элективный курс "В поисках истины" 9 класс
Министерство образования Саратовской области
Управление образования администрации города Петровска и Петровского района
В поисках истины
Элективный курс по литературе
для учащихся 9 класса (предпрофильная подготовка). Разработала учитель русского языка и литературы МОУ – средней
общеобразовательной школы №8
города Петровска Саратовской обл.
Сосипатова Наталия Владимировна
г. Петровск
2010 год
Содержание
стр.
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план 4
Содержание элективного курса 5
Материалы для проведения элективного курса 7
Список литературы 20
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «В поисках истины» адресована учащимся 9-х классов общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки. Данный курс рассчитан на 14 часов и предлагает обучаемому самому задуматься над вопросами смысла жизни и нравственного выбора, ответить и определиться: где он? Откуда и куда грядёт в этой жизни? Какой смысл этого неповторимого и непредсказуемого путешествия?
В качестве помощников и собеседников избираются произведения русских писателей, Священное Писание и народная мудрость.
Курс состоит из 10 тем, раскрывающих основные жизненные ценности.
Важнейшим направлением курса является формирование нравственных и эстетических ценностей человеческой жизни.
Цель курса – изучение, анализ и осмысленное чтение произведений русской литературы, воспитание духовно богатой личности.
Задачи курса:
расширение знаний учащихся по русской литературе и культуре нашего народа;
развитие речевых навыков и коммуникативных способностей учащихся;
воспитание морально – нравственных качеств.
Особенность курса - интегрирование курсов литературы, истории, культурологии.
Новизна – изучение литературы через призму православной культуры.
Результатом изучения данного курса могут стать написание творческих работ, заметок в местную газету, организация конференции для учащихся старших классов, выставки творческих работ, оформление альбомов, стендов, проведение школьных вечеров.
Оценивание работы учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки устных и письменных ответов учащихся по литературе.
Учебно-тематический план (14 часов)
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
1
Пока сердце бьётся в груди. (Жизнь сознательная и бессознательная)
1 час
Просмотр видеофильма с последующим обсуждением. Беседы по прочитанному произведению. Комментированное чтение. Сообщения учащихся.
2
Ценности, мораль и нравственность
2 часа
Инсценирование, составление памятки, сообщение учащихся, беседы по прочитанным произведениям.
3
Наведение порядка внутри себя
2 часа
Работа с текстами. Беседа. Комментированное чтение. Выступления учащихся (дом. письм. работа «Кто я?»)
4
Проблема смысла жизни
1 час
Лекции-беседы. Просмотр видеофильма. Комментированное чтение. Обсуждение прочитанного.
5
Проблемы добра и зла
1час
Работа с иллюстрациями. Лекция-беседа. Комментированное чтение. Инсценирование. Сообщения учащихся.
6
Человеческий дом (урок-семинар)
1 час
Посещение школьного музея. Выступления учащихся. Беседа по прочитанным произведениям.
7
Нравственность и пол
1 часа
Лекция-беседа, просмотр видеофильма с последующим обсуждением. Выступления учащихся (чтение наизусть). Слушание музыкальных произведений.
8
Русская семья. Традиции
1 час
Работа с текстом. Комментированное чтение. Сообщения учащихся. Работа с иллюстративным материалом.
9
Поиск истины в современной литературе. Новые подходы к осмыслению проблемы
2 часа
Лекция учителя. Выступления учащихся. Подготовка к дискуссии. Обсуждение прочитанных произведений. Анализ художественных текстов. Комментированное чтение фрагментов.
10
Семинарское занятие по теме «Есть ли смысл жизни нашей?» (С приглашением родителей и духовенства)
2 часа
Доклады, выступления учащихся. Комментированное чтение. Творческая работа по теме семинара. Оформление выставки.
Содержание программы (14 часов)
В поисках истины
(на основе литературного материала)
Тема № 1. Пока сердце бьётся в груди
«Повести временных лет». («Поучение Владимира Мономаха»).
А.П. Платонов. «Юшка». « Неизвестный цветок».
А.П. Чехов «Художество».
Видеофильм. «Духовные посевы». (Беседы с детьми о. Артемия (Владимирова)).
Тема № 2. Ценности, мораль и нравственность
В. Дегтев. «Аморальный приказ».
А.П. Чехов. «Размазня».
И.А. Крылов. Басни.
Притча «Ложь и Истина».
Стихотворение «Мартышек трое за обедом» (автор неизв.).
Тема № 3. Наведение порядка внутри себя
Н. Некрасов «Добрая память».
Н.С. Лесков «Час воли Божьей» (сказка).
И.С. Тургенев «Живые мощи». («Записки охотника»).
Тема № 4. Проблема смысла жизни
Л.Н. Толстой «Где любовь, там Бог».
Ф.М. Достоевский. Отрывок из романа «Братья Карамазовы». («Преображение утром перед дуэлью»).
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки.
В. Немирович-Данченко «Пока сердце бьётся в груди».
Тема № 5. Проблемы добра и зла
Русские народные сказки, поговорки, загадки.
Русские былины.
Священное Писание. (Притчи).
Тема № 6. Человеческий дом
В.А. Закруткин «Матерь человеческая».
М.А. Шолохов «Судьба человека».
Л. Леонов «Слава России».
А. Борзенко «Пасха» (чеченские события).
Д.С. Лихачёв «Родина».
Тема № 7. Нравственность и пол
И.С. Тургенев «Первая любовь»
Стихи русских классиков и современных поэтов.
О любви. (Можно рассказать истории любви выдающихся композиторов, писателей, художников, которых любовь сподвигнула на создание бессмертных творений).
Сказание о Петре и Февронье Муромских.
Тема № 8. Русская семья. Традиции
И.С. Шмелёв «Лето Господне».
Тема № 9. Поиск истины в современной литературе. Новые подходы к осмыслению проблемы
Лекция учителя «Современная литература последних лет».
Библия – книга совершенно неисчерпаемая.
Художественный мир «Другой прозы» (Людмила Улицкая, Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая).
В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана».
Тема № 10. Семинарское занятие «В поисках истины»
(Выступления учащихся по темам курса, творческие работы).
Материалы для проведения элективного курса
(методические рекомендации)
Тема № 1. Пока сердце бьётся в груди
Цель:
раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»;
воспитывать ответственность за свои поступки и жизнь окружающих людей;
открыть глубину идей и красоту образов русской литературы.
Беседа. Словарь: нравственность, духовность, мораль, этика,
добродетели, ценности, имя, семья, род.
алчность убивает милосердие
лень убивает добрые мысли гордыня убивает человеческое достоинство
зависть убивает любовь месть убивает правосудие
мщение убивает дружбу клевета убивает доброе имя
ненависть убивает мир
2. «Повести временных лет» («Поучение Владимира Мономаха»).
Какие именно проблемы затрагивает Мономах в своём поучении?
Как ты, человек другого века и цивилизации, относишься к наставлениям князя? (приведите примеры из жизни).
3. А. Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок».
Почему людям без Юшки стало грустно?
В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря?
Ради чего живут платоновские герои?
4. А.П. Чехов «Художество».
Чехов пишет: «Все улыбаются ему, сочувствуют, величают Сергеем Никитичем, все чувствуют, что художество есть не его личное, а общее, народное дело. Один творит, остальные ему помогают. Серёжка сам по себе ничтожество, лентяй, пьянчуга и мот, но когда он с суриком или циркулем в руках, то он уже нечто высшее, Божий слуга». Как вы думаете, является ли талант человека его собственным достоянием или нет? Почему?
5. Видеофильм. Беседы отца Артемия (Владимирова) с детьми.
6. В. Распутин «Уроки французского». Жажда знаний героя, чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы.
Тема № 2. Ценности, мораль и нравственность
Цель: учиться сопереживать, помогать, не быть равнодушными к окружающим.
1. В. Дегтев «Аморальный приказ». (Значение слова «мораль» . Словарная работа).
Как вы понимаете употребляемые в жизни выражения «мораль сей басни такова»?
Как вы понимаете выражение «аморальный поступок»? Приведите примеры из жизни.
Как вы считаете, соответствует ли поступок капитана моральным нормам? Как бы вы поступили на его месте?
Подробно опишите, как вели себя заключённые во время погружения парохода.
Всесторонне проанализируйте самооценку капитана: «Не о людях, запертых в трюме, думал, а о том, как выгляжу в этот роковой миг».
Собака не оставила друга. Можно ли сказать, что она совершила подвиг?
Смогли бы вы в подобной ситуации оставить друга?
2. А.П. Чехов «Размазня»
Можно ли утверждать, что шутка хозяина была удачной? Почему?
Как вы считаете, «можно ли на этом свете не быть зубастым»?
Согласны ли вы с заключением писателя, что «легко на этом свете быть сильным»? Аргументируйте свою позицию.
3. И.А. Крылов. Мораль басен (инсценирование)
4. Притча «Ложь и Истина» (текст прилагается). (Истинность чего-то люди обычно чувствуют сердцем, глубиной своих познаний. Соприкосновение с истиной рождает радость). Приведите примеры из жизни.
5. Прочитайте стихотворение и выскажите свое мнение относительно его содержания. («Мартышек трое за обедом»). Текст прилагается. Учитель может провести беседу по выбору:
«Психологическая сторона совести».
«Совесть – естественный закон».
«Идеал. Ориентация в поиске правды».
«О природе совести» и т. д.
6. Составление памятки:
«Памятка для Говорящего»,
«Памятка для Слушающего» (прилагаются).
Тема № 3. Наведение порядка внутри себя
Цель:
учиться анализировать свои действия и поступки, уметь признавать ошибки, стараться искать пути их преодоления, не причиняя боль и страдания окружающим;
воспитывать гражданственность, желание быть полезным своим близким и стране.
1. Н. Некрасов «Добрая память».
Почему нельзя сделать человека добрым и справедливым лишь с помощью закона?
Опишите нравственный портрет героя стихотворения Н. Некрасова, используя характеристику самого поэта.
2. Н.С. Лесков «Час воли Божьей» (сказка).
Что ответили бояре на вопрос короля «Отчего на свете доброе не ладится?».
Прокомментируйте аргументацию бояр:
а) повсюду так, не у нас одних;
б) надо начать жить по-старинному;
в) станет лучше жить только в будущем, поэтому народ должен потерпеть.
Что ответил боярам Доброхот? Можно ли назвать его ответ мудрым?
Почему старцы сбежали от короля?
«Что за страх, когда про себя не думаешь?» - сказал дед про свою внучку-девицу. Верно ли это в наши дни? Почему?
Почему бояре смеялись над тремя ответами, которые принёс Разлюляй? Как вы думаете, почему награду Разлюляю выдал, а советы всё же спрятал?
Не вызывает ли у вас чувство протеста финал сказки? Почему? Возможен ли такой финал в вашей жизни – спрятанный сундук мечтаний и стремлений, с одной стороны, и дела, которые идут по старинке, с другой?
4. И.С. Тургенев «Живые мощи».
Как вы думаете, почему Лукерья не жаловалась на свою судьбу?
Как Лукерья оценила женитьбу Василия Болякова на другой девушке?
Почему Лукерья отказалась лечь в больницу? А если бы её всё-таки удалось вылечить?
Объясните своими словами сон Лукерьи о своих родителях. Как понимаете слова: «Со своими грехами ты уже покончила; теперь и наши грехи побеждаешь»? Почему при этом родители низко кланялись дочери?
Тема № 4. Проблема смысла жизни
Цель: показать значимость человеческой жизни, её подлинное назначение.
1. Л.Н. Толстой «Где любовь, там Бог».
Обратили ли вы внимание на то обстоятельство, что ответ на вопрос «А для чего же жить-то?» Авдеич искал в Новом Завете? Чем больше читал, тем яснее понимал, как надо жить. Не пробовали ли вы читать Новый Завет, когда перед вами встают какие-нибудь жизненно важные вопросы? (Рассказать о значении Библии для человека).
Расскажите, как вы поняли сон Авдеича. Осуществился ли он? Почему?
2. Ф.М. Достоевский «Преображение утром перед дуэлью».
Расскажите историю о праведном человеке в земле Уц из первого отрывка романа «Братья Карамазовы».
Поясните, как вы поняли следующие строки великого писателя из второго отрывка: «О настоящей же честности почти никто из нас и не знал, что она такое есть, а узнал бы, так осмеял бы её тотчас же самый первый».
Почему рассказчик отказался от дуэли?
Как вы думаете, в чём заключался смысл жизни старца Зосимы?
3. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (инсценирование).
4. В. Немирович-Данченко. «Пока сердце бьётся в груди» (из сб. «Искра Божья»).
В чём видела смысл своей жизни Ольга Раевская?
Как вы считаете, правильно ли поступила сестра Раевской, отказавшись уехать в Россию или Италию? Как бы вы поступили на её месте?
5. (Материал к уроку можно найти в книге «Православный мир» - М: Круг чтения, 2002).
(«Поучительная древность», «Уроки из жизни святых», «Нравоучительные истории» и др.).
Тема № 5. Проблемы добра и зла
Цель: помочь учащимся встать на путь укрепления и развития в себе истинных добродетелей.
I вар. Урок можно построить в форме путешествия в страну «Фольклорию». Помочь увидеть мудрость народную.
II вар. «По страницам «Детской Библии» (знакомство с притчами).
Тема № 6. Человеческий дом
Цель: воспитывать честь, гражданственность, любовь к своей Родине, родному краю, уважение к ветеранам войны и труда.
(Урок-семинар по произведениям о Великой Отечественной войне и чеченских событиях. Проводится в школьном музее. Можно использовать элементы урока-концерта).
Тема № 7. Нравственность и пол (интегрированный урок)
Цель: формировать нравственную культуру; воспитывать культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека; развивать качество характера как умение быть ответственным за свои поступки, честность, порядочность.
1. Доказать (из жизненного опыта, из произведений художественной литературы и др. источников), что:
Любовь
истинна многогранна жертвенна таинственна целительна
2. Учащимся предлагается подготовить к уроку истории любви своих родителей, бабушек и дедушек, друзей своей семьи.
3. Истории любви великих художников, музыкантов, писателей, которых любовь вдохновила на создание бессмертных творений.
4. Чтение произведений, слушание романов, современных песен.
5. Любовь на страницах классической литературы (по выбору учителя).
И.С. Тургенев «Первая любовь».
Почему это произведение так дорого Тургеневу?
Почему мысль о бесценности чувства любви вложена в уста героя-повествователя?
Понятны ли чувства главного героя повести сегодняшнему читателю?
Как вы думаете, описанный прыжок со стены – это подвиг или глупость?
Тема № 8. Русская семья. Традиции
Цель: воспитывать у учащихся чувства ответственности, долга перед каждым членом семьи, уважать и чтить родителей, а также семейные традиции.
1. История возникновения слова «семья» (исследовательские работы учащихся).
2. Отражение условий семейного существования в пословицах и поговорках.
3. История неизвестного автора (прилагается).
В чём заключается подвиг? Способны ли вы на такое?
4. И.С. Шмелёв «Лето Господне» (традиции, обычаи русской семьи. Главы по выбору).
Тема № 9. Поиск истины в современной литературе. Новые подходы к осмыслению проблемы
Цель: помочь детям увидеть первоисточники творческого вдохновения, различные подходы писателей к поиску истины, художественные особенности современной прозы.
1. Лекция учителя «Современная литература последних лет».
1) Разнообразие жанров, социально-нравственные искания, осмысление современных явлений.
2)Возвращение «духовных изгнанников» (Булгаков, Платонов,Пастернак и др.)
Возвращение литературы русского зарубежья (В. Аксёнов, В. Войнович,
3)В. Некрасов¸ А. Солженицын).
4)Современная поэзия.
2. Библия – основа европейской культуры.
Почему Библия – Книга книг?
Почему Библия является фундаментом нравственности человечества?
3. Людмила Улицкая. Сборник рассказов «Девочки», «Даль нерукотворная», «Медея и её дети».
Какие проблемы поднимает автор в своих произведениях?
Нравственный выбор героев её произведений.
4. Людмила Петрушевская. «Гриб», «Гость», «Свой круг», «Кто ответит».
Поиск истины через «кошмары и уродства» современной жизни.
Судьба женщины в сегодняшней жестокой действительности. (Художественный метод – гиперреализм, сверхреализм).
5. В. Распутин. «Дочь Ивана, мать Ивана»
Почему мы называем главного героя человеком с беспокойным сердцем?
Почему действительность названа «собранием всей ужасов и кошмаров»?
Возможно ли вернуть моральный и нравственный облик персонажам произведения?
6. Т. Толстая «На златом крыльце сидели».
Мир глазами ребёнка и переоценка ценностей в период становления личности.
Роль художественной детали в осмыслении текста.
Рекомендации для самостоятельного чтения
1. А.С. Солженицын «Молодняк».
2. В. Астафьев «Пролётный гусь».
3. М. Кураев «Праздничная повесть».
Художественные особенности современной прозы
Несущественная среда обитания (деревня, город, электричка, подвал и т.д.)
Не имеет значения социальная принадлежность персонажа (рабочий, крестьянин, потерявший свой социальный статус).
Произведения монологичны, т.е. повествование ведётся от первого лица, стилистические особенности.
Установка на достоверность (Я – такой! Какая жизнь – такие песни!).
Чаще всего используется жанр рассказа. Лаконизм, афористичность письма.
Ироничность письма при трагичности описываемых событий (трагическая ирония – новый подход к осмыслению проблемы).
Смешение иронии с жалостью (у Петрушевской).
Смешение реальности с фантастикой («мистический реализм»).
Переосмысление элементов культуры прошлого (передразнивание, пародирование. Постмодернизм развивается в русле единого потока русской литературы).
Интертекстуальность (текст в тексте, цитаты (у Т. Толстой «На златом крыльце сидели»). Абсурдность жизни через гротеск, фентези).
Тема № 10. Семинарское занятие «В поисках истины» (Выступления учащихся по темам курса, творческие работы).
Темы выступлений:
1. Зачем я живу?
2. Вопрос о смысле жизни в литературе и древнерусской живописи.
3. Назначение женщины.
4. Свет материнских глаз.
5. Приказано не рожать.
6. Узаконенное беззаконие.
7. Муж – всему голова.
8. Великое чувство – любовь.
9. Идеал. Ориентация в нравственном поиске правды.
10. Совесть как мерило ценностей.
11. Душевная чистота и др. вопросы.
(Все выступления учащихся – на литературном материале)
Итогом может стать творческая работа, выступление на родительском собрании, оформление альбома, стенда, выставки лучших творческих работ.
Приложение к рекомендациям
Притча «Ложь и Истина»
Украла Ложь у Истины одежду. Конечно, жаль дорогой одежды, но день прошёл, другой, а найти одежду не удалось. И вот осталась Истина Нагой.
Ложь тайно ликовала. Но ликовала она напрасно! Для всех нагая Истина была, как и прежде, незапятнанно прекрасной. Ей навредить воровка не смогла. Истину и обнажённую любят люди с чистой совестью, жадно ищут и чтут её. А Ложь, хотя она в одежде Истины ходит, всё равно люди узнают, но иногда, увы, с опозданием.
Мартышек трое за обедом (стихотворение)
- Послушайте, друзья, - одна из них сказала,
Какую новость я сегодня услыхала.
Вы знаете, что говорят сейчас?
Что будто род людской произошёл от нас
Из нашей благородной расы
Развились будто бы людские массы.
- Да разве мы такие, как они?
Так, как они, проводим дни свои?
Как, милые, нам тут не возмутиться,
Где, кто из нас бы вздумал разводиться?
Детей своих покинуть кто бы мог?
Иль выбросить их мог бы за порог?
Иль на чужом оставить попеченье,
С рук на руки передавать всё время,
Чтоб матерей своих они совсем не знали,
Любви и ласки их не испытали?
Не видела я также никогда,
Чтобы заборами мы пальмы окружали,
Чтобы орехи лучше пропадали,
Чем дать другим попробовать на вкус.
Ещё есть вещь одна: какая обезьяна
Пойдёт в кабак напиться допьяна,
За удовольствие и развлеченье то считать,
Придя домой, жену избить, детей пугать?
Какого, я б хотела знать, они происхожденья?
Но только не от нас они, в том нет сомненья!
(автор неизв.)
Неизвестная история (о семье). Подвиг дочери.
В одной стране был обычай отрубать руки всякому, кого уличат в краже. Попался раз в этом знатный вельможа, царский любимец. Не мог царь отступить от старинного обычая и велел наказать преступника.
Но накануне казни явилась во дворец маленькая девочка, дочь этого вельможи, и со слезами на глазах попросила допустить её к царю. Царедворцы исполнили её просьбу. Девочка упала на колени перед грозным владыкой.
- Великий государь, - сказала она в страхе, - отец мой присуждён остаться без рук. Помилуйте его, а мои руки отрубите!
У царя были свои дети, и ему понравилось, что маленькая девочка любит отца.
- Пусть будет так, как ты просишь, - сказал царь. – Но ты можешь отказаться от казни даже в самую последнюю минуту!
На другой день девочку повели на казнь. Посреди двора стояла обрызганная кровью плаха, а возле – палач с мечом. Побледнела девочка, испугалась на минуту… Но скоро овладела собой, подошла к плахе и протянула свои рученьки. Палач крепко привязал ремнями её руки к плахе. Девочка не проронила ни слова. Палач поднял меч, и она закрыла глаза… Меч сверкнул и опустился, не задев и кончиков пальцев.
- Царь прощает отца твоего за великую любовь твою! – объявил посланец царя.
Отворились двери тюрьмы – бежит к дочери отец, целует её руки, обливая их слезами. На другой день царь объявил народу указ об отмене навеки старого жестокого закона.
На дворе казни, по царскому приказу, поставили столб с мраморной доской, на которой золотыми буквами написали о том, как дочь готова была отдать свои руки за жизнь отца. А в конце прибавили: «Счастливцы отцы, у которых такие дети!».
Памятки
Правила для Говорящего
Осторожно обращайся со словом!
(«Сердце глупца – в его языке, язык умного – в его сердце», «Будешь следить за языком – он охранит тебя, распустишь – он тебя предаст!»).
Тщательно продумай свою будущую речь.
(«Прежде чем говорить, подумай о смысле», «Если боишься – не говори, если сказал, то не бойся»).
Оцени уместность своей речи!
(«Лучше плакать вовремя, чем смеяться некстати»).
Не искажай действительности в речи!
(«У лжеца дом сгорел – никто не поверил»).
Правильно избирай себе собеседника!
(«Глухой слушает, а немой говорит»).
Не наноси ущерба собеседнику!
(«Языком убивают, как кинжалом, только кровь не льётся»).
Не будь многословным!
(«Речь хороша, когда коротка»).
Не повторяй одно и то же несколько раз!
(«И хорошее слово хорошо один раз»).
Следи за своим тоном (мимикой, жестами).
(«Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано»).
Правила для Слушающего
Выслушай обращённое к тебе слово, попробуй понять говорящего. («Сколько людей, столько умов»).
Распознай намерения и интересы собеседника.
(«Человек спрятан за своими словами»).
Если тебе не ясно, не спеши с выводами.
(«Не понял, постарайся узнать истину»).
Если сомневаешься в искренности своего собеседника, сопоставь его высказывания, обращённые к разным людям.
(«Кто передаст тебе о других, тот передаст другим о тебе»).
Литература
Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: «Просвещение», 1977
Альберони Ф. Дружба и любовь. – Вильнюс: Волга, 1983
А. Борзенко «Пасха».
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Худ. лит., 1980
Дьеченко Г. Искра Божия. – М.: 1903
Иеромонах Илларион (Алфеев) Светоотеческое учение о человеке. – М.: 1993
Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М., «Просвещение», 1994
Крылов И.А. Басни. Изд. «Удмуртия», 1982
Леонов Л. Слава России». Русск. литер. ХХ века, «Просвещение», 1996
Лесков Н.С. «Час воли Божьей»
Лихачёв Д.С. Заметки о русском. Избр. работы в 3 т. – Т. 2, Л.: Худ. лит., 1987
Малышевский А.Ф. Мир человека. В двух частях. – М.: Интерпракс, 1995
Митрополит Антоний (Блум) Таинство любви. – СПб: САТИС, 1994
Немирович-Данченко В. Сб. «Искра Божья», изд. «Благовест», 2002
Л. Петрушевская «Гриб», «Гость», «Свой круг», «Кто виноват», М., Вагриус, 2003
Платонов А.А. «Юшка», «Неизвестный цветок». Избр., М. – «Просвещение», 1989
Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. М., 1978
Распутин В. «Уроки французского». Сб. произведений, изд. «Дет. лит.», 1990; «Дочь Ивана, мать Ивана».
Соловьёв В. Смысл любви. М.: Путь, 1995
Толстых А. Возраст жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
Трубецкой Е. Умозрение в красках. – М., 1916
Тургенев И.С. Собр. соч. в 12-ти т. – Т. 1,6. – М.: Худ. лит., 1978
Улицкая Л. «Девочки» (сборник рассказов), «Даль нерукотворная», «Медея и её дети».
Чехов А.П. «Художество». Избр. произв., М. – Худ. лит., 1960
Шмелёв Н.С. «Лето Господне», изд. «Ладья», 2002
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ