Своеобразие писательской манеры и авторская позиция в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» 8 класс
МОУ «Новоозерская сош»
Тальменского района Алтайского края
Проект урока литературы в 8 классе
Урок литературы в 8 классе
Своеобразие писательской манеры и авторская позиция в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Разработала
учитель русского языка и литературы
Феночкина Мария Ивановна
Ст. Озерки-2010
Тема урока: Своеобразие писательской манеры и авторская позиция в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Цели урока:
1.Отслеживание авторской позиции, раскрытие своеобразия писательской манеры Паустовского.
2. Развитие творческих способностей на основе анализа литературного текста, умение аргументировать.
3.Воспитание в детях уважительного отношения к людям.
Оформление:
1.Эпиграф:
При жизни надо радовать людей.
Ведь им порой совсем немного надо:
Поласковее взгляд, когда душа в беде,
И, может быть, цветы из собственного сада.
(Из стихотворения местного поэта П.В.Хитрина)
2.Картина художника В.М. Сидорова «Осенняя непогода»,1957г.
3.Портрет К.Г. Паустовского работы художницы А.Г.Кручининой.
4. Словарь. (Смотри приложение)
Оборудование:
1.Грамзапись. "Октябрь. Осенняя песня" П.И. Чайковского.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Организационный момент.
- У нас сегодня непростой урок. Это урок-раздумье о жизни человека. Я рассчитываю на ваше участие и взаимопонимание.
Учащиеся готовят материал для урока.
II. Формирование мотивации.
а) диалог;
Обратимся к словам Паустовского « Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».
Что вы можете сказать об отношении к родине Паустовского?
-Можно человеку прожить без сердца?
-Какого человека мы называем бессердечным?
-Какие фразеологизмы со словом «сердце» вы знаете?
-Как вы понимаете выражение "зарубки на сердце"?
-Почему так озаглавил свои заметки П.?
-П. родился в Киеве, но самым дорогим местом на земле для него был Мещерский край, скромная неприметная красота которого покорила его сердце.
-Злого, жестокого, не умеющего делать добро.
-Каменное сердце, сердце плачет, на сердце камень, с замиранием сердца и др.
-Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе.
- Автор хотел, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце».
III. Целеполагание.
а) диалог;
б) монолог;
Прочтите тему урока.
Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
На какие вопросы предстоит ответить?
-Произведения, написанные «как бы для самого дорогого человека» влияют на читателя.
Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, "прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл".
Создатель этого кристалла - автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ "Телеграмма" (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском "я". Постижение авторской позиции - дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в "Телеграмме", почти не слышен. Наша задача на уроке - проникнуть, говоря словами В.Г. Белинского, "в тайну личности" писателя, понять своеобразие его таланта - то, что принято называть творческой индивидуальностью.
В чем своеобразие писательской манеры П.? Что делает автор для того, чтобы и у нас остались "зарубки на сердце"?
IV.Углубление восприятия произведения
а) полилог;
-Ваше впечатление о "Телеграмме" К. Паустовского?
-О чём этот рассказ?
- Грустно, печально.
- Жаль старушку.
- Берет досада на Настю
-Основная тема - взаимоотношения родителей и детей. Также в рассказе речь идёт об ответственности человека за свои поступки.
б) работа с цитатным планом произведения, составленного на предыдущем уроке;
.
1 часть - Мать. "Эх, горе её горькое, страданье неписанное!"
2 часть - Дочь. "Эх ты, сорока!"
3 часть - Телеграмма. "За добро плати добром, не будь пустельгой".
Последняя (4 часть) –эпилог.
V. Постижение авторской позиции. а) работа с текстом.
-Повествователь в "Телеграмме" как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа.
. -Сравним тональность звучания прозы и музыки.
Перечитывают его начало (от слов "Октябрь был на редкость..." до слов "Из них назойливо сыпался дождь".)
Перечитывают про себя, слушая одновременно музыкальную пьесу "Октябрь. Осенняя песня" П.И. Чайковского.
-Музыка также грустная, но в ней больше светлых нот, светлой грусти.
б) полилог;
Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
-Пейзаж готовит нас к тому, что произойдет то-то печальное.
-Природа умирает, так же как Катерина Петровна.
-В жизни человека тоже поздняя осень.
в) работа с текстом.
-Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж?
- Подтвердите это фразами из текста.
- Природа «умирает».
-Октябрь - "на редкость холодный", ветлы - "облетевшие", трава - "полегла", тучи "тащились", "цеплялись» и т.д.
-Каков, по-вашему, ритм прозы писателя?
- Предложения короткие, только одно о
подсолнечнике, который "всё доцветал и никак не мог доцвесть..» не похоже на остальные.
-Почему именно "подсолнечник", а не "подсолнух", как говорят в деревне?
- Что-то маленькое, беззащитное на сером холодном фоне.
г) работа с картиной "Осенняя непогода" художника В.М.Сидорова.
д) полилог;
е) словарная работа;
ж) работа в группах;
- Какой предстает осень на картине?
Созвучна ли картина и отрывок текста?
-Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию
Катерины Петровны?
-Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
-Оно скрыто в характере повествователя. Сейчас я помогу вам понять, как автор
за простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывает глубокое сострадание к одиноко доживающей свой век женщине.
Предлагаю план
«Пути реализации авторской концепции».
Роль художественных деталей в тексте.
Интерьер как способ отображения авторской позиции.
Внешний облик героини как отражение авторского сочувствия.
Недосказанность – один из приемов концепции Паустовского.
Обратите внимание на лексическое значение слова концепция.
Приложение.
- Ситуация похожа.
Состояние природы соотносится с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание
-Нет
Читают:
«Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль».
План записан на доске.
Учащиеся делятся на группы. Каждая выбирает один из пунктов плана и работает в данном направлении.
1-ая группа отмечает такие детали, как жестяной ящик – жестяная пустота, керосиновый ночник- "единственное живое существо" , старый клен с холодными мокрыми ветками. Все это указывает на бездушие, жестокость дочери,
подчеркивает безмерность одиночества героини, огонек сигнализирует о беде.
2-ая группа восстанавливает прошлое героини по предметам, ее окружавшим:
"сморщенные перчатки,
страусовые перья, стеклярусная черная шляпа", потускневший эскиз к "Неизвестной" Крамского и др. Все это говорит о том, что она живет только прошлым, а будущего у нее нет.
3-ья – подчеркивает во внешнем облике героини то, что она плохо видит, маленькая (беззащитная), сгорбленная.
Все это вызывает сочувствие.
Учащиеся 4-ой группы домысливали то, что' осталось в подводном течении рассказа. Это стук, почудившийся старой женщине, то, что «ей стало труднее вставать по ночам», деньги, которые хранят аромат Настиных духов, мысли Тихона.
VI. Итог урока.
а) полилог;
-В чем своеобразие писательской манеры П.?
- Что делает автор для того, чтобы и у нас остались "зарубки на сердце"?
-Как реализуется авторская концепция?
-За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко дожива- ющей свой век женщине.
Повторяют пути реализации авторского отношения к проблеме.
VII. Подготовка восприятия домашнего задания.
-Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.
Катерина Петровна написала Насте письмо.
Читаю письмо наизусть.
- Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери?
Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?
-Слушают, сочувствуют.
-Нет, не было.
-«У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать".
VIII. Домашнее задание.
Какими способами выражается авторская позиция в рассказе по отношению к Насте? ":
Почему рассказ К.Г. Паустовского называется "Телеграмма"?
Записывают вопросы в тетрадь.
IX. Рефлексия.
Что дал вам этот урок?
Что я понял, осознал?
Какие чувства я пережил?
Какие "зарубки на сердце" оставил у меня этот рассказ?
Обращение к эпиграфу. Согласны вы с мнением известного автора, нашего земляка?
Заканчиваю урок фразеологизмом:
-Не остудите свое сердце, дети.
-Нельзя черстветь сердцем.
-Я вспомнила свою бабушку.
-Я задумался о том…
-Да, надо относиться с уважением к людям.
-Надо вовремя говорить добрые слова и совершать добрые поступки, чтобы не опоздать.
Использованная литература.
1.Золотарева И.В., Крысова Т.А.. Поурочные разработки по литературе. 8класс.- М.: ВАКО, 2003.
2.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь.- М., Просвещение,1980.
3.С.И Ожегов и Н.Ю Шведова Толковый словарь русского языка.- Российская академия наук.- М., Азбуковник,1999.
При жизни надо радовать людей.
Ведь им порой совсем немного надо:
Поласковее взгляд, когда душа в беде,
И, может быть, цветы из собственного сада
«Свои рассказы я пишу как бы для самого дорогого человека».
К.Г. Паустовский
В.М.Сидоров «Осенняя непогода» (1956)
Выписки из толкового словаря С.И. Ожегова
к уроку по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Деталь – мелкая подробность, частность.
Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Концепция - система взглядов на что – нибудь, основная мысль.
Милосердие - готовность помочь кому – нибудь или готовность простить из сострадания, человеколюбия.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Проблема – 1. Задача, сложный вопрос, требующие разрешения, исследования.
2. перен. О чем – нибудь трудно разрешимом, осуществимом. (разговорн.)
Пустельга – 1. Хищная птица семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ