Урок для 9 класса по теме: «Жанр Портрета в башкирской живописи»
Разработка урока по предмету
Культура Башкортостана
для 9 класса по теме «Жанр Портрета в башкирской живописи »
Автор: учитель СОШ№155
Октябрьского района городского округа гУфа
Даминева Айгуль Салаватовна
Цель урока: ознакомиться с жанром портрета, проследить развитие портретного жанра в живописи Башкортостана, узнать о художниках – портретистах.
Задачи урока:
1. Обучающая: раскрытие термина – портрет, виды портретов, научиться отличать жанр портрета от других жанров.
2. Развивающая: развивать художественный вкус, приобщиться к изобразительному искусству, анализ и систематизация новых знаний.
3. Воспитывающая: умение творчески подходить к заданиям, внимание, дисциплина на уроке.
Тип урока: получение новых знаний.
Методы урока: словесный, наглядный, использование ТСО.
Оборудования для учителя: методическая литература, наглядности виды портретов , портреты художников ,репродукции картин, справочная литература, компьютер и диапроектор(или интерактивная доска), заготовки по видам портретов- схем.
Оборудования для учащихся: учебник, тетрадь, словарь, ручки.
План урока:
1.Организационный момент 1-2 мин
2.Повторение 2-3мин
3.Подведение к теме 2мин
4.Новая тема 30мин
5.Самостоятельная работа 5-6мин
6.Анализ урока 2-3мин
7.Подведение итогов. 1-2мин
Число
Портрет .
Эпиграф
Оформление доски;
Эпиграф: Это нечто прекрасное, рисовать человека, нечто живое, чертовски трудно, но прекрасно…
В.Ван Гог
Организационный момент .
Здравствуйте ребята ! Садитесь.
Повторение .Вопросы для повторения:
1.Что такое Изобразительное Искусство ?
С какими видами Изобразительного искусства вы знакомы?
Какие материалы использует художник в своей работе?
Вы пробовали сами изобразить кого-нибудь?
Подведение к теме.
Самое сложное говорят художники это изображать человека.
- Как вы думаете ,почему?(вопрос к учащимся)
- Да, правильно, требуется соблюдать пропорции, движение рук и ног, поворот головы и т.д (Предполагаемый ответ учащихся).
- Что по -вашему является главным в изображении портрета человека? ?(вопрос к учащимся)
- Выражение лица, передать черты лица, похожесть и т.д .(Предполагаемый ответ учащихся).
Да конечно это все имеет большое значение, но сами художники считают и обсуждают на выставках ,прежде всего не сходство с изображаемым человеком а состояние, настроение и душу портретируемого.
Новая тема. Введение .
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешности человека(статуям придавали портретное сходство чтобы душа нашла своего владельца после смерти).
Идеализированные портреты философов, поэтов в скульптуре известны нам Древней Греции. Расцвет жанра портрета был в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан). В 17 веке в европейской живописи появляются жанры портрета: камерный, парадный.
В России портретный жанр появляется с начала 18века . Художники – портретисты: Ф.Рокотов, Д.Левицский, О. Кипренский, К.Брюллов, В.Перов, И.Репин и т.д.
С начала 1960 годов жанр портрета в живописи появляется в Башкортостане.
- Почему так этот жанр поздно появился в башкирской живописи? Может кто-нибудь из вас знает? (вопрос к учащимся)
- Влияние религии – ислам(запрещает изображать живые существа), мало было учебных заведений обучающих живописи, больше развито было ДПИ и т.д. .(Предполагаемый ответ учащихся).
Вспомним первого художника из башкир, Касима Девлеткильдеева, его работа «Башкирка в голубом». Работа привлекает своей чистотой и гармонией красок. На ней скромное платье сине-голубого цвета. Только она забыла снять боты не размеру. Из украшений на ней только тоненькая ниточка бус. Лишь молодость и красота от природы и ничего лишнего. Первые портреты были в основном национальные. Что значит национальный? Это ребята уже следующая часть нашего урока виды портрета.
Прежде чем перейти к видам портретов. Запишем определение .
Портрет – это жанр изобразительного искусства, изображение одного или группы лиц.
Функция портрета: кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся передать в портрете внутреннюю красоту и духовный мир, настроение , характер изображаемого.
Цель портрета: отразить историческое время , каким видел мир художник, душевная гармония или внутренний драматизм портретируемого.
Художники – портретисты: Р. Н. Нурмухаметов, А. Ф. Лутфуллин, А. А. Кузнецов, Н.А. Русских, А.Н.Платонов, Ф. А. Кащеев, А.С.Арсланов и другие. Рассматриваем некоторые репродукции и разбираем на виды портретов, учимся разбирать технику исполнения, характер и количество изображаемых.
Художник Рашит Нурмухаметов работает преимущественно в области портрета и жанровой живописи. Его портреты – это галерея замечательных людей нашей республики. Известны портреты С.Агиша(1953),З.Исмагилова (1974), М.К.Якубова(1967),В.А.Гиззатуллина (1967),З.А.Насретдиновой(1955), М.Карима (1974). Яркая цветовая гамма , энергичный мазок материализует образы, акцентирует внимание зрителей на волевой собранности, душевной ясности изображаемых. Портреты Нурмухаметова пронизаны добротой, этому пример портрет матери. Глядя на эту работу понимаешь как дорога ему мать, уважение и поклонение чувствуется. Через свои работы художник отражает нам богатый духовный мир, переживания и любовь к своим портретируемым подопечным.(Рассматриваем с учащимися соответствующие репродукции).
В работах художника Ахмата Лутфуллина раскрыты черты башкирского народа, ведь его творчество духовно связано с жизнью деревни, представления простых жителей о добре и зле, справедливости. Люди разных возрастов, типов, характеров – старики, старухи, молодые девушки, колхозники, артисты и другие. Таков портрет «Мать героиня-Ишмурзина»,здесь старается передать художник богатство внутреннего мира, чувство гордости и красоту национального характера. (Обсуждаем репродукцию вместе с учащимися и выслушиваем мнения о портрете ).
Самостоятельная работа.
Теперь в учебнике открываем страницу (110-149), внимательно рассматриваем репродукции и выбираем портреты. Каждый портрет разбираем по плану:
Название работы.
Ф И О художника.
Вид портрета.
Техника исполнения.
Характер .
Начнем вместе и остальное закончите дома. Будут вопросы смело задавайте.
Анализ урока.
Надеюсь вам всем понравился урок. Говорить о портрете можно много и конечно надо посещать выставки, видеть художника за мольбертом и ощущать атмосферу творчества. Послушать самих художников о технике выполнения портретов.
Вопросы для закрепления:
Что нового вы узнали на уроке о портрете?
Как вы понимаете характер портрета?
Какие новые виды портретов вы теперь знаете?
Как вы бы хотели чтобы художник вас изобразил на портрете?
Подведение итогов.
Самым активным учащимся выставляю оценки. Благодарю помощников.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ