Урок по теме: «Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. Наличники»

Региональный компонент на уроках изобразительного искусства с использованием ИКТ.



«Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. Наличники».


Цели урока: Образовательные:

1. Познакомить с историей появления резьбы и росписи на

наличниках, с техникой ее выполнения.

  1. Выполнить роспись заготовки наличника, используя

традиционные узоры.

3.Собрать материал для проектных работ.

.

Развивающие:

Развивать эстетический вкус школьников, их внимание,

память, способность анализировать и обобщать.


Воспитательные:


Прививать любовь к искусству наших предков, которое

и сейчас, по истечении веков, удивляет и восхищает нас,

как все подлинное и древнее.


Задание: Эскиз наличника для русской избы.

Материалы и инструменты: Гуашь, белая бумага, кисти, ножницы,

цветная бумага, клей, гуашь.


Зрительный ряд: Слайды с изображением фондов «Русские промыслы»,

образцы детских работ, иллюстрации книг, таблицы с

элементами образцов наличников, фотографии домов,

охраняемых государством, наличников с различным

типом оформления.

Музыкальный ряд: В качестве фона русские песни.


Литературный ряд: Стихотворение Н.Клюева «Изба-богатырица»,

Народная песня « У ворот вились вереюшки».

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

II. Новый материал:


Перед учениками на доске размещен рисунок - аппликация русской избы. Размеры такие, что окно должно быть чуть меньше альбомного листа. Дом выполнен из ватмана, картона, цветной бумаги. За основу лучше взять подлинный дом. На моих уроках я делаю макет с дома по улице Тургенева в городе Бийске. Построен он по типу «кошель», наиболее характерному для Сибири, для нашего района.

Учитель: Изба- богатырица,

Кокошник вырезной,

Оконца, как глазница,

Подведены сурьмой.

Кругом земля- землица

Лежит пьяна дождем,

И бора-старичища

Подоблачный шелом.

--------------------------

Седых веков наследство

Поклон вам, труд и пот!

Это стихотворение Николая Клюева посвящено русской избе. Как красиво жить в таком доме! А еще прекраснее построить такой дом своими руками. Мастера: плотники, резчики по дереву чаще всего не оставляли имен на своих произведениях, а такие вот дома и принято считать произведением искусств. И построенные ими дома стоят столетия , удивляя и радуя нас своей красотой и неповторимостью.


Учитель: А вы, ребята, видели красивые, резные дома?

Ученик: В нашем селе многие здания построены в начале прошлого столетия, но до сих пор удивляют всех своей красотой и прочностью. Это здание детской музыкальной школы, районной библиотеки. Они как сказочные теремки, затерявшиеся среди кирпичных современных зданий.

Учитель: Ребята, в нашем селе много умельцев, которые свои дома построили по старинной технологии.

Ученик: ( Проектная работа. слайд- фильм о красивейший домах родного села. Показ сопровождается рассказом учащегося о мастерах, построивших дом)


Учитель: Как хорошо, что среди нас живут такие умельцы! А мы сегодня тоже попытаемся украсить дом, мы поработаем резчикам по дереву. Ребята, посмотрите на наш дом. Чего не хватает в нем?

Ученик: В нашем доме не хватает наличников.

Учитель: А может мы оставим дом без наличников?

Ученики: Без наличников дом кажется слепым.

Учитель: Мы достроим наш дом! В старинной народной песне, записанной фольклористом Степаном Ивановичем Гуляевым у нас на Алтае, есть такие слова:

У ворот вились вереюшки,

У широких завивалися.

Как ни сами они вилися-

Завивали-то их плотники

Топорами-то булатными…

А нашими помощниками сегодня будут краски, ножницы, бумага и кисти.

А что можно изображать на наличниках?


Учитель: ( Показ слайдов с видом наличников)

На Руси на наличниках узоры были геометрические, растительные, а иногда мастера изображали даже русалок. А ведь это не случайно. Русалки по одним поверьям живут во ржи , когда она цветет и наливается. По другим- это девушки с рыбьим хвостом и зелеными волосами. По третьим поверьям- во время русальей недели по полям блуждают нагие девушки , они нападают на людей и умерщвляют их щекотами. И в народе появились обереги от русалочьих чар. Русалки боятся креста, очерченного кругом.

Этнографами установлено, что в домовой резьбе русалки, это берегини.

А еже на наличниках изображали птиц, но не точную копию каких-то определенных птиц, а их символы.

Встречаются изображения людей, но чаще всего все-таки это цветы, листья и замысловатые узоры.

Учитель: Я думаю, что у вас уже появились свои идеи как украсить наличники нашего дома. Перед вами заготовки, на которые нужно нанести узор, я желаю вам удачи.( Перед каждым ребенком лежат показы с элементами украшения наличников.


Практическая работа.

Оценка работ.( Дети примеряют свои наличники к окнам дома-макета. Оценивают работы с комментариями.)


Итог урока: Так для чего нужны наличники? Наличники нужны для красоты. Как здорово жить в таком красивом доме! Как жаль, что все меньше и меньше остается теремков на нашей земле, а увидишь такое чудо где-то в алтайском селе, подойдешь к нему полюбуешься, и так хочется спросить: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ