факультативный курс "Азбука искусства" 5-8 класс

Министерство образования Саратовской области

Управление образования администрации Петровского района и города Петровска














Программа

факультативного курса по литературе (интегрированный курс литературы, музыки, живописи)

«Азбука искусства»

для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ


Составила: Сосипатова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №8 г.Петровска Саратовской области














Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости

Ничто, кроме искусства, не в состоянии передать мир во всем его богатстве и многообразии. На уроках искусства есть возможность узнать о культуре давних времен и исчезнувших народах, искусство которых доносит до нас облик некогда живших людей, их обычаях и нравах.

Интегрированный курс «Азбука искусства» познакомит учащихся с достижениями человечества, ценность которых не уменьшается с ходом тысячелетий, познакомит с культурой своего народа.

Знание основ искусства и культуры поможет ученику углубиться в историю искусства, сделать первые шаги в мир радости, добра и красоты, познать переживание, сочувствие, любовь.

Первоначальные знания этого удивительного мира помогут учащимся более серьезно подготовиться к обстоятельному разговору об искусстве и культуре в старших классах на уроках литературы и МХК.

Урок искусства – это особый урок. Он, прежде всего, должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Искусство предполагает духовное общение, поэтому так необходимо на уроке сотрудничество, сотворчество учителя и ученика.

Программа интегрированного курса «Азбука искусства» ставит перед собой следующий ряд задач:

  1. формирование самосознания личности, обогащение ее духовного мира, расширение кругозора, развитие эстетического вкуса;

  2. знакомство с новыми именами и произведениями искусства, овладение языком искусства;

  3. воспитание любви к прекрасному, утверждение красоты человеческих отношений в повседневной жизни;

  4. развитие коммуникативных навыков и их совершенствование.

Рекомендуются разнообразные формы проведения занятий:

    • уроки-исследования;

    • уроки восприятия искусства;

    • уроки творчества;

    • уроки-концерты;

    • уроки-праздники;

    • уроки-путешествия и т.д.


Все изучение учебного материала строится на уровне исторических периодов: античность, средние века, Возрождение, XVIII век, XIX век, современность. Синхронно изучаются отечественная и зарубежная культура и различные виды искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр и т.д. Такая структура позволяет рассмотреть закономерности формирование и развитие культуры, легко переходить от прошлого к настоящему, сформировать целостное представление о культуре, позволяющей интегрировать исторические события и факты в единую картину. Интегрированный принцип построения курса дает широкие возможности для связей с предметами гуманитарного и эстетических циклов.

Это позволит воспитать чувство красоты, умение видеть прекрасное в жизни и создавать его, самостоятельно мыслить, наблюдать, делать выводы, развивать творческие способности.

Акцентируется внимание на изучении исторических, трудовых, бытовых, нравственно-духовных и эстетических традиций в искусстве. В центре внимания изучаемого периода будет стоять личность с ее эстетическими и нравственными ценностями.

Особое внимание уделяется урокам-путешествиям. Дети познакомятся с шедеврами мирового искусства, с музеями мира: Эрмитажем, Лувром, Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей. Цель и задачи этих уроков – знакомство с новыми именами, поиск сведений о забытых мастерах, изучение особенностей произведений искусств.


Программа 5 класса направлена на установление внутренних связей всех видов искусства: музыки с литературой и изобразительным искусством, литературой с архитектурой и скульптурой и т.д. Обучающиеся должны почувствовать, что все виды искусства связаны между собой и знание одного из них помогает глубокому восприятию остальных. Так, изучая культуру античного периода, слушая греческую музыку, ученики познакомятся с героями античных мифов в литературе и скульптуре. Рассмотрят вопросы отражения народной культуры в сказках и сказочных операх, в народном костюме, в прикладном искусстве. Учащиеся познают мир чувств, отношение к добру и злу, прекрасному и безобразному. Они узнают и о том, до какой степени удивительный человек-художник, как тонко он чувствует красоту во всем, потому что он сам – творец красоты. В качестве методического приема для более эмоционального восприятия, применяем музыку, созвучную теме разговора. Так в малоемкой теме «Русские сказочные оперы» канвой проходит тема «Литературная сказка», а музыка звучит для более полного колорита изучаемого жанра искусства.


В основе курса 6 класса лежит знакомство с культурой различных народов, их взаимосвязь и взаимопроникновение, связь искусства с мировоззрением на развитие культуры и искусства.

Учащиеся познакомятся с мировоззрением древнего человека, его страхом перед силами природы, с обрядовой поэзией.

Очень подробно рассматривается тема «Древнерусское искусство». Ребята узнают, что с принятием христианства на Руси быстро начнет развиваться самобытная культура, которая найдет свое отражение в построении храмов, живописи, развитии книжного дела, в прикладном искусстве.

Учащиеся познакомятся с русским фольклором, воплощением его в музыкальных произведениях русских классиков: в музыке Чайковского и Римского-Корсакова, в живописи Васнецова. Познакомятся с русскими народными праздниками: русальной неделей, праздником Ивана-Купалы, Петровым днем, Покровом, Зимними святками, Масленицей, Красной горкой и т.д. У ребят сформируется представление о культурно-творческой функции народа. Это поможет раскрыть взаимосвязь и взаимовлияние истории Русского государства и его народной культуры.

Учащиеся узнают, как нашли свое отражение древние обряды и праздники в литературе нашего народа («Снегурочка» (Масленица), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Перунов день), «Марья Маревна» (аграрный цикл)).

Познавая истоки возникновение родной культуры и ее развитие, учащиеся смогут лучше ориентироваться в современном мире искусства, научатся отмечать истинные произведения мастеров от подделок и фальши.


В курсе 7 класса большое внимание уделяется воплощению античных, библейских, евангельских сюжетов и образов в произведениях мирового искусства. Учащиеся познакомятся с творчеством художников эпохи Возрождения: великими Рафаэлем, Рембрандтом, Леонардом да Винчи, Микеланджело, новаторством их искусства, традициями. Познакомятся с полифонической музыкой Баха, религиозной тематикой великого мастера, с народными истоками его произведений.

В процессе обучения учащиеся познакомятся с новым видом искусства – мюзиклом, где сочетается драматургия с различными видами искусства: живописью, музыкой, танцем, театром, которые позволят наиболее полно воспроизвести замысел автора.

Учащиеся узнают, как нашли свое отражение евангельские сюжеты в произведениях русских классиков и современных видах искусства. Например, в искусстве Алексея Зеля (кварцевое стекло), в росписях Хохломы, в прикладном искусстве, а также в творчестве русских поэтов, современной духовной поэзии.

Синхронно изучается культура Средневековья в Западной Европе и на Руси. Учащиеся познакомятся с произведениями искусства, в которых нашли свое отражение исторические события этой эпохи. Например, героический эпос романских народов в «Песне о Роланде», испанского народа в «Песне о Сиде», русского народа в «Слове о полку Игореве».

Знакомство с культурой различных стран воспитывает у учащихся уважение к обычаям, языку и культуре различных народов. Это путь к дружбе и уважению между людьми разных национальностей и вероисповеданий.

В 8 классе обстоятельно и подробно рассматриваются вопросы русской национальной культуры, ее истоки, историческое развитие. Учащиеся познакомятся с культурой родного края, где немалая роль отводится изучению культуры татарского и мордовского народов, населяющих территорию Петровского района, их народными обрядами, литературным творчеством.

Учащиеся в курсе 8 класса узнают об истории народного календаря как части истории отечественной культуры, прошедшей долгий и сложный путь, узнают о влиянии народного календаря на житейский порядок русского человека, об отражении его в делах и мыслях людей, об укреплении веры.

Это поможет, хотя бы частично, вернуть в нашу жизнь исконно русские праздники, радость которых так надолго было утрачена на Русской земле.

Нынешнее время отмечено всевозрастающим интересом к христианской культуре. Рождение великой русской культуры связано с именами древних летописцев Нестора, Епифана Премудрого, Пахомия Логофета, посвятивших свое творчество прославлению русских святых. Учащиеся познакомятся с «Житиями святых Древней Руси», в которых воплотился нравственный идеал, веками питавший народную жизнь.

Большой внимание уделяется обрядовой поэзии, а также и развитию русской народной песни, ее видам: колыбельной, трудовой, исторической, бытовой, лирической в которых раскрывается характер и быт народа.

В данном курсе рассматривается вопрос об удивительном виде народного песенного творчества – частушке. Ребята познакомятся с ее истоками, влиянием на нее старинных скоморошных песен.

На уроках-концертах ребята встретятся с поэтами-земляками, познакомят слушателей со своими творческими работами. Это позволит активизировать интерес учащихся к анализу окружающей жизни, вооружить приемами объективной оценки различных культурных явлений, хранить народные традиции своего народа.




























5 класс


«Нулевая анкета»


I

Введение в предмет (Цель и задачи курса)

1 ч.

II

Основные виды искусства и их выразительные средства (Формы малые и крупные):

  • литература;

  • музыка;

  • живопись;

  • скульптура;

  • архитектура;

  • прикладное искусство;

  • театр;

  • киноискусство и телевидение.

7 ч.

III

Искусство в жизни человека

2ч.

IV

Искусство античности:

  • Эгейское искусство;

  • Герои античных мифов;

  • Искусство Рима;

  • Древний Египет. Мифы о богах.

  • Древнее Двуречье. Библия. Библейские сказания.

  • Древняя Индия и Китай. Китайский мудрец Конфуций. Древнекитайские басни.

  • Языческие боги древних славян.

7ч.

V

Русский фольклор.

  • Герои сказок и былин в литературе, музыке, живописи.

  • Пишем сказку сами.

  • Русская народная песня.

5ч.

VI

Литературная сказка.

1ч.

VII

Русские сказочные оперы. Опера.

  • «Руслан и Людмила»;

  • «Сказка о царе Салтане»;

  • «Садко».

3ч.

VIII

Отражение народной культуры в национальном костюме и произведениях прикладного искусства.

2ч.

IX

Уроки-эксурсии:

  • Государственный Русский музей;

  • Государственный Саратовский художественный музей им. Радищева.

2ч.

X

Уроки восприятия искусства:

  • Уроки мастерства;

  • Изготовление предметов декоративно-прикладного искусства и т.д.)

4ч.



34ч.

6 класс

I

Введение. Значение искусства в жизни человека.

1ч.

II

Мифы народов мира:

  • Древняя Греция. Боги и люди в мировоззрении греков.

  • Скульптура и архитектура античного периода.

  • Древнегреческий театр.

  • Древняя Индия.

  • Мифы древних славян. Боги славянские.

5ч.

III

Древний Рим.

Римский скульптурный портрет.

2ч.

IV

Древнерусское искусство:

  • Принятие христианства на Руси.

  • Русские летописи – отражение событий и народных идеалов.

  • Библия. Библейские сюжеты в произведениях мирового искусства.

  • Архитектура русских храмов. Иконопись. Андрей Рублев.

  • Сказание о Кремле.

  • Язык таинственных узоров. Деревянная сказка.

  • Эхо скифских пиров. Народные инструменты.

  • Преданья старины глубокой. Духовная музыка.

10ч.

V

Русская природа и русский фольклор в произведениях искусства.

2ч.

VI

Фантастика сказок и легенд в произведениях искусства (А. Пушкин, А. Островский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Васнецов и др.)

3ч.

VII

Уроки-путешествия:

  • Московский Кремль.

  • Государственная оружейная палата Московского Кремля.

  • Государственный Русский музей.

  • Государственный Эрмитаж.

  • Петродворец.

5ч.

VIII

Уроки восприятия искусства.

6ч.



34ч.









7 класс

I

Введение. Содержание курса.

1ч.

II

Античные, библейские, евангельские сюжеты и образы в произведениях мирового искусства:

  • Живопись. Эпоха Возрождения. Античная скульптура и архитектура. (Микеланджело «Моисей», «Давид», «Пыша», Рафаэль «Сикстинская мадонна» и др., Рембрандт «Возвращение блудного сына», Джотто «Поцелуй Иуды» и др.)

  • Музыка. Бах. Жизнь и творчество («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»)

  • Мюзиклы «Иисус Христос – суперзвезда». Рок-оперы («Юнона и Авось»). Современная духовная музыка.

  • Литература (Пушкин, Лермонтов, Рубцов, Тютчев, Фет, Кольцов, Чехов, Ахматова, Цветаева, Достоевский, Булгаков и др.)

  • Духовная поэзия современности.

9ч.

III

Страницы народного христианского календаря:

  • Сочельник, «Рождественские святки»;

  • Рождественский мясоед. Свадебный обряд.

  • Крещение. Народные приметы.

  • Ефрем Сирин. Именины домового.

  • Масленица.

  • Великий пост и т.д.

5ч.

IV

Искусство Средневековья в Западной Европе и на Руси:

  • Раннехристианское искусство;

  • Дороманское искусство;

  • Романское искусство;

  • Готическое искусство;

  • Литература Западной Европы («Песня о Роланде», творчество Данте, его «Божественная комедия»);

  • Культура Руси VIII-XIII веков. (Киевский Собор свят. Софии, первая библиотека, Ярослав Мудрый. «Жития», «Хождение Богородицы по мукам». Книга «Моя первая русская история», «Повести временных лет». Легенда о смерти князя Олега «Слово о полку Игореве»);

  • Культура Руси XIII-XV веков. («Повести временных лет», «О разорении Рязани Батыем», «Задонщина». Путешествия Афанасия Никитина. Гимн любви. Повесть о Петре и Февронии»).

  • Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Зодчество. Новый Московский Кремль. Иван Калита.

10ч.

V

Искусство Востока:

  • Китай;

  • Индия.

2ч.

VI

Америка в средние века (искусство народов майя, ацтеков, инков).

1ч.

VII

Уроки-путешествия:

  • Государственный Русский музей;

  • Государственный Третьяковская галерея.

2ч.

VIII

Уроки восприятия искусства.

4ч.



34ч.



































8 класс

I

Вводное занятие. О содержании курса.

1ч.

II

Искусство народов мира в эпоху Возрождения.

  • Итальянское Возрождение. Литература и театр (Треченто, Катроченто. Высокий Ренессанс в Италии).

  • Северный Ренессанс (Нидерландское Возрождение. Немецкое Возрождение. Французское Возрождение)

4ч.

III

Русская старина:

  • «Жития» Московский Патерик.

  • Архитектура русских храмов. Сказание о чудотворных иконах – покровительницах Москвы.

  • Жизнеописание подвижников веры и благочестия (Пересвет и Осляба, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, Великая Ксения Петербургская, русские князья)

  • Архитектура Петровской церкви Казанской Божьей Матери и Покровской церкви. Иконопись. Роспись церквей.

5ч.

IV

Русская обрядовая поэзия.

2ч.

V

Русская народная песня. Ее виды.

3ч.

VI

Русский романс.

2ч.

VII

Частушки.

1ч.

VIII

Творчество моих земляков (литература, музыка, местные художники).

2ч.

IX

Культура родного края:

  • Мордовское национальное искусство;

  • Татарское национальное искусство.

4ч.

X

Уроки восприятия искусства:

  • Хохлома. Роспись.

  • Дымковская игрушка.

  • Русский палех.

  • Русский натюрморт.

4ч.

XI

Уроки-путешествия:

  • Париж. Лувр.

  • Эрмитаж – сокровищница мирового искусства;

  • Музеи России. Музеи г. Саратова;

  • Петровский краеведческий музей.

4ч.


Резервные уроки.

2ч.



34ч.









Список литературы

  1. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство М., Высш. Школа, 1993г.

  2. История Отечества в лицах (биографическая энциклопедия). М., изд. «Книжная палата», 1993г.

  3. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., «Мысль», 1993г.

  4. Музыкальная литература (учебники для ДМШ).

  5. Старкова З.С. Литература и живопись, М., «Просвещение», 1985г.

  6. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы. М., «Просвещение», 1988г.

  7. Федотов Г. «Святые Древней Руси». «Московский рабочий», 1990г.

  8. Юдин В. «Дни величальные» (страницы христианского календаря).

  9. Ямщиков С. «Спасенная красота». М, «Просвещение», 1986г.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ