«В мире прекрасного»

Программа

художественного образования детей






«В мире прекрасного»

(возраст детей 12-18 лет)

















Автор: Аксенова Инна Владимировна

учитель изобразительного искусства и черчения

высшей категории

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 86

г. Краснодара










«Искусство заключается в том,

чтобы найти

необыкновенное в обыкновенном и

обыкновенное в необыкновенном»

Д. Дидро



Пояснительная записка


Одной из главных задач на занятиях художественным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).


Изобразительному искусству доступен весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полёт фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и тончайшие оттенки настроений. Специфика технических основ каждого из видов изобразительного искусства способствует раскрытию всего спектра этого мира посредством собственных, своеобразных приёмов, открывая широчайшие возможности перед творящим человеком.


Программа “В мире прекрасного” призвана кратко очертить главные особенности основных техник живописи и графики.

В процессе изучения данного курса предполагается реализация не только познавательных, образовательных, но и воспитательных, и творческих задач.


Содержание программы складывается из последовательного рассмотрения основных техник живописи и графики, материалов, ими используемых, изучения своеобразия их художественного языка и специфических приёмов. Программа предусматривает краткие обращения к истории техник изобразительного искусства и включает анализ выдающихся памятников мировой культуры.

Кроме теоретической части, программа предполагает включение разнообразной практической работы: от написания рефератов о творчестве художников, отдающих предпочтение тем или иным техникам изобразительного искусства, до практического освоения основ отдельных техник (например, акварели, пастели и гуаши в живописи) и выполнения творческих работ с их использованием. Почасовое распределение так же предусматривает более глубокое изучение тех техник изобразительного искусства, практическое освоение основ которых представляется наиболее доступным и интересным для учащихся.

В процессе работы также запланированы посещения художественных музеев, галерей, выставок, мастерских художников и др. с целью углубленного знакомства с той или иной техникой на примере оригинальных произведений искусства.


Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, художественное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.


Во внеурочной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся.

В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

Программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

Освоение материалов в основном происходит в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, пастель, для графики – карандаш, тушь, перо, гелиевую ручку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж.

Стремление к овладению профессиональными знаниями, желание изучать живую натуру, выразить свое отношение к природе и ко многим явлениям окружающей жизни заставляют подростка исследовать свои пока еще скрытые возможности в каждом из видов изобразительной деятельности.

По мере усложнения задач, как в композиционной деятельности, так и при работе с натурой детей (на примере их собственного творчества) подводят к таким понятиям, как композиционный ритм, цельность, пластическая выразительность, обобщенность. Это посожжет им в дальнейшем воспринимать произведения искусства в музеях и на выставках.

Работая по программе, дети не только создают индивидуальные работы в области живописи, графики, но и участвуют в различных художественных мероприятиях.


Программа рассчитана на два года обучения: первый год обучения 144 часа (2 часа по 2 раза в неделю во внеурочное время); второй год обучения 144 часа (2 часа по 2 раза в неделю во внеурочное время).

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 12- 18 лет.

В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито.


В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.


Цель данной программы — способствование всестороннему развитию личности учащегося и его введению в художественную культуру, формирование у него готовности и способности к самостоятельному духовному освоению подлинных общечеловеческих и национальных ценностей, стимулирование раскрытия его творческого потенциала.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.



Задачи программы:

Обучающие:

- знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

- обучение основам рисования с натуры, по памяти и по воображению;

- знакомство с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью рисунка в их творчестве.


Развивающие:

- развивать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа, внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- создание условий для развития творческого потенциала ребенка, его познавательной активности.


Воспитательные:

- создание комфортной среды педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществление трудового и эстетического воспитания школьников;

- воспитание в детях любови к родной стране, ее природе и людям.


Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.


А также различные методы обучения:

- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ и упражнений).

- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).



Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).


Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.


Средства обучения:

- методические пособия и книги по технике и основам живописи и графики;

- готовые изделия в техниках: граттаж, монотипия;

- инструменты, материалы и принадлежности


Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

- применение индивидуальных, групповых форм обучения;

- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.



Предполагаемые результаты работы


К концу первого года обучения учащиеся должны:


Уметь организовывать свое рабочее место.

Овладеть практическими навыками и приемами работы с акварельными красками, гелиевой ручкой.

Знать основные виды и жанры изобразительного искусства.

Уметь следовать устным инструкциям, выполнять упражнения по теории цветоведения, композиции.

Работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности

Знать историю развития видов изобразительного искусства и современные техники изобразительного искусства.

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить работу.


К концу второго года обучения учащиеся должны:


Уметь четко работать с инструментами.

Овладеть навыками культуры труда.

Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных творческих работ.

Знать и уметь выполнять композиции в технике монотипии, граттаж.

Уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.

Формы и виды контроля

виды контроля

содержание

методы

сроки контроля

Вводный

Области интересов и склонностей. Уровень ЗУНов по искусству.

Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся

Сентябрь

Текущий

Освоение учебного материала по темам, разделам

Творческие и практические задания, выполнение упражнений

По каждой теме

Творческий потенциал учащихся

Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в окружных, городских и краевых выставках: «Город мастеров», «Зеркало природы», «Портфолио», международных фестивалях и конкурсах

В течение года

Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю

Наблюдение, тестирование, проектная деятельность

1 раз в полугодие

Коррекция

Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана

Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле


В течение года

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста

Зачетные, творческие работы. Создание портфолио учащихся. Выполнение творческого проекта

Апрель

Май







Учебно-тематический план программы

дополнительного художественного образования детей

«В мире прекрасного»

144 часа в году во внеурочное время, по 2 часа 2 раза в неделю

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теоретическое

практическое

Первый год обучения

I.

Основы композиции.


34

15

19

II.

Жанры изобразительного искусства.


8

7

1

III.

Виды изобразительного искусства. Живопись.


102

37

65

Итого:

144

59

85

Второй год обучения

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теоретическое

практическое

I.

Виды изобразительного искусства. Рисунок. Основы изобразительной грамоты.


26

14

12

II.

Перспектива.


28

12

16

III.

Свет и тень.


14

6

8

IV.

Виды изобразительного искусства. Графика.


76

25

51

Итого:

144

57

87

Всего:

288

116

172


Содержание программы:


Первый год обучения


Тема 1. Основы композиции (34 часа).

Базовые принципы композиции. Выполнение упражнения «Замкнутая и открытая композиция». Правила, приемы и средства композиции. Контраст в композиции. Цельность в композиции. Статика и динамика в композиции. Ритм в композиции. Передача симметрии и асимметрии в композиции. Передача равновесия в композиции. Выполнение зарисовки уравновешенной композиции. Выполнение зарисовки неуравновешенной композиции. Выполнение серии упражнений по созданию разнообразных композиций. Выполнение серии упражнений с использованием различных способов выделения композиционного центра. Выполнение разнообразных по ритму контрастных композиций на основе графики букв различных шрифтов. Выполнение композиции на составление разнообразных орнаментальных композиций из растительных и геометрических элементов. Выполнение упражнения на составление композиции из геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) в технике аппликации. Выполнение упражнения по созданию композиций из линий, пятен, точек, геометрических и растительных элементов.


Тема 2. Жанры изобразительного искусства. (8 часов).

Жанр натюрморта. Жанр портрета. Жанр пейзажа. Анималистический жанр.


Тема 3. Виды изобразительного искусства. Живопись. (102 часа).

Виды живописи. История живописи. Природа цвета. Ахроматические и хроматические цвета. Цветовой спектр. Разделение белого светового луча на цвета спектра. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные, составные и дополнительные цвета. Живопись акварельными и гуашевыми красками. Основные характеристики цвета. Цветовой тон, насыщенность и светлота. Выполнение упражнения на достижение разной тональной характеристики цвета. Постепенные тональные переходы цвета от самого светлого к самому темному. Выполнение упражнений по «вливанию» цвета в цвет и «растяжению» цвета. Светлотный и цветовой контрасты. Локальный цвет. Смешение цветов. Оптическое смешение цветов. Смешение цветов. Пространственное смешение цветов. Выполнение упражнения с использованием различных приемов смешения цветов цветными карандашами. Смешение цветов. Механическое смешение цветов. Колорит. Составление натюрморта из предметов в одной цветовой гамме или контрастных по цвету и светлоте.

Выполнение композиции «Весенний пейзаж», используя технику раздельного мазка и учитывая эффекты пространственного смешения цветов. Выполнение композиции «Осеннее дерево» с использованием теплого колорита. Выполнение упражнения «Цветущий куст» гуашью на цветном фоне. Выполнение композиции «Солнечный берег» с использование теплых цветов. Выполнение композиции «Брызги морской пены» в холодном колорите. Создание композиции «Цветы» с использование разнообразных сочетаний красок. Беседы о живописи. Ознакомление с произведениями выдающихся отечественных художников. Творчество И. Шишкина. Творчество Ф. Васильева. Творчество В. Серова. Творчество В. Поленова. Творчество А. Пластова. Композиция «Мы рисуем время года – осень». Композиция «Мы рисуем время года - зима». Композиция «Мы рисуем время года –весна». Композиция «Мы рисуем время года – лето». Композиция «Моя семья». Композиция «На просторах родного края». Эскиз.

Композиция «На просторах родного края». Работа в материале. Композиция «Декоративный натюрморт». Эскиз. Композиция «Декоративный натюрморт». Работа в материале. Композиция «На морских просторах». Композиция «Город будущего». Беседы о живописи. Ознакомление с произведениями выдающихся отечественных художников. Творчество А. Куинджи. Творчество К. Юона. Творчество И. Репина. Композиция «Освоение космоса». Композиция «Весенний букет». Эскиз. Композиция «Весенний букет». Работа в материале. Композиция «Натюрморт на окне». Эскиз. Композиция «Натюрморт на окне». Работа в материале. Композиция «Дары природы». Эскиз. Композиция «Дары природы». Работа в материале. Оформление работ. Выставка творческих работ.

Второй год обучения

Тема 1. Виды изобразительного искусства. Рисунок. Основы изобразительной грамоты. (26 часов).

Рисунок – основа пластических искусств. Разновидности рисунка. История развития рисунка. Средства художественной выразительности рисунка. Разновидности технических приемов и техник рисунка. Оптические иллюзии. Элементы формообразования. Простые и сложные формы. Геометрические тела. Тела вращения. Стилизация формы. Пропорции. Выполнение серии упражнений на составление натюрмортов из вырезанных предметов, в основе которых лежат простейшие геометрические тела. Изображение предметов быта с передачей их формы, пропорций, конструктивных особенностей. Составление альбома набросков и зарисовок предметов быта, птиц, животных, растений и насекомых.


Тема 2. Перспектива. (28 часов).

Линейная перспектива. Наблюдательная перспектива. Перспектива квадрата и круга. Последовательность рисования цилиндра. Последовательность рисования куба. Последовательность рисования пирамиды. Последовательность рисования шестигранной призмы. Перспектива комнаты. Перспектива в пейзаже. Выполнение композиции «Зима» (графический материал по выбору). Создание эскиза композиции. Первая прокладка тональных отношений. Прорисовка деталей, уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы. Воздушная перспектива.


Тема 3. Свет и тень. (14 часов).

Естественное и искусственное освещение. Фронтальное освещение. Боковое освещение. Контражурное освещение. Светотень на кувшине. Основные понятия. Выявление объема предметов с помощью освещения. Последовательность рисования шара.


Тема 4. Виды изобразительного искусства. Графика. (76 часов).

Художественные материалы и техники работы ими. Передача фактуры предметов. Выполнение натюрморта из геометрических тел. Композиционное построение. Уточнение пропорций геометрических тел, удаление линий построения. Определение светотеневых отношений. Уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы. Выполнение натюрморта «Букет цветов». Определение общего композиционного размещения букетов на листе. Прорисовка деталей, первая прокладка тональных отношений. Уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы. Композиция «Мой город». Эскиз. Прорисовка деталей композиции. Работа в материале над композицией «Мой город». Завершение и оформление работы. Композиция «Декоративный натюрморт». Техника исполнения графика гелиевой ручкой. Прорисовка мелких деталей композиции. Акварельный подмалевок композиции. Прорисовка деталей гелиевой ручкой. Завершение и оформление работы. Композиция «Мой любимый край». Эскиз. Прорисовка мелких деталей композиции. Акварельный подмалевок композиции. Прорисовка деталей гелиевой ручкой. Завершение и оформление работы. Беседы о рисунке и графике в творчестве писателей, артистов, ученых (рисунки А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Шаляпина). Творчество К. Брюллова. Творчество В. Перова. Творчество И. Левитана. Творчество Рембрандта. Творчество Микеланджело. Композиция «Русские храмы». Эскиз. Прорисовка мелких деталей композиции. Акварельный подмалевок композиции. Прорисовка деталей гелиевой ручкой. Завершение и оформление работы. Выполнение упражнений с нанесением линии горизонта и точек схода, изображающих простейшие архитектурные сооружения или их фрагменты. Монотипия. История появления техники. Материалы для работы. Выполнение композиции «Пейзаж» в технике монотипии. Завершение и оформление работы.






Методические рекомендации


Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с различными материалами, меняется по мере развития овладения детьми навыками рисования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением композиций, так и во время работы.

Выполнение творческих заданий служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов.

Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Хорошо, если дети под руководством педагога посетят выставочные залы и музеи.


Первый год обучения.


В первый год обучения у детей происходит знакомство с техниками и видом изобразительного искусства - живописью. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.

Этот год обучения знакомит с историей возникновения живописи, ее видах и приемах работы в этой технике.

Результатом обучения в первый год является создание творческих работ с использованием различных технологических приемов при такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.


Второй год обучения.


Этот год характеризуется, прежде всего, повышением творческого потенциала ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития.

Итогом работы второго года обучения является создание выставки детских творческих работ.

Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.

Материалы: гуашь, пастель, гелиевая ручка, цветные карандаши, акварель.

Наглядные пособия:

– стенды (Правила техники безопасности; Цветоведение и др.);

– работы воспитанников;

– демонстрационные работы и образцы;

– иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы).

Видео-, аудио материалы:

– классические музыкальные произведения (П.И. Чайковский, М.И. Глинка и др.);

– музыкальные произведения и видеофильмы, посвященные военной и патриотической тематике;

– детские музыкальные произведения (песни);

Дидактические материалы:

– игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена»; игра «Найди ошибку», «Ты придумай сам» и др.;

– викторина «Я сделал так», «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;

– развивающие игры: «Танграмм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Разминаем пальчики»;

– ребусы, загадки, шарады.




Список литературы, рекомендуемой для педагога


  1. «Основы рисунка» Н.М. Сокольникова, изд. «Титул», 2001 г.

  2. «Основы живописи» Н.М. Сокольникова, изд. «Титул», 2001 г.

  3. «Краткий словарь художественных терминов» Н.М. Сокольникова, изд. «Титул», 2001 г.

  4. «Основы композиции» Н.М. Сокольникова, изд. «Титул», 2001 г.

  5. «Необыкновенное рисование» О.А. Соловьева, Москва, изд. «Мозаика-Синтез», 2008 г.

  6. «Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина», Москва, изд. «Советский художник», 1985 г.

  7. «Акварельные цветы» Ю. Дорожин, Москва, изд. «Мозаика-Синтез», 2008 г.

  8. «Декоративные цветы» Л. Евстратова, Москва, изд. «Эксмо», 2004 г.

  9. «И учеба, и игра изобразительное искусство» М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина, Ярославль, изд. «Академия развития», 1997 г.

  10. «Поделки из мятой бумаги» Л.А. Садилова, Москва, 2008 г.

  11. «Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство» 1 класс Т.Я. Шпикалова, изд. «Просвещение», 2000 г.

  12. «Обучение основам изобразительной грамоты. Конспекты уроков» О.В. Павлова, Волгоград, изд. «Учитель», 2008 г.

  13. «Занимательные материалы по изобразительному искусству» методическое пособие И.Д. Агеева, Москва, 2007 г.

14. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.

15. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.

16. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

17. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.

18. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

19. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

20. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

21. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

22. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

Список литературы, рекомендуемой для детей


1. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

2 Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

3 Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ