Блок уроков по теме "Былина как жанр устного народного творчества" 7 класс

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Порхова»








Конспект уроков по литературе в 7 классе

«Былина как жанр

устного народного творчества»




Подготовила учитель русского языка

и литературы

Тарасова Юлия Александровна


































При проведении уроков используется педагогическая технология МЕТОД ПРОЕКТОВ.


Тема проекта: «Былина как жанр устного народного творчества»


Творческое название проекта: Историческая хроника «По былинам того времени»


Возраст участников проекта: учащиеся 7 класса


Основополагающий вопрос: Можно ли рассматривать былину как историческую хронику?


Дидактические цели и методические задачи:

  1. знакомство с жанром былин, их художественными особенностями

  2. отработка умений и навыков работы с текстом

  3. работа с литературными терминами


Темы индивидуальных исследований учащихся:

  1. «Особенности былинного стиха и поэтических интонаций»

  2. «Быт и нравы Древней Руси» (нравственные идеалы русского народа)

  3. «Язык Древней Руси» (создание словаря древнерусских слов)

  4. Создание собственной былины


Промежуточный результат: выступление на уроке


Защита полученных результатов: творческий отчет


Оценка результатов проекта: проект оценивается Ученым Советом.




УРОК 1 «БЫЛИНА КАК ЖАНР УСТНОГО

НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»


Цели урока:

  1. Познакомить с жанром былин и их художественными особенностями.

  2. Объяснить алгоритм работы над проектом.



ХОД УРОКА


1.Слово учителя.

Что такое фольклор, устное народное творчество? Какие жанры УНТ вы знаете? Вспомните полюбившиеся вам сказки, пословицы, поговорки, загадки.

А сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром УНТ – былина.


Былина – героическая песня- сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Былинам не свойственна точная передача исторических фактов. Содержание былин помогает понять исторический смысл событий, происходивших на Руси и отношение народа к этим событиям.


Звучит запись актерского чтения былин

Читать и рассказывать былины сложнее, чем стихотворения, сказки. Былина – песня, но песня особая. Она искусно построена, язык ее своеобразен.


2.Беседа

Былина похожа на сказку. Оба жанра существовали в устной форме. А в чем же их различие?

- Вспомните, что является содержанием сказки?

- Присутствуют ли в былинах фантастические, сказочные элементы?

- Как исполнялись сказки?

В ходе работы над вопросами заполняется таблица

СКАЗКА

БЫЛИНА

1. устное повествование с фантастическим вымыслом о животных, волшебные и бытовые

1. описание подвигов богатырей

2.главная черта- вымысел

2.не свойственна точная передача исторических фактов, но реальные образы и картины неотделимы от фантастического вымысла

3. сказки создаются в прозаической форм е

3. былины обладают песенно -стихотворной формой

4. сказки рассказывали

4. былины сказывали (пели в сопровождении гуслей)


3.Работа над творческим проектом.

Итак, мы дали определение былин, выделили отличие былин от сказок. Но ваша дальнейшая работа будет самостоятельной. Вы будете выполнять практические задания – проекты. Для этого вы разделитесь на 4 группы, каждая группа получит свое задание, которое нужно будет выполнить за определенное время( до конца изучения темы).



Работа в группах

  • определение формы проекта

  • распределение поручений

  • продумывание путей сбора материала

  • оформление результатов работы на бланке протокола



группа №

Форма проекта

Источник сбора материала

Фамилия , имя ученика

Распределение поручений




Домашнее задание: читать былину «Вольга и Микула Селянинович», записи в тетради; работа над проектом



УРОК 2 «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ». ВОПЛОЩЕНИЕ В БЫЛИНЕ НРАВСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ РУССКОГО НАРОДА, ПРОСЛАВЛЕНИЕ МИРНОГО ТРУДА.


Цели урока:

  1. Научиться давать характеристику героя

2. Работа с художественными средствами былин

3. Раскрыть понятие «эпический герой»


ХОД УРОКА


1.Повторение (фронтальный опрос)


  • Дайте определение былины?

  • В чем отличие былины от сказки?

  • Докажите, что «Вольга и Микула Селянинович» - былина.

Выступление 1 группы «Особенности былинного стиха и поэтических интонаций»


Выступление 2 группы «Быт и нравы Древней Руси»


2.Работа с текстом былины.


  • Кто герои былины? Где происходит действие? (Структура былины)

  • Найдите в тексте описание внешнего вида Микулы (портрет, одежда героя).

  • При помощи каких художественных приемов мы можем увидеть отношение автора к богатырю – пахарю?

  • Почему Вольга проникся таким уважением к Микуле Селяниновичу?

  • Что такое эпический герой? (запись определения в тетрадь)

(русский богатырь- человек не только недюжинной силы, но и идеал нравственности, истинный патриот Родины, живущий ее интересами)



Домашнее задание: прочитать былину «Илья Муромец и Соловей- разбойник»; работа над проектом.





УРОК 3 «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»


Цели урока:

1. Отработка навыков работы с текстом.

2. Продолжить работу с определением «эпический герой».

ХОД УРОКА


1.Проверка домашнего задания

Сравните образы Микулы Селяниновича и Ильи Муромца как эпических героев.


2.Работа с текстом былины


  • Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа.

  • Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?

  • Найдите в тексте способы выражения авторского отношения к герою былины.

  • Какие художественные средства вы встретили в былине?


3.Творческое задание

Попытаемся составить небольшой словарик на тему «Незаслуженно забытые слова»


Выступление 3 группы «Язык Древней Руси»


Домашнее задание: подготовиться к презентации проектов.




УРОК 4 УРОК- ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Цели урока:

Защита творческих проектов.


ХОД УРОКА


1.Выбор Ученого Совета.


Представители Ученого Совета выбираются из присутствующих учащихся, учителей, родителей.


2. Презентация проектов.


3. Подведение итогов.




Использованные материалы:


1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс: Универсальное издание – М.,2006 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ