Эссе "Внутриличностные и межличностные конфликты на ПМПК"
Муниципальное казенное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Администрации МР МО «Нижнеудинский район» «Центр «Доверие»
Эссе
Внутриличностные и межличностные конфликты на ПМПК
Педагог-психолог, учитель-дефектолог
Центра «Доверие»
Зинин С.В.
г. Нижнеудинск, 2014 год
Эссе
Внутриличностные и межличностные конфликты на ПМПК
ПМПК, психолого-медико-педагогическая комиссия – это мероприятие, протекающее с достаточно большим количеством конфликтов.
При этом деятельность комиссии уже, по своей сути, является конфликтной из-за специфики рассматриваемых проблем.
Конфликты возникают у людей в связи с постоянным противоречием между тем, каким хочется видеть развитие ребенка и какое развитие ребенка определяется по итогам профессионального медико-психолого-педагогического обследования.
Можно выделить две основные группы конфликтов: внутриличностные и межличностные.
Рассмотрим эти конфликты более подробно применительно к ПМПК.
Родители.
У родителей выражен конфликт внутриличностный между желанием видеть ребенка здоровым, счастливым и необходимостью принять состояние ребенка, связанное с интеллектуальным нарушением.
Протекать этот конфликт может долгие месяцы, порой и годы. За это время законные представители ребенка могут попытаться найти виновных в проблемах школьной неуспешности детей.
Боль родителей за благополучие ребенка может перерастать в немотивированную и необоснованную агрессию, направленную на учителей, администрацию школы, членов комиссии. Так зарождается межличностный конфликт.
Порой родители идут на конфликт из-за желания проверить уверенность у специалистов комиссии в правильном определении интеллектуальных нарушений ребенка.
Усугублять эти конфликты могут те ситуации, когда ребенку на протяжении долгих лет ставили удовлетворительные оценки, показывая тем самым, что он успешно овладевал образовательной программой.
Также влияет на долгое непринятие отличительного от нормы здоровья состояния ребенка отсутствие выполнения учебных заданий родителями с детьми, когда законные представители не видят тех системных затруднений, которые испытывают их дети.
В связи с этим, задачи, которые необходимо разрешать специалистам образовательных учреждений и ПМПК, определяются следующие:
-придавать родительским переживаниям конструктивный вектор социализации детей после окончания обучения в школе;
-доводить своевременно и регулярно до родителей объективный мониторинг развития ребенка;
-организовать систематические и последовательные занятия родителей с детьми, которые испытывают проблемы в усвоении школьных навыков, мониторить их результативность, научить родителей видеть специфические проблемы в развитии детей.
Также целесообразно специалистам образовательных учреждений не перекладывать полноту ответственности за судьбу ребенка исключительно на членов комиссии, не формировать у законных представителей враждебного и негативного отношения к ПМПК.
Учителя.
У учителей в большей степени выражен межличностный конфликт, связанный с противоречивостью между требованиями администрации школы и специалистами ПМПК.
С одной стороны, администрация школы требует, чтобы успевающими (по крайней мере, по документам) были все дети. С другой стороны, специалисты ПМПК могут рассмотреть проблемы развития ребенка исключительно в тех случаях, когда школьник имеет по двум и более предметам неудовлетворительные оценки.
В связи с тем, что учитель зависим от администрации школы, то свое эмоционально напряженное состояние он изливает на членов комиссии.
Также причиной межличностного конфликта может стать разное представление о развитии ребенка, его потенциальных возможностей между учителями и членами комиссии, а также нежелание или неумение педагогов оформлять соответствующим образом документы на ПМПК.
Обида за то, что комиссия не может помочь учителю перевести ребенка на коррекционную программу 8 вида (или адаптивную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта) может перерастать в желание навредить деловой репутации специалистам ПМПК в виде анонимных необоснованных жалоб в вышестоящие инстанции, дискриминации членов комиссии.
Практические задачи, которые необходимо разрешать специалистам ПМПК, можно определить следующие:
-максимально прозрачное регулярное доведение до учителей всех мероприятий, связанных с ПМПК (памятки, положения, информационные письма, стендовая информация и прочее), для формирования понимания учителями нормативно-правовой (с юридической ответственностью) базы работы членов комиссии;
-организация предварительной работы перед заседанием ПМПК с участниками образовательного процесса, в котором будет проведен тщательный мониторинг соблюдения требований подготовки ребенка к ПМПК;
-протоколирование протекания совместной деятельности между учителями образовательных учреждений и членами комиссии с последующим составлением соответствующих справок.
Также у учителей может проявляться внутриличностный конфликт между желанием помочь ребенку успешно освоить образовательную программу и невозможностью сформировать у школьника необходимые компетенции, школьные навыки.
Чем раньше учитель принимает особенности отклоняющегося развития ребенка (ретардацию), тем быстрее и безболезненнее разрешается этот конфликт.
В противном случае, учитель может стать источником введения родителей в заблуждение в благополучном усвоении образовательной программы их детьми и невольно породить конфликты родителей с членами комиссии, которые будут выносить решение о необходимости обучения ребенка по коррекционной программе 8 вида (или адаптивной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта).
Администрация образовательных учреждений.
У администрации образовательных учреждений конфликты, прежде всего, связаны с тем, что на какой то момент времени они являются ответственными перед членами комиссии.
При этом им необходимо отвечать на вопросы, давать пояснения, связанные с особенностями организации уроков, дополнительных занятий и психолого-педагогической помощи воспитанникам, что может восприниматься как прессинг со стороны специалистов ПМПК.
Это порождает внутриличностные и межличностные конфликты.
Внутриличностный конфликт представляет собой противоречие между тем статусом, который занимает администратор в обществе и той профессиональной деятельностью, которую необходимо выполнить в рамках работы ПМПК. Невозможность принять специалиста комиссии как своего естественного оппонента [у администрации и членов комиссии могут возникнуть разные представления о развитии ребенка, его потенциальных возможностей], равного коллегу по работе может вызвать серьезные эмоциональные переживания (а порой даже и нервные срывы).
Усугубляют конфликт те обстоятельства, что специалист комиссии не находится в непосредственном подчинении у администрации образовательного учреждения и невозможно от него что-то требовать, заставлять его что-то делать и прочее.
Более того, специалист ПМПК может в нормативно-правовых рамках деятельности комиссии отказать в удовлетворении пожеланий, просьб, требований администрации образовательного учреждения.
Чем принципиальнее работают члены ПМПК и педантично следуют основополагающим документам, тем острее может быть развитие межличностного конфликта интересов между администрацией и членами комиссии.
Практические задачи, которые необходимо разрешать членам ПМПК, можно определить следующие:
-максимально прозрачное регулярное доведение до администрации образовательных учреждений всех мероприятий, связанных с ПМПК (памятки, положения, информационные письма, стендовая информация и прочее) и нормативно-правовой (с юридической ответственностью) базы работы членов ПМПК;
-организация предварительной работы перед заседанием ПМПК между администрацией образовательных учреждений и руководителем ПМПК;
-подготовка представителей образовательных учреждений руководителем ПМПК к работе во время комиссии;
-протоколирование протекания совместной деятельности между администрацией образовательных учреждений и членами комиссии с последующим составлением соответствующих справок.
Специалисты ПМПК.
Специалисты ПМПК, в целом, не являются источником какого-либо конфликта, но они могут стать его активным участником.
В связи с этим, целесообразно решение следующих практических задач членами комиссии:
-изучение содержания и формы возникших конфликтов;
-определение возможных профилактических путей по предупреждению конфликтов;
-повышение общего уровня стрессовой устойчивости.
Важно помнить, что принципиальность в следовании имеющейся нормативно-правовой базе – это хорошая профилактическая работа в предотвращении конфликтов со всеми участниками образовательного процесса. Председателю ПМПК (руководителю ПМПК) необходимо помнить, что члены комиссии могут попадать в различного рода конфликты. В связи с этим необходимо продумывать мероприятия по правовой защите специалистов, реабилитации, возможного дополнительного финансового стимулирования и отдыха.
Примечание 1.
Потенциально конфликт между администрацией образовательного учреждения и специалистами ПМПК может возникнуть тогда, когда членами комиссии не принимаются документы на ребенка, не обследуется ребенок, по ребенку выносятся не соответствующие ожиданиям образовательных учреждений заключения.
В консультации ПМПК может быть отказано:
-если учащегося не было в предварительном списке, и нет возможности узнать результаты посещения предыдущих заседаний ПМПК или предварительных консультаций членов комиссии, чтобы исключить такие случаи, когда ребенок уже прошел ПМПК, либо на предварительной работе ему рекомендовано стационарное обследование;
-если учащийся является по табелю успевающим;
-если отсутствуют документы о выполнении рекомендаций ПМПК (для детей, направляемых повторно на ПМПК) или рекомендации ПМПК не выполнены;
-если родители не заинтересованы в посещении ПМПК и не подписывают заявление на диагностику;
-если в ходе консультации определяется, родители умышленно были введены в заблуждение о процедуре ПМПК (в частности, родителям было рекомендовано посетить ПМПК с целью перевода на «легкую» программу), либо законные представители не имеют объективных полных представлений о деятельности ПМПК (задачами, содержанием и последствиями работы для ребенка);
-если в представленных документах определяются выраженные противоречия (в дневнике учащегося отсутствуют оценки, проставленные в табеле успеваемости, продукты деятельности детей не соответствуют представленным характеристикам и прочее);
-если в представленных документах имеются неустранимые ошибки (в частности в медицинских справках неправильно написана фамилия ребенка), или документы оформлены с явными нарушениями (отсутствуют печати и подписи медицинских специалистов);
-если мониторинг развития ребенка не проводился, отсутствовали коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающие занятия не были связаны со специфическими проблемами развития ребенка;
-если законные представители ребенка находятся в состоянии алкогольного опьянения;
-если ребенок нуждается в социальной защите или медицинской помощи.
2014-2015 учебный год
Педагог-психолог, учитель-дефектолог ЦППРиК Центра «Доверие» Зинин С.В.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ