Сценарий литературной игры "Умники и умницы" по творчеству М.М. Пришвина в 6 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

города Архангельска











Сценарий литературной игры

«Умники и умницы»

по творчеству М.М. Пришвина

в 6 классе



подготовила

учитель русского языка и литературы

Есликова Татьяна Александровна















г. Архангельск, 2014

Литературная игра «Умники и умницы» по биографии и творчеству М.М. Пришвина для учащихся 6 класса.

Цель игры: пополнить знания учащихся о жизни и творчестве М.М. Пришвина, пробудить интерес к его личности и творчеству, проверить усвоение знаний, полученных на уроках литературы.

Задачи:

  1. Обучение внимательному чтению произведения, детальному анализу произведения, выразительному чтению, сочинению в жанре миниатюры;

  2. Развитие речи, творческого потенциала, мышления учащихся;

  3. Эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание, воспитание умения уважать друг друга.



Подготовка к игре.

Учащимся дается задание: прочитать рассказы М.М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Дедушкин валенок», сказку-быль «Кладовая солнца», изучить биографию писателя.



Правила игры: В игре 2 тура, в каждом туре участвуют по три игрока, которые определятся в отборочном туре – викторине по биографии М.М. Пришвина. В каждом туре три дорожки – красная, желтая, зеленая. На красной дорожке будет задано только 2 вопроса, но ошибаться нельзя, на желтой – 3 вопроса, есть право на 1 ошибку, на зеленой – 4 вопроса, право на 2 ошибки. Право выбора дорожки в первую очередь предоставляется победителям розыгрыша дорожек. В туре побеждает тот, кто первым пройдет свою дорожку. Если игрок не смог ответь на вопрос, право ответа переходит к зрителям. По окончании игры определяется один победитель-игрок и один победитель-зритель.



Вступительная часть.

Учитель. Есть на русской земле места особенно замечательные. Они дали нашей культуре много превосходных талантов. Такова Орловщина. Недаром И.А. Бунин полушутя говорил, что почти все орловские помещики хорошо пишут: И. Тургенев, И. Бунин, Л. Андреев, Н. Лесков, А. Фет… М.М. Пришвину посчастливилось родиться на этой земле. Здесь сам воздух, сама стихия народного языка оказывали благотворное воздействие на становление будущего художника.

Ученик 1. М.М. Пришвин родился в селе Хрущево 5 февраля 1873 года недалеко от Ельца. Места эти на первый взгляд неприметные: степи, перелески, овраги, неглубокие верткие речки, неяркие краски. Нот все это навсегда поселило в душе писателя любовь и интерес к родной природе.

Ученик 2. С детства жила в душе Пришвина мечта о путешествиях. Окончив 1 класс Елецкой гимназии, он решил отправиться в Азию. И не один…

Сценка о том, как Пришвин договаривается со своими товарищами о путешествии.

Ученик 2. Втайне от взрослых поплыли они на лодке по реке Быстрой Сосне. Но через несколько дней всю компанию вернули в Елец. И посмеивались над организаторами неудавшегося путешествия: «Собрался в Азию – попал в гимназию».

Ученик 3. Став взрослым, Пришвин не потерял горячего желания увидеть и узнать как можно больше. Он учился в Тюмени, где закончил реальное училище. В Риге и Германии, где получил специальность агронома.

Но и после учебы Пришвин остался заядлым путешественником.

В путешествия по родине вела писателя его мечта о неведомой земле, о лучшей доле для людей, о жизни без вражды и насилия. В своем воображении Пришвин создал «Берендееву чащу» - так он называл чистый, не знавший топор лес.

Ученик 1. Всю жизнь мечтал Пришвин увидеть эту чащу. И однажды такой случай ему представился. Это было в 1933 году, когда Пришвин путешествовал по Северу. На пароходе, плывшем по реке Сухоне, он разговорился с одним из пассажиров.

Сценка.

Пассажир: За Пинегой, там, где излучина реки Коды уходит на север и все речки бегут не в Пинегу, а в Мезень, есть Чаща.

Пришвин: Чаща?! Скажи, какая же она, эта чаща, какой это лес?

Пассажир: Лес там – сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, такие частые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадет. Вот какая чаща! И к ней прислонилась избушка…

Пришвин (повернувшись к зрителям, говоря как будто самому себе): Вот она, сказочная Берендеева чаща. Я должен во что бы то ни стало добраться до нее.

Ученик 3. На пароходе Пришвин добрался до Верхней Тоймы. Писатель был в восторге от Северной Двины. Вот как он пишет о нашей реке: «Немало на свете великих рек, и что они многоводные и широкие – это само по себе делает их красивыми. Но Двина красива своими лесами.

И белая ночь.

Сквозь белый сумрак глядишь в эти леса, и почему-то тянет туда, далеко…

Белою ночью на Северной Двине все кажется призрачным»

Ученик 2. Заветную Берендееву чащу М.М. Пришвин опишет в своей книге «Корабельная чаща», где Настя и Митраша оказываются в тех местах, где побывал Пришвин во время своего путешествия по Северу.

Ученик 1. Всю свою жизнь Пришвин посвятил путешествиям по своей родине, все свои произведения – родной природе. Так он нашел свое любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой,

Ученик 4.

Когда у полярного круга 
Темно в снегопаде ночном, 
Беру я, как верного друга, 
Любимого Пришвина том. 

Пускай озверело колотит 
О борт штормовая волна 
Я вижу на топком болоте 
Ковер из кукушкина льна.. 

Какое знакомое место: 
В воде по колено кусты, 
Роняют березы-невесты 
На землю куски бересты. 

На дальний огонь деревушки 
Иду не спеша, через лес, 
Где мачтовых сосен верхушки 
Поднялись до самых небес. 

Под сумрачным небом чужбины, 
Пока мы не в нашем порту, 
Земли нашей русской картины 
Со мной у меня на борту. 

За силу великую эту, 
Сокрытую в слове простом, 
Вожу я по белому свету 
Волшебника-Пришвина том.

Ход игры.

Розыгрыш дорожек. За несколько дней до игры участникам дается следующее задание:

Для первой тройки игроков: Представьте, что вы журналист, вам надо взять интервью у М.М. Пришвина. Как по-вашему, что он ответил бы на такой вопрос: «Почему вы всю жизнь посвятили путешествиям по России и все ваши произведения о природе?»

Для второй тройки игроков: Мы познакомились с циклом миниатюр о природе «Лесная капель». Попробуйте сочинить свою миниатюру.

1 тур (первая тройка игроков).

Красная дорожка.

Его называют «косым чертом», но вы не обижаетесь: вы сумели перехитрить нескольких бывалых охотников. Кто это? Заяц из рассказа «Синий лапоть»

  1. Как называл Родионыч зайца и почему он его так называл?

  2. Как заяц перехитрил охотников?

Желтая дорожка.

Герой этого рассказа мочил обувь в холодной воде, морозил ее, подвергал тепловой обработке, но она оказалась вечной. «Дедушкин валенок»

  1. Как деду удалось справиться с трещинами, образовавшимися на изгибе валенок?

  2. Почему же валенки все-таки развалились?

  3. «Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечные» Почему?

Зеленая дорожка.

Она встает далеко до солнца, по трубе пастуха, выгоняет свое любимое стадо и бежит обратно в избу топить печь, чистить картошку, заправлять обед и так хлопочет по хозяйству до ночи. Кто это? Настя.

Как звали Настю в деревне и за что?

Как звали животных в Настином стаде?

Куда Настя отправилась за клюквой и почему она пошла за ней весной, ведь клюква поспевает осенью?

2 тур (вторая тройка игроков)

Красная дорожка.

Все люди для нее как два человека: враг, которого надо остерегаться, и друг, которому надо помочь и передать то, что досталось ей в наследство от главного друга. Кто это? Травка из сказки «Кладовая солнца»

  1. Как звали травку до того, как она стала Травкой, и почему?

  2. Что за правду перешепнул Антипыч Травке?

Желтая дорожка.

Перед ним было два пути: один долгий, но проверенный, другой слабенький, опасный. Но короткий. Он пошел короткой дорогой, которая чуть не привела к беде. Кто это? Митраша из сказки «Кладовая солнца»

  1. Чем Митраша занимался дома, чему научился у отца?

  2. Какое прозвище было у волка, живущего в Блудовом болоте, и за что его так прозвали?

  3. Как звали Митрашу учителя в школе и как его стали звать после происшествия в Блудовом болоте?

Зеленая дорожка.

Он оказался в трудной ситуации: зимой, ночью, один на один с волками, без оружия… Кто это? Охотник из рассказа «Таинственный ящик»

  1. Какой предмет охотник превратил в оружие?

  2. Какое волшебное слово сказал охотник волкам, чтобы напугать их?

  3. Назовите самое сильное оружие человека против волков?

  4. Продолжите цитату: «На то и ум человеку, чтобы из всего мог сделать себе…»

Вопросы зрителям:

  1. В районе какого города происходит действие сказки-были «Кладовая солнца»?

  2. Почему болото, куда отправились дети, называлось Блудовым?

  3. Когда произошло настоящее чудо в понимании Травки?

  4. Что такое грачевник?

  5. Куда делись зайцы зимой, в которую происходит действие рассказа «Синий лапоть»?



Розыгрыш 1 места среди игроков:

  • Назовите все профессии и увлечения М.М. Пришвина (писатель, журналист, фольклорист, этнограф, путешественник, охотник).

  • Назвать произведения М.М. Пришвина.











































Список использованной литературы


  1. Литературный Север: книга для учащихся 5-8- классов / Сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск, 1995.

  2. Пришвин М.М. Кладовая солнца: Сказка-быль и рассказы. - Москва: Издательство «Детская литература», 2001.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ