Чехов "Хамелеон". Живая картина нравов.

Тема: А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.


Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности стиля писателя; углубить понятие о сатире, знать различия между юмором и сатирой;

Формировать навыки анализа юмористического рассказа, выявить способы описания характера в произведении, развивать монологическую речь учащихся;

Воспитывать художественное чутье, любовь к творчеству А. П. Чехова.


Оборудование: портреты А. П. Чехова разных лет; иллюстрации к рассказу «Хамелеон», мультимедийная презентация, аудиозапись рассказа «Хамелеон».


План урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Объявление темы и целей урока.

  3. Изучение нового материала. Жизненный и творческий путь А. П. Чехова.

  4. Изучение рассказа «Хамелеон»

  5. Физкультминутка.

  6. Анализ рассказа «Хамелеон».

  7. Итог урока.

  8. Домашнее задание.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, мы рады их видеть. Я думаю, что это никак не отразиться на вашей работе. Улыбнитесь друг другу и гостям! Почувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные другом или подругой, и пронесите это настроение через весь урок.

Чтение учителем наизусть: «Невозможно без вниманья

Получить образованье!»

Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!

  • «Мы спокойны,

  • Мы внимательны,

  • Мы само внимание!»


  1. Вступительное слово учителя. Объявление темы и целей урока.

Ребята, 19 век подарил миру огромное количество известных имен. Среди них имя Антона Павловича Чехова. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством писателя, вспомним, что такое сатира, на примере рассказа «Хамелеон» выявим стилевые особенности юмористических рассказов Чехова.

Антон Павлович Чехов является одним из величайших писателей русской и мировой литературы. Его перу принадлежит множество рассказов, повестей, пьес. Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Мы сегодня перелистаем некоторые страницы его жизни, постараемся понять, что было главным в его отношении к людям, в его характере. Что помогло ему остаться человеком, несмотря на жизнь, которая была полна страданий, лишений, трудностей.

«В человеке всё должно быть прекрасно…» именно эти слова потрясающе мудрого человека, пристально вглядывающегося в обыденное существование простых людей, точно характеризует самого писателя, эстета, художника слова – Антона Павловича Чехова.

Сначала мы совершим небольшое путешествие в родной город А. П. Чехова - Таганрог. Отметьте дату столь знаменательного события (нашего путешествия) и тему урока в тетради: А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. (Нравы – обычай, уклад общественной жизни)

  1. Изучение нового материала.

Жизненный и творческий путь Чехова.


А. П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге. Таганрог – это южный морской город. Длинная Полицейская улица, на которой родился писатель Антон Чехов, одним концом упиравшаяся в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.

Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился.

«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьей – у них было пятеро сыновей и одна дочь». Антон Павлович был третьим сыном.

Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные – почетные, а потому и бесплатные должности ратмана полиции, а впоследствии – члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами.

Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Что мы видим в личности писателя?

Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял. Чехов рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной, и русской литературой. Обширен круг его чтения: Толстой, Пушкин, Лермонтов. На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.

Личность А. П. Чехова:

- любил учиться

- создавал рукописный журнал

-обширный кругозор: близок с Л. Толстым, любил читать Пушкина, Лермонтова

- увлекался театром.

Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.

После окончания гимназии приехал в Москву, где жила его семья. Здесь стал студентом – медиком Московского университета и начал сотрудничать в юмористических журналах, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя.

А по какими псевдонимами печатался еще Антон Чехов? (опережающее домашнее задание). Антоша Чехонте не единственный псевдоним писателя. Часто он подписывал свои ранние рассказы так: Человек без селезенки, Брат моего брата, Балдастов, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и другие. Литературоведы отмечают около 50 псевдонимов (42).

Почти всю жизнь Чехов был практикующим врачом. «Медицина – моя законная жена, а литература – любовница», - говорил он. «Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…»

Позже Чехов кроме рассказов стал писать повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо.

Что вы можете сказать о Мелиховском периоде?

Весной 1892 года Чехов покупает имение в Мелихово и поселяется там с родителями и сестрой Марией. Осуществилась его давняя мечта быть землевладельцем и жить в деревне. Мелиховский период жизни Чехова был насыщен деятельностью. Помимо писательства, Чехов занимается медицинской практикой и общественными делами: строит три школы, колокольню и пожарный сарай, добивается открытия почты и телеграфа. На свои средства он открывает медицинский пункт в Мелихово, лечит местных крестьян и снабжает их лекарствами, во время холерной эпидемии служит земским врачом, обслуживает 25 деревень.

Страшная болезнь – туберкулез – проявилась еще в 1884 году, когда 24-летний Антон Чехов оканчивал медицинский факультет университета. Все последующие годы болезнь прогрессировала. В ночь с 1 на 2 июля 1904 года Чехов умер в Беденвайлере (Германия). Гроб с телом был доставлен в Москву, 9 июля состоялись похороны на Новодевичьем кладбище.

В творчестве А. П. Чехова преобладают юмор, сатира, комизм, выражающий злость, бьющий наповал сарказм, когда писатель рисует власть имущих особ.

IV. Изучение рассказа «Хамелеон».

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни», - писал М. Горький.

Врач по образованию, А. П. Чехов стремился своим творчеством лечить язвы человеческие – людские пороки. Очень часто уже в ранних юмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классической литературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому. Рассказ «Хамелеон» - подтверждение, что Чехов высмеял всё то, что мешало жить честно и справедливо.

«Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», - признавался писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.

Заглянем в словарик и вспомним значение термина «рассказ». Рассказ – это небольшое по объему прозаическое произведение, обычно посвященное отдельному событию в жизни героя. Мастером рассказа Чехова называют потому, что нужно обладать особым мастерством художника, чтобы уметь на нескольких страницах так кратко и просто, так смело и правдиво рассказать о русской жизни, о людях своего времени.

А сейчас мы прослушаем рассказ А. П. Чехова «Хамелеон» в исполнении Игоря Ильинского. Аудиозапись рассказа.

V. Физкультминутка.

VI. Анализ рассказа «Хамелеон».

Итак, ребята, мы отдохнули, продолжим нашу работу. Я попросила вас найти в словаре значение слова «хамелеон».

Хамелеон – 1. Род ящерицы теплых стран.

2. Одно из южных созвездий.

3. Человек изменчивый, двуличный. (Словарь В. И. Даля)

Хамелеон – 1. Пресмыкающееся отряда теплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску пи цветовых изменениях в окружающей среде.

2. человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды. (Словарь С. И. Ожегова)

- Как вы думаете, какое значение этого слова соотносится с названием рассказа? Я предлагаю вам подумать и в конце урока ответить на этот вопрос.

- Незначительное событие – анекдот- (выяснение кому принадлежит собака) и серьезный тон обсуждения создают комедийную обстановку.

- Назовите главных героев нашего произведения (полицейский надзиратель Очумелов, золотых дел мастер Хрюкин, городовой Елдырин, белый борзой щенок, толпа).

-Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите?

Очумелов – чумной, одуревший, очуметь, одуреть, потерять соображение, обезуметь, поглупеть, потерять голову. Неплохая фамилия для блюстителя порядка!

Хрюкин – свинья, хам, невежа.

Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий, Лодырь, лентяй, волдырь, неприятен, мешает.

Следовательно, Чехов использует прием говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.

Говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, 2 детали: новая шинель и узелок. И это неспроста: значит это самое главное в нем. Скорее всего в этом узелке взятка.

Художественная деталь - изобразительная и выразительная подробность, несущая определённую эмоциональную и содержательную нагрузку, одно из средств создания автором картины природы, предмета, характера, интерьера, портрета и т. д.


Зачитаем первые 4 строки рассказа. (Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом доверху наполненным конфискованным крыжовником.) Под стать ему и городовой. Он рыжий, с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

- Найдите в сносках значение слова «конфискованный». Конфискованный – от конфисковать; здесь отобрать, отнять. Вседозволенность. Очень важная деталь – крыжовник. Мелочь, ягода, но он конфискован.

Говорящие детали:

- узелок

- решето с крыжовником. …За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником…

- новая шинель. Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождём…

Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…

- Какова роль шинели в рассказе? В тексте несколько раз упоминаются слова «шинель» и «пальто».

Определите лексическое значение этих слов.

Ученик. Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Учитель. Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

Ученик. Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

- Почему же Очумелов летом в шинели? (Шинель для него – символ власти, она сразу выделяет его среди обывателей. Вот он и в жару не хочет её снять, как будто с нею сроднился, чуть ли не спит в шинели. Пока на нем шинель, да еще и новая, он чувствует себя всемогущим. А вот без шинели он никто, полное ничтожество. Отними у Очумелова шинель – кто признает за ним право распоряжаться , командовать, конфисковывать)

- Что в дальнейшем говорится о шинели? Зачем Чехов использует эту деталь? (Чтобы показать перемены в его настроении, поведении: его бросает то в жар, то в холод. Таким образом, деталь используется, чтобы очень ёмко и кратко раскрыть характер героя)

- С какой целью Очумелов так легко меняет убеждения (единственная мысль, которая сверлит его недалёкий ум: как бы не попасть впросак, как бы чего не вышло)

Очумелов в своем чинопочитании не одинок, Хрюкин похож на него.

ДРУГОЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА – ХРЮКИН, золотых дел мастер. Чехов указывает его профессию – золотых дел мастер. В словаре В. Даля читаем

Золотых, дел мастер, золотарь – 1. Мастер, работавший с золотом, золотильщик. 2. Ироническое название лиц, занимавшихся очисткой выгребных ям, уборных, ассенизаторов.

-Какая же профессия была у Хрюкина? Аргументируйте ответ (фамилия, тоже «говорящая», полупьяное лицо, речь заставляют думать, что Чехов иронически назвал его профессию. Хотя, есть аргумент и в пользу другой версии, слова «работа у меня мелкая»).

-Какая художественная деталь выдаёт намерения Хрюкина и имеет «вид знамения победы»? («…Показывает толпе окровавленный палец…да и самый палец имеет вид знамения победы»)

-Найдите описание внешности героев.

Портретные зарисовки даны всего лишь несколькими штрихами, но очень яркими и колоритными. Ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка только дополняют полупьяное лицо золотых дел мастера Хрюкина. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – «вышеописанный человек». Перед нами привычный обыватель, который ничего интересного из себя не представляет. (обыватель – человек, живущий мелкими, личными интересами). Поднятый вверх палец, который имеет вид «знамения победы», тоже придает внешности Хрюкина особый комизм.

Внешность Очумелова почти не описана. Но одна фраза в конце рассказа о многом говорит. Когда исчезает начальственная строгость, его лицо «заливается улыбкой умиления». Генерала и его братца нет на месте происшествия, зато есть ихняя собака, и, стало быть, она заслуживает такого же почтительного обращения.

Давайте прочитаем диалог Очумелова и Хрюкина в лицах (чтение по ролям)

-Какова роль диалога в рассказе? (помогает раскрыть характер героев)

-Как характеризует Очумелова его речь? Он надзиратель, т.е. должностное лицо, приставленный наблюдать за порядком. Он должен быть человеком грамотным. Что же на самом деле?

(Речевое мастерство Чехова помогает нам до конца понять сущность и комизм хамелеонства. Чисто полицейский характер языка Очумелова показан с помощью официальных оборотов из уложений и приказов: «он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…», «А собаку истребить надо»; «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям».

-Полицейские канцеляризмы перемешиваются в речи Очумелова с вульгаризмами: «Как оштрафуют его, мерзавца! Я ему покажу Кузькину мать», «Ты ведь вон какой здоровила. Знаю вас чертей», «Это чёрт знает что. Ни шерсти, ни вида… подлость одна только», «…ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять»

-С подчинёнными или зависимыми от него людьми он не говорит, а приказывает: «Елдырин, узнай, чья это собака, и составляй протокол»; «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй», «Не рассуждать!», «Нужно проучить»

-Он подчёркивает в речи значение личного местоимения Я. «Я этого так не оставлю»; «Я покажу вам, как собак распускать», «Скажи, что я нашёл», «Я ещё доберусь до тебя!»

-Как проявляется в речи Очумелова отношение к собаке? Найдите слова, которыми он называет её. Что вызывает смех в разговоре? Какой это смех? (В зависимости от различных обстоятельств Очумелов употребляет то официально-деловую, то бранную лексику (бродячий скот, подлость одна только), то пользуется нейтральным словом «собака». А когда узнаёт, кто хозяин собаки, Очумелов, кажется, даже в росте уменьшился, стал совсем маленький и уже смотрит на собаку снизу вверх. «Всё лицо его заливается улыбкой умиления». Забыты недавние грозные слова, теперь полицейский надзиратель прибегает к словам с положительной эмоциональной окраской, он буквально сюсюкает: «собачка, собачонка ничего себе… Шустрая такая… цуцик этакий».

Сколько раз Очумелов меняет свое мнение? 6 раз.

Первое решение — «А собаку истребить надо».

Второе («собака генерала Жигало­ва») — «…как она могла тебя укусить?».

Третье («нет, не генеральская») — «На­до проучить!».

Четвертое («может быть, и генераль­ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».

Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».

Шестое (повар продолжает: «Брат их­ний охоч…») — «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».

Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена­ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав­тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».


ВЫВОД: в речи Очумелова наглость и самомнение соседствуют с подобострастностью и заискиванием


-ЧТО МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ О ХРЮКИНЕ на основании его речевой характеристике? (В начале рассказа Хрюкин, победно держа вверх руку с окровавленным пальцем, радуется возможности получить какую-нибудь компенсацию с неведомого владельца собаки: «Пущай мне заплатят», «Я человек, который работающий…»

Но ситуация меняется, выяснилось, что собака генеральская. Тут тон речи Хрюкина решительно меняется. Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью, а затем демонстрирует скрытую угрозу. Теперь он вынужден оправдываться, так как «сунул цигаркой ей в харю для смеха». Заискивает перед Очумеловым, использует лексику, чтобы поразить воображение толпы и полицейского надзирателя: мировой (судья), закон, «нынче все равны», «у меня у самого брат в жандармах».

-Почему сначала на улице не было ни души («Кругом тишина… На площади ни души…»), а потом «…словно из земли выросши, собирается толпа»?

-Что движет ими? (Любопытство)

- Какими словами Чехов называет собравшихся людей? (люди – толпа – народ – сборище)

Вывод: мы видим перед собой случайно собравшихся людей, которые скуки ради вышли поглазеть на происшествие. Они не пытаются разобраться в происходящем, не имеют собственного мнения и согласны с любым решением сильных мира сего. Это усиливает создавшуюся в рассказе атмосферу рабской покорности, угодничества и самоуправства.

Вернемся к нашему вопросу. Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? кого мы можем назвать хамелеоном?

Хамелеоны – это и Очумелов, и Хрюкин, и городовой, и прохожие, собравшиеся на площади. Это понятие перерастает в понятие хамелеонство, которое означает угодничество, приспособленчество, чинопочитание.

Давайте проведем небольшое исследование.

«Хамелеон» - юмористический или сатирический рассказ?

Юмор – легкий, веселый смех.

Сатира – едкая насмешка, высмеивание.

Сфера юмора – частная жизнь человека, привычки, поведение.

Сфера сатиры – явления общественной жизни, которые влияют на каждого человека.

Хамелеонство – резкая смена симпатий, мнений – характерно для одного человека или для общества? (для общества)

Вывод – «Хамелеон» - сатирический рассказ.

VII. Итог урока.

-Скажите, актуален ли этот рассказ? Есть ли такое явление, как хамелеонство, в наши дни? А можно ли его искоренить?

К сожалению, вы правы, искоренить его вряд ли возможно. И это осознавать нам тоже очень грустно. Действительно, хамелеоны живут среди нас, они живут и в нас. Именно поэтому нам необходимо всю жизнь «по капле выдавливать из себя раба», как сказал Чехов, выдавливать зависимость от обстоятельств, чтобы над нами никто не мог посмеяться, как мы смеялись над Очумеловым.

Перед вами два дерева. (Слайд )Одно из которых - дерево совести.

СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.



Давайте перенесем на дерево совести те качества, которые должны быть с вами всегда.

Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.

Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качества

VIII. Домашнее задание. (разноуровневое, одно на выбор)

Чтобы вырасти и стать настоящим человеком, нужно уже сейчас задумываться о своих поступках, выбирать, каким быть? Жить, как Очумелов,.. или иметь собственное мнение? Думайте! Размышляйте!

  1. Опираясь на материал урока подготовить связный ответ на вопрос: Что грустно, а что смешно в рассказе Чехова «Хамелеон»?

  2. Для любителей покопаться в себе. Устное сочинение-миниатюра «Я уважаю в себе…»

  3. Устное сочинение «Случаи хамелеонства в нашей жизни».


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ