и, прежде всего, за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень», «Осень на Оке близ Тарусы».
«Золотая осень» Поленова - символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.
Иван Шишкин. Осень.
1892. Холст, масло.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Шишкин приобрел редкое мастерство – умение перенести русский лес на картину. Перенести так, что малейшая травинка на холсте видна, и от него не масляной краской, а ароматом цветов и хвои тянет.
Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу, на этюдах. Учась в Академии художеств, он получил множество академических наград и был послан в Германию совершенствоваться в искусстве ландшафта.
«Царем лесов» называли художника современники. «Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки, – писала племянница художника, – чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, делал простой мольберт и располагался как дома». Он умел удобно устроиться над водой на какой-нибудь упавшей березе, чувствуя себя там свободно, причем писал огромные этюды – «чуть ли не в два аршина длиной и шириной».
А в Шмецком лесу, где он писал в последние годы, у него были везде сделаны удобные сиденья из пней, сучков и мха. Без устали работая в этой лесной мастерской, часто отказываясь от посещения друзей и развлечений, он довел свое мастерство до совершенства, научился создавать одинаково убедительно «портреты» корней и хрупкой травинки.
Архип Куинджи. Осень.
1890-1895. Бумага на холсте, масло. 36,8 x 58,7.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Куинджи Архип Иванович - известный живописец. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе.
С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги.
Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.
3.Объяснение нового материала.
Чтобы вам передать в пейзаже, изображающем золотую осень, настроение, необходимо выполнить несколько задач:
Продумать, какие предметы будут изображены на вашей картине. Это могут быть деревья, дома, солнце и любые другие предметы, которые можно встретить в пейзаже.
Продумать, как именно будут изображены эти предметы.
Определить, вертикальный или горизонтальный формат бумаги вам необходим.
Выбрать, как предметы будут расположены на данном формате (художники говорят – закомпоновать предметы на листе бумаги).
Взять яркие цвета (в основном потребуются теплые цвета), выполнить работу в цвете.
Проанализировать выполненную работу – удалось ли вам нарисовать золотую осень? Удалось ли передать яркое солнечное настроение последних теплых деньков?
Посмотрите, как по-разному можно изобразить на картине солнце:
Посмотрите, как по-разному можно изобразить на картине деревья:
Варианты контурного изображения:
Варианты графического изображения:
Варианты размещения элементов пейзажа на листе бумаги деревья:
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
Практический показ учителем варианта выполнения пейзажа.
Самостоятельная работа детей.
Выставка работ учащихся.
Итог урока. Рефлексия.
Список использованной литературы:
Стариченко Н.Л. Принцип многообразия в детских рисунках – основа художественного развития личности./ В сборнике «Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. Материалы международной конференции «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в 21 веке»17-19 февраля 2003г.» - М.: Институт художественного образования РАО, 2003г.
http://festival.1september.ru/articles/213098/ - физкультминутка
http://smallbay.ru/kuingi.html - об Архипе Куинжди
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26153/ - о Иване Шишкине
http://www.tanais.info/art/pic/shishkin34.html - картины Исаака Левитана, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, информация о картинах Исаака Левитана и Василия Поленова.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ