Экологическое воспитание на уроках литературы. Из опыта работы




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Еловская средняя общеобразовательная школа»

Еловского района Пермского края





Статья

Экологическое воспитание

на уроках литературы.

Из опыта работы.









подготовила

учитель русского языка и литературы

Житникова Галина Александровна









с. Елово
2014

Экологическое воспитание на уроках литературы. Из опыта работы.

Экологическая культура подрастающего поколения – это составная часть общей культуры общества. Ее формирование и воспитание протекает чаще всего незаметно, ненавязчиво, начиная с раннего детского возраста, детского сада, заканчивая периодом взросления, становления личности.

За время работы в школе мною накоплен достаточный опыт работы по экологическому воспитанию детей на уроках русского языка и литературы, которым я могу поделиться. Думаю, что экологическая культура начинается с воспитания любви, бережного отношения к природе, «братьям нашим меньшим», родному селу, в конечном счете – к Родине. Этому способствуют, несомненно, уроки литературы. Так, в 5 классе при изучении темы «Малые жанры фольклора», обращаясь к закличкам, загадкам, пословицам, поговоркам на тему природы, я акцентирую внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому, к себе в том числе, ведь мы тоже часть природы. Например, обычная пестушка – обращение к водичке - учит детей и личной гигиене:

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок! [2]

Произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца» в 6 классе демонстрируют любовь к родной земле, стремление пробудить у школьников желание понять красоту природы. На примерах поступков главных героев, их отношении к жизни, природе, животным и птицам автор рисует яркие примеры уважительного, бережного отношения к окружающему миру. Писатель наделяет животных и растения качествами, свойственными человеку, использует прием олицетворения, тем самым подчеркивает мысль о единении человека и природы.

Аналогичные картины наблюдаем и в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро», в котором Васютка, ровесник пятиклассников, оказался один на один с тайгой. Произведение В.П. Астафьева учит не только выносливости, стойкости духа, смекалке, терпению, но и тому, что лес, река, животные, рыбы часто становятся нашими помощниками, помогают выжить человеку в трудных условиях.

На уроках литературы, посвященных разделам «Писатели и поэты 19 и 20 веков о Родине, родной природе и о себе», я стараюсь развивать в детях не просто чуткое отношение к слову, а способность удивляться, восхищаться красотой родной природы, которую воспели в своих стихах русские поэты и писатели.

На основе курса школьной программы по литературе можно составить внушительный список произведений, в которых в той или иной степени освещаются вопросы экологии, бережного отношения к природе. Среди них романы Ч.Айтматова «Плаха», «Буранный полустанок», повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба», рассказ Д.Лондона «Белый клык», рассказы о животных Э. Сетона-Томпсона, повести В.Распутина «Пожар», «Прощание с Матерой» и многие другие.[1] Эти произведения побуждают юных читателей задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление.

Воспитанию морально-этического отношения к природе способствуют уроки развития речи в форме семинаров, диспутов, конференций, а также сочинения школьников. Приведу отрывок из школьного сочинения-эссе моей ученицы Плотниковой Ксении на экологическую тему:

«Экологи бьют тревогу! Наши города тонут в мусоре и выхлопных газах. Природа уже не такая, какой была 200 лет назад, вымирают биологические виды животных и растений! А всё почему? Из-за алчности, жажды наживы, бескультурья, невежества. Хотя не везде так. На нашей планете есть города, окружённые растительностью, садами, даже вдоль автомагистралей – мини-парки. Нас, жителей такой огромной страны, природа одарила прекрасными лесами, реками, озёрами. Необходимо только разумно использовать, а не губить всё, что дарит нам природа. Нужно всего лишь представить, что будет с нами через ближайшие 100-200 лет, если мы продолжим уничтожать природу, а ведь она всё чаще и чаще сама подаёт нам сигналы: в реках перестала водиться рыба, исчезают с лица земли редкие животные и птицы…Что ещё должно произойти, чтоб человек услышал и увидел эти сигналы SOS?!»

Творческие работы учащихся позволяют судить о том, что молодое поколение неравнодушно к своему будущему, в котором ему предстоит жить, а литература была и будет важным инструментом нравственности, человеческого отношения ко всему живому.






















Список использованной литературы

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М: Просвещение, 2011.

2.Энциклопедия детского фольклора. М: Белый город, 2008
































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ