Урок для 7 класса по теме: "Земная жизнь Пресвятой Богородицы"
7 класс.
Библейская тема в произведениях зарубежных и русских художников.
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери».
Проблема урока.
Какие темы мы назвать вечными на протяжении всей истории, и какое место они занимают в культуре народа.
Цель:
Выяснить какие темы в изобразительном искусстве можно назвать вечными;
Выяснить как произведения художников, писателей, композиторов влияют на формирование религиозных убеждений и духовное развитие человека.
Задачи урока:
Познакомить детей с произведениями художников, писателей, поэтов и композиторов посвященными Вере, библейским сюжетам;
Развивать эстетический вкус, наблюдательность, образно – творческое мышление;
Развивать интерес к предмету и изобразительному искусству.
Введение детей и подростков в мир традиционных духовных, культурных и семейных ценностей, поддержка традиции бережного отношения к женщине, закрепление семейных устоев для показа значения в нашей жизни главного человека — Матери; отдания дани матерям, выражения почтения и уважения их труду, мужеству и просто любви.
Найти сходные и различные черты Богоматери в работах художников разных времён и стран;
Создать свой идеал женщины – матери.
Оборудование:
Репродукции икон, картин Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Л. Кранаха, П.О.Ренуара, В.Васнецова, М.Врубеля, К.С. Петрова – Водкина, А.А. Дейнека, А. Грицай, Ю. Кугач. Б. Кустодиева, А.В. Туранова и др.
Мультимедийная презентация.
Карточки.
Класс работает по группам.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Основной этап.
1. Постановка проблемы.
В искусстве есть великие, вечные темы. Пройдет много веков, а они не перестают трогать наши сердца и побуждать на создание новых произведений.
Вспомните, какая общая тема объединяет творчество этих великих художников.
№ слайда
учитель
ученики
№ 2
Иконописцы
Рафаэль Санти
Леонардо да Винчи
Лукас Кранах
В.Васнецов
М.Врубель
К.С. Петров – Водкин
Рассматривание и обсуждение в группе
Конечно, вы догадались! Это тема – материнство. Она близка каждому человеку и превращается во всеобъемлющий образ Богоматери. Идеал материнства, священные узы между матерью и ребёнком – вот главные мотивы от иконописных ликов богородиц, мадонн титанов Возрождения до произведений современных художников. Каждый человек пытается постичь эту тайну, но каждый раз открывал её по - своему.
Наша задача сегодня - найти сходные и различные черты Богоматери в работах художников разных веков и стран.
2. Работа над решением проблемы.
Начнём мы, пожалуй, с иконы. На Руси иконы с изображением Богородицы особо почитаются. Не было и нет сейчас дома в котором хранится такая икона. Каждая русская женщина просит Пресвятую Богородицу о здравии и благополучии её ребенка.
Слово икона по-гречески означает изображение, образ. Иконопись – особый вид живописи. Икона отличатся от картины или портрета не только тем, что она пишется на деревянной доске темперными красками (растертыми на яичном желтке или специальном клее). У нее свое содержание, свой язык, свое назначение: говорить людям о Боге, говорить о вечном.
Иконы условно делятся на три основных иконографических типа.
№ слайда
учитель
ученики
№ 3-9
Одигитрия (ГРЕЧ.) - путеводительница.
Елеуса (ГРЕЧ.) - умиление.
Оранта (ГРЕЧ.) - молящаяся.
Иконография образа: Богородица с Иисусом Христом на руках: одной рукой Она указывает на Сына, Иисус не склоняется к Матери и не обнимает Ее, а смотрит строго перед Собой, правой рукой благословляет, в левой руке держит свиток - знак Его Учения.
Иконография образа: Богородица и Младенец Иисус склоненные друг к другу. Иисус обнимает Мать и прикасается к ней щекой.
Млекопитательница – еще одна разновидность иконографии "Умиление". Отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа.
Иконография образа: изображение Богородицы с воздетыми в молении руками без Младенца. Разновидности:
«Великая Панагия» (греч.) - «Всесвятая» - Богородица в полный рост с Богомладенцем.
«Знамение» - поясное изображение Богородицы с Младенцем.
«Неупиваемая чаша» - поясное изображение Богородицы с Младенцем в чаше.
Рассматривание икон. Соотнесение с иконографическими типами.
Всмотритесь в лики Богоматери – это особый, иконописный образ: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на обычных людей, каких мы встречаем в жизни. Это человек святой. Богоматерь и Богомладенец – знак соединения небесного и земного. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмный тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.
Работа в группе. У вас на столе репродукции икон и карточки. Рассмотрите иконы и выпишите из группы слов те чувства, которые вы соотнесли с ликом представшим перед вами.
Карточка№1.
/ Грусть, гордость, кротость, нежность, ласка, печаль, радость, скорбь, страдание, тревога, умиление. /
№ слайда
учитель
ученики
10. Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как "радость святой печали”. Эти слова точно передают и главный смысл.
На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности, предчувствие беды.
Сравните слова в карточке с текстом.
Сопоставление.
Вывод: Иконы Богородицы представляет собой высокое богословие, которое человек, предстоящий пред образом, воспринимает на языке линий и красок. Соприкосновение двух ликов: Богоматери и Богомладенца – знак соединения небесного и земного, а Сама Богородица Царица Небесная.
А теперь перенесёмся в 15 век в эпоху Возрождения, где самая популярная тема искусства – изображение мадонн. Этим образом были по настоящему очарованы великий Леонардо, изысканный Рафаэль, талантливый и работоспособный Микеланджело, Лукас Кранах. Снова и снова обращались к нему, стремились к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного духовно и физически. Дева Мария с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
№ слайда
учитель
ученики
№11-15
Репродукции картин Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи,
Лукас Кранах, Андреа дель Вероккио.
Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», в которой гениально воплощена идея материнства.
Рассматривание
Работа в группе. На столе репродукция картины, рядом карточка с кратким сюжетом картины. Найдите сходные и отличительные черты произведения с русскими иконами.
Карточка №2.
/ В центре Мадонна с младенцем на руках, справа от героини – Святой Стикс, слева – святая Варвара, внизу ангелочки, фон картины – поющие ангелочки. /
Сходные признаки
Различие
Примерные ответы
-
Сходные признаки
Различие
Каноны цвета – цвета одежды Марии, Стикса, Варвары (синий, коричневый, тёмно – вишнёвый, золотой);
Нимб вокруг ликов святых, свечение от Мадонны и Христа;
По типу иконы – умиления.
Мадонна предстаёт в образе обычного человека, который идет навстречу нам;
Нет оклада;
Нарисован занавес
Обсуждение.
- Какое сходство вы нашли?
- Какие отличия? Давайте обсудим.
Вывод: Рафаэлевская Мадонна – земное, реалистическое изображение женщины-матери, написанное по Еванглиевскому писанию. В её образе сочетается простота, нежная женственность и царственное величие.
Тема образа женщины – матери звучит в произведениях художников 19 века: А.Г. Венецианова, П.О. Ренуара, в алтарных образах М.Врубеля и В.Васнецова.
№ слайда
учитель
ученики
16-18
Репродукции П.О.Ренуара, В.Васнецова, М.Врубеля.
Какие образы создают эти художики?
Ренуар образ земной женщины.
Венецианов – русские женщины крестьянки, матери.
Васнецов и Врубель создают кононические образы, расписывая русские храмы.
В искусстве 20 века совершенно по - новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренные человеческие чувства. Обращаются к этой теме К.С. Петров – Водкин, А.А. Дейнека, А. Грицай, Ю. Кугач, Б. Кустодиев, П. Кузнецов, О. Катюжанская и другие.
№ слайда
учитель
ученики
19-27
Репродукции К.С. Петрова – Водкина, А.А. Дейнека, А. Грицай, Ю. Кугач. Б. Кустодиева, А.В. Туранова.
Что объединяет произведения современных художников?
Все они, следуя традициям иконописи, воспевают, восхваляют и возносят образ матери на высокий пьедестал любви.
Работа в группах: Посмотрите на слайды и соотнесите картины с типом иконы. Работа по карточкам.
Репродукции
Тип иконы
Примерные ответы.
Репродукции
Тип иконы
Петров-Водкин «Мать», «Петроградская мадонна»,
П. Кузнецов «Материнство»,
Пресвятая Богородица
Млекопитательница
О. Катюжная «Утро»
Ю. Кугач «У колыбели»
Умиление
Постановка задачи.
- Рассмотрите ещё раз эти произведения и скажите, какое из них ближе к иконе.
- «Петроградская Мадонна» Петрова-Водкина.
№ слайда
учитель
ученики
27. «Петроградская Мадонна» К.С. Петрова-Водкина.
Почему вы так решили?
Сравните с образом Богоматери.
Из иконы художник перенял уплощенность, идеально плавный овал, тонкость моделировки. Взгляд Мадонны скользит мимо зрителя вдаль.
Цвет тоже связан с иконной символикой, ограниченно – плоский.
Одежда матери – зелёный – надежда на будущее.
Платок, распашонка – белый – чистота.
Накидка матери – красный – кровь, жертва.
А теперь среди остальных работ найдите образ матери, который ближе вам и создайте свой идеал женщины – матери. Таким идеалом может быть ваша мама. Назовите свою работу «Мать и дитя».
3. Этапы работы.
Выберите положение листа в соответствие задуманного сюжету.
Компоновка рисунка, продумывание композиции.
Набросок в графике.
Каноны рисования тела человека, лица.
Соотношение, пропорции.
Прорисовка мелких, существенных деталей.
Работа в цвете.
4. Подведём итог работы. Анализ работ. Выставка. Просмотр работ, выполненных детьми на данную тему. Слайд № 28-30.
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!
Л. Рогожников
Хочу закончить урок словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
№ слайда
учитель
ученики
31
«Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Её Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья – Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери».
Посмотрите на последний слайд. Он подведёт итог нашему уроку.
Чтение слов
ЛИТЕРАТУРА:
Языкова И.К. Богословие иконы. 1995 г.
Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе.
Стародубцев О.В. Церковное искусство Русской Церкви с крещения до наших дней.
Успенский Л.А. Богословие иконы.
100 великих картин. Энциклопедия.
Газета «Первое сентября» «Искусство».
Библейская тема в произведениях зарубежных и русских художников.
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери».
7 класс
Жанр Урок изобразительного искусства
Автор работы: Грудьева Наталия Алексеевна
Должность Учитель изобразительного искусства
Школа МОУ СОШ № 9
Населённый пункт ст. Староминская
наименование муниципального образования Староминский район
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ