Конспект урока по сквозной теме "Образ естественного человека в русской литературе" 11 класс










Конспект урока по сквозной теме в 11 классе



Образ «естественного человека» в русской литературе






Выполнила:

Герасимова Надежда Николаевна

МОУ «Образцовская СОШ»

Фроловского муниципального района

Волгоградской области

учитель русского языка и литературы


















2011 г.

I. Виды деятельности обучающихся:

1.Устное словесное рисование.

2.Выразительное чтение стихотворения А. Передреева «Все беззащитнее душа».

3.Создание развернутого плана или тезисов выступления с использованием цитат, выводов.

4.Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

5.Чтение и полноценное восприятие эпизодов произведений, связанных с темой.

6. Осмысление характеров, изображенных в произведении.

7. Осмысление внутреннего конфликта произведения.

8. Работа с Толковыми словарями под ред. С.И. Ожегова и

Д.Н. Ушакова.

9. Анализ образов.

II. Универсальные учебные действия:

Личностные:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

- умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные:

- рефлексия;

- сотрудничество в совместном решении задач;

- составление плана ответа.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- синтез;

- построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

III. Цели (результаты) в свете стандартов второго поколения:

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства сострадания к необыкновенной судьбе главных героинь

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные:

- умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности (словарь).

Предметные:

1. Познавательная сфера:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей 19-20 веков;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей;

- умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев.

2. Ценностно-ориентированная сфера:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

3. Коммуникативная сфера:

- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

- создавать устные монологические высказывания.

4. Эстетическая сфера:

- понимание русского слова в его эстетической функции.



Ход урока:


1. Вступительное слово учителя:


Ужасен холод вечеров,

Их ветер, бьющийся в тревоге,

Несуществующих шагов

Тревожный шорох на дороге,

Холодная черта зари,

Как память близкого недуга,

И верный знак, что мы внутри

Неразмыкаемого круга.

А. Блок


Встретились два человека. Бессонный наблюдатель их – литература – предлагает бесчисленное множество вариантов этих встреч. Вечные Адам и Ева, едва прошел первый страх взаимного узнавания, одеваются в шекспировские одежды, и этот страх с улыбкой добряка Эраста венчает их. Бесконечно повторяясь, тени их мелькают на улицах Москвы, где продает ландыши «бедная Лиза», спрячутся в лесной глуши Полесья, затая мучительные раздумья, которым раньше не было места в жизни человека «с холодным и ленивым сердцем». А то с жалкой обреченностью страдают и упиваются пустыми удовольствиями, становясь игрушками в руках других людей. Эти двое еще долго будут снимать и надевать маски, переходить из одного состояния в другое, палить из пистолета, обрекать себя на гибель в пучине глубокого озера. Путь, пройденный этими героями, - путешествие с конечным адресом.

О любви, что может стать грустным и горестным эпизодом прошлого или минутой, переломившей, перемоловшей человеческую жизнь, возможно, просто поэтичной легендой или изысканным «жестоким романсом» поведали авторы в своих произведениях. И каждая из этих историй – «темная аллея» в самом запутанном из лабиринтов мира – в извечном переплетении мыслей и чувств, в бесконечной Любви-Войне, в которой не бывает победителей. Таких произведений много. И в каждом повествовании авторы находят все новые и новые оттенки любовного чувства, разные лики любви

- Какие же? ( Группе учащихся дано задание исследовать лики любви в произведениях, где главным героем является «естественный человек».

2. Индивидуальное задание – сообщение обучающихся с опорой на произведения.





ЛИКИ ЛЮБВИ

























- Сопоставьте рассказы. Попробуйте вычленить повторяющуюся сюжетную формулу произведений.



3. Цели. Проблематика.

Учитель: Один из сборников рассказов и повестей И. Бунина начинается рассказом «Роза Иерихона». Иван Алексеевич рассказывает о том, что на Востоке в древности в знак веры в жизнь вечную клали в гробы, в могилы Розу Иерихона (дикий волчец). И сам удивляется, что такое красивое название дали клубку сухих, колючих стеблей, очень похожих на знакомое перекати-поле. Растение, сорванное и унесенное за тысячи верст от своей родины, годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положено в воду, тотчас распускается, дает мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет разлук и потерь, доколе живет душа моя, моя Любовь, Память.

Так и мы с вами сегодня, отвечая на вопросы, высказывая свое мнение, будем воскрешать «душу, Любовь, Память» писателей, которые «сухие, серые, мертвые » «корни и стебли» окружающего мира погрузили «в живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности » и произрастили «заветный злак», «естественного героя», непринужденного, натурального (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. – М.: 1995.). Нашими силами, голосами, мыслями воскресим мы душу человека, чтобы и в нас самих «не иссякла эта влага, не оскудело и не иссохло сердце». Впереди нас ждет разговор о том, отчего может погибнуть человек, что такое настоящая любовь и как долго она длится. А помогут нам в этом рассказы Карамзина «Бедная Лиза», повесть Куприна «Олеся». Эти произведения отмечены глубоким психологизмом. В них раскрылось чудесное дарование писателей проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами.


- Что же их сближает? О чем они? Какие проблемы поставлены в этих произведениях?

( Примерные ответы обучающихся: 1. Проблема поругания любви. Ведь 19 век – век очень жестокий. Идеал женщины – стать возможно более достойной женой, матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя пример их выполнения. В центре внимания литературы рубежа веков – человек, который становится связующим звеном в пестром многообразии направлений; в центре внимания – подъем во всех сферах духовной жизни человека. И в то же время это век упадочнический, модны покушения на убийство, игра чувств.2. Тема рассудка: разумный взгляд героев на свою жизнь. 3. В основе произведений – конфликт между красотой, цельностью главной героини и безобразием современного мира. В образах главных героинь дан народный характер, сохранивший в неприкосновенности свое величие и чистоту. 4. Проблема нравственного идеала, который ищут авторы среди людей, не изуродованных денежными отношениями. 5. Проблема рока и обстоятельств.)


4. Работа в группах. ( Предлагаются вопросы по сквозной теме урока. На выполнение задания дается 10 минут. В процессе подготовки выступления учащиеся пользуются текстом, составляют опорный конспект, план или тезисы выступления, используют цитаты, делают выводы по теме).


1-ая группа:

- Почему люди, неординарные, необычные, люди, «взрывающиеся сокровищами», остаются непризнанными, отвергнутыми обществом, любимым?

( Примерные ответы обучающихся: Невежество, ложь успели свить гнездо и в полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Обаяние ее – в благородстве, яркой самобытности, способности отдаваться любви, не становясь пленницей своих чувств. Она не похожа на других. Не всем дано любить.

В новом Эрасте проглядывает прежний: в его чувствах к Лизе нет истинной глубины, в них присутствует элемент игры, которая увлекает его; в любви он мыслит штампами, взятыми, вероятно, из прочитанных книг: он называет Лизу, по обычаю, «пастушкой», говорит, что «возьмет ее к себе и будет с ней жить неразлучно в деревне..», что для него «важнее всего душа, чувствительная, невинная душа…».

Всякий раз, недооценивая противника, обрекаешь себя на поражение в борьбе).


2-ая группа:

- Почему трагедия становится кульминационным моментом в развитии действия?

( Примерные ответы обучающихся: Важно не только умение видеть, но и желание видеть. А Иван Тимофеевич может отмахнуться от того, сто нарушает его душевное равновесие. Во время гадания Олеся говорит ему: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь».

А любовь Лизы – испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувства, которые он не выдерживает. И трагический конфликт Лизы тоже предопределен неравенством героев).


3-я группа:

- Что дают читателю сравнения, взятые из мира природы?

( Примерные ответы обучающихся: Мы постигаем душевную красоту и внутренний мир наших героинь. Мы узнаем, что «чистая, радостная душа» Лизы светится в ее глазах, «подобно как солнце светится в каплях росы небесной». Иногда Природа точно отражает чувства Лизы, осторожно «предупреждает» ее. Это предупреждение сделано Природой в самом начале возникновения любви Лизы. Она не спала всю ночь, «почти всякую минуту просыпалась и вздыхала». Утром, еще до восхода солнца, Лиза села на траву и, пригорюнившись, смотрела на «белые туманы, которые волновались в воздухе». В «Толковом словаре русского языка » под редакцией Д.Н.Ушакова слово «туман» объясняется не только как состояние воздуха, но и как символ неясного, запутанного, непонятного. В данном контексте «туманы» - знак вещий, ибо Лиза не видит ясно своего будущего, оно закрыто туманом. В минуту беды, в минуту ее «заблуждения» «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».

Ивану Тимофеевичу остается после Олеси не только нитка коралловых бус, но и мучительные раздумья. Это душевное смятение находит отражение в пейзажной зарисовке: «Полнеба закрыла черная туча с резкими курчавыми краями, но солнце еще светило, склоняясь к западу, и в этом смешении солнца и надвигающейся тьмы было что-то зловещее».

А ландыши, которые продает Лиза и которые бросает в Москву-реку, когда не встретит любимого человека. Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». В христианской мифологии ландыши - это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.Куприн, А.Фет, П.И.Чайковский и многие другие. Конфликт двух миров, изображенных в наших произведениях, находит отражение в пейзаже: с одной стороны, весна – пора любви, цветения, с другой – холодный ветер, гроза, «мрачный высокий» дуб, туманы.

То было легкое дыхание, которым обладали все героини, та легкость, которую они дарили всем. «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом весеннем холодном ветре».

Холодный ветер, гроза – это холодные люди, холодный мир, это лжелюбовь, это то, что разрушает любовь, отвергает героинь. Но такие люди бессмертны, ибо они дарят жизнь другим, жизнь полноценную, настоящую, неподдельную. Жаль, что такое легкое дыхание встречается нечасто.

Авторы утверждают, что только в единении с природой человек сохраняет свою естественность, способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)


4-я группа:

- Актуальны ли данные рассказы в наше время?

( Примерные ответы обучающихся: Такие герои помогают понять, чего мы можем лишиться, оставаясь во власти сердечной лени, что большое, настоящее может пройти мимо, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить. В произведениях звучит гимн «естеству» - женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному чувству. Ведь поворот в жизни определяют ни власть, ни деньги, а внутренние часы человека, которые идут, движутся по духовным законам. Никто не знает, когда они «пойдут», но то, что они должны «идти», что мы должны жить по духовным «часам», необходимо. Вот те «сухие, серые, мертвые» «корни и стебли» окружающего мира, погруженные в «живую воду сердец, в чистую влагу любви, печали и нежности» наших героинь, дают «заветный злак». Так мы получаем ответы на многие волнующие нас вопросы из уст истинных мастеров.)


5.Обобщение полученных знаний.

- Чтение эпиграфа.

Давайте убедимся в правильности мысли А.Блока.

( Примерные ответы обучающихся: А.Блок предупреждает, что именно такие, как А.Куприн, Карамзин и др., ходят и постукивают своими молоточками, не беспокоя ничьих привычек и пристрастий, но зато всегда тревожа совесть, напоминая про то, «как все прекрасно на этом свете, все, кроме того что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве»).

6. Заключительное слово учителя.

В век всеобщей бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты, опоры, поддержки и находит. В стихотворении нашего современника А. Передреева я нашла много созвучного моим взглядам на это уникальное явление – образ «естественного» человека в литературе.


Индивидуальное задание: (выразительное чтение стихотворения А. Передреева «Все беззащитнее душа…»).


Все беззащитнее душа

В тисках расчетливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из темной власти барыша.


Все обнаженней его суть,

Его продажная основа,

Где стоит все чего-нибудь.

Где ничего не стоит слово.


И все дороже, все слышней,

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Твой гордый голос неподкупный.


Звучи, божественный глагол,

В своем величье непреложный,

Сквозь океан ревущих волн

Всемирной пошлости безбожной…


Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет к тебе навстречу,

Духовной жаждою томим!


Учитель: Мне кажется, что «духовной жаждою» томимы идут навстречу этим героям авторы, а вслед за ними и мы.


Д/З:

  1. Составить синквейн к образам главных героев.

  2. Написать эссе: «Над чем меня заставили задуматься рассказы А.Куприна, Карамзина».

или

3.Написать письмо Лизе (Олесе), в котором нужно выразить свое отношение к ней.











Список использованной литературы


1. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. – М.: 1995.

2. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова. – М.: 1994.

3. И. Бунин. Повести и рассказы. – Ростов: 1980.

4. Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» № 47, 96.

5. Журнал «Литература в школе » № 6, 93.

6. http://snegirev.ucoz.ru


10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ