Идеал отцовства в произведениях русской литературы ХIХ века
МКОУ СОШ №7
Идеал отцовства в произведениях русской литературы ХIХ века
Разработала
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ№7
Солодовникова Лиана Юрьевна
с. Преградное, 2013 г.
Идеал отцовства в произведениях русской литературы ХIХ века
Сегодня такие темы как: семья, семейное благополучие, идеал отцовства и мн. др. очень актуальны, но в тоже время, особенно, болезненны.
В современном обществе теряются не только составляющие семьи (родители, дети, родственные отношения), но и их иерархия, уклад. Дети реже появляются дома (группы продленного дня, спортивные секции, различные кружки), родители реже видятся со своими детьми, потому что сами заняты на работе. Многим людям приходится трудиться на нескольких работах, чтобы была возможность содержать семью. И, конечно же, это все оставляет отпечаток на воспитании ребенка. В основе семейного воспитания лежит любовь родителей к своим детям. И не просто любовь, а как считают психологи, «безусловная любовь». Любить ребенка «безусловно» - значит любить его независимо от внешности, физических данных, способностей и поведения; любить так, чтобы ребенок всегда чувствовал родительскую любовь. Именно любовь родителей к ребенку дает мощный толчок для развития его личности. Воспитание – основной двигатель культуры общества, а где ребенку брать пример как не в родной семье? Привязанность малыша к матери перерастает в любовь к ней и затем – в любовь к отцу.
Отец – это глава семейства, это тот, кто в большей мере обеспечивает и оберегает семью. Маленькие дети воспринимают отца как какого-то волшебника, который может сделать все для своего ребенка. Отец должен быть авторитетом для своего ребенка, именно его влияние сказывается большей мере на воспитании ребенка, но в тоже время мы не имеем ввиду, что отец должен быть тираном. Нет, напротив, он должен обладать такими качествами, благодаря которым его ребенок может ему довериться в любую минуту, уважать его мнение и слушаться советов. Ведь настоящий отец никогда не посоветует ничего дурного своему ребенку.
В словаре Владимира Ивановича Даля даются следующие трактовки терминов.
Отец – м – у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батька, папа, папаша, папенька, папочка, атя. Отец – мать – родители отец родной – кровный, отец по матери – отчим, воотчим, отец названный – взявший приемыша и бывший ему за отца.
Отеческий – принадлежащий, свойственный отцу или отцам к ним относящийся. Отеческая любовь, - кие заботы – любовь отца, или равная ей. Он отечески обошелся со мною – как отец родительски.
Сергей Иванович Ожегов дает нам несколько другую дефиницию этих понятий.
Отец отца, м. 1. Мужчина по отношению к своим детям. Родной о. Названный о. О. Семейства (отец как глава семьи).
Отеческий, - ая, ое. Свойственное отцу (в одном значении) заботливый, отеческое внимание, отеческая забота.
Отцовство, - а, ср. Кровное родство между отцом и его ребенком. Признать свое о.
Таким образом, мы можем на основе толкования этих понятий сформулировать свою дефиницию термина отцовство.
Отцовство – кровное родство между отцом и его ребенком, связь между ними, явление, характерное для человечества, которое не только налагает определенную ответственность, - но и определенные обязательства перед детьми, перед семьей, перед собой, перед обществом и государством.
Мы затрагиваем эту тему, ведь, вероятно, лишь словом, его значением, силой можно «достучаться» до человека, что, на наш взгляд, крайне необходимо в современном обществе. Именно эту цель испокон веков выполняла литература.
Вероятно, именно в литературе, как ни в каком другом виде искусства, можно проследить и выявить идеал отцовства. В древнерусской литературе идеалом служил образ некого «шамана», колдуна, далее этот образ претерпевал изменения, и мы его встречаем в ликах святых, грешников (образ Христа, демона), и уже с конца ХVI – начала ХVII вв. мы отмечаем, что в русской литературе начинают вырисовываться штрихи к образу «идеала - отца» - это «Государь Великий». Зарождение «земного отца», исследователи относят к ХVIII в. Это и великое произведение «Слово о полку Игореве», и уже произведения Фонвизина «Недоросль». К началу ХIХ в. мы относим произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума», А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и другие. Этот ряд можно продолжать долго, но, на наш взгляд, необходимо остановиться на наиболее ярких образах и лишь оговорить тот момент, что эта тема претерпевала эволюцию: то с большим интересом рассматривалась, то «угасал к ней всякий пыл».
Образ «идеала отцовства» - наверное, сложное явление в русской литературе, ведь с течением времени меняются и идеалы, и приоритеты ценностей, и нам сложно будет давать какую-либо оценку, как-то выделять тот или иной образ отца с наших современных позиций. Например, почему бы не посчитать Фамусова идеалом отцовства, ведь так, как и тысячи других отцов он хотел счастья и добра своей дочери. Однако ж, и тогда и сегодня исследователи не считают его примером для подражания. Почему? Вероятно, ответ на этот вопрос мы сможем дать, лишь рассмотрев наиболее яркие образы отца в русской литературе, приближенные к нашему пониманию идеала.
Идеал - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Иногда высказывают и такое суждение: идеалы рождены разумом человека.
Каждому поколению нужны свои идеалы. Новое поколение не лишилось идеалов. Просто на смену прежних рухнувших кумиров пришли другие. Люди тянутся к вечным абсолютам. Складываются иные жизненные ориентации.
Так, например, в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить образ отца. Андрей Петрович Гринев, на наш взгляд, один из прекрасных образов отца в русской литературе. Человек старинного уклада, патриот своей Родины, любящий отец. Он хочет, чтобы его сын стал достойным гражданином, патриотом своей страны, настоящим солдатом царской Армии.
«Добро, - прервал батюшка, - пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни». (5. С. 247)
Отправляя сына на службу, он хочет, чтобы он действительно служил верой и правдой Отчизне, а не «гулял» по Петербургу:
«Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать. Нет, пускай послужит в он в Армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон ». (5. С. 248)
По нашему мнению, этими словами Гринев – отец выразил свое отношение к настоящей службе в Армии. А какой огромный смысл он вложил в благословение своего сына:
«Прощай Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». (5. С. 248-249)
Нам кажется, что, именно Андрей Петрович достоин приблизиться к образу идеала, идеала отцовства. Он доказал это своим отношением к воспитанию, обучению и развитию сына. На наш взгляд, Андрей Петрович - тот отец, который выполнил все «отцовские» функции, требуемые от него.
В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» образ отца, на наш взгляд, имеет противоречивый характер.
«Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие принимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называл их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия». (4. С. 71-72)
В этом описании образа Тараса Бульбы мы видим, что он был ярым патриотом, защитником интересов своей Родины. У него на первом плане была Родина, а уже после – семья. Не успев толком повидаться со своими сыновьями, приехавшими из «Киевской Академии», он уже на следующий день везет их в Запорожскую Сечь.
«Завтра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем высидеть! На что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки? (4. С. 70)
Даже уговоры матери, о том, что дети еще не освоились дома, не повлияли на старого Тараса.
«Полно, полно выть, старуха! Казак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих под юбку, да и сидела бы на них как на куриных яйцах».
(4. С. 68)
Тарас считал, что его дети не набрались «уму- разуму» в бурсе, что нужно продолжить образование на Запорожье.
«…отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа, там только наберетесь разуму». (4. С. 67)
На наш взгляд, образ Тараса Бульбы отнести к идеалу отцовства трудно. Да, он вырастил своих детей, воспитал, выучил, но главный его недостаток по нашему мнению заключается в том, что общественное мнение (Запорожская Сечь, мнения Казаков) гораздо ближе ему, чем семья. В подтверждении отмеченного нами факта свидетельствует эпизод, когда его сын Андрий перешел на сторону Польши; у Тараса сразу же промелькнула мысль, что о нем подумают его товарищи. Ведь сам-то Тарас такой знатный воин, а сына вырастил недостойного, изменившего Родине. У Тараса даже не дрогнула рука в убийстве сына «Я его породил я его и убью». На наш взгляд, несмотря ни на что, нужно было постараться разобраться, если это возможно простить сына. Нам кажется, что отца, убившего своего ребенка, несмотря ни на что нельзя назвать идеалом.
В различных произведениях авторы по-разному рисуют образы отцов. У одних отцы: строгие консерваторы; у других - добрые, покорно следующие текущему времени; у – третьих негативные образы, не интересующиеся своей семьей, таков, например, у Ивана Сергеевича Тургенева в произведении «Отцы и дети» образ Василия Ивановича Базарова. Скорее всего, это образ доброго, покорного влиянию текущего времени человека (отца). Василий Иванович Базаров это был «…высокий, худощавый человека с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку». (6. С. 144). «Отец Базарова, самобытен, жизнерадостен, это человек труда, дела». (8. С. 30-31)
Вот с каким настроением он описывает свой садик: «А ты посмотри, садик, у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы…» (6. С. 148)
Василий Иванович Базаров, несмотря на возраст, старается много узнавать нового. Он читает книги, что-то интересное из наук ему рассказывает его сын Евгений. «Я, напротив, того мнения, что для человека мыслящего нет захолустья. По крайней мере я стараюсь, по возможности не зарасти мхом, не отстать от века». (6. С. 148). Вот этой фразой Василий Иванович и показал нам свое отношение к просвещению. У Василия Ивановича был умный, грамотный трудолюбивый сын. И, конечно же, он вырос таким благодаря воспитанию и влиянию на него отца.
Мы считаем, что для Базарова отец в какой-то мере является идеалом (примером для подражания), потому что сам Евгений придерживался этого же принципа, что и его отец «Труд и свобода». Нам кажется, что, именно, отец способствовал формированию некоторых черт характера Евгения; как и отец Евгений тоже «…человек труда, дела». Поэтому мы считаем, что Василия Ивановича можно назвать идеалом отцовства он постарался и нам кажется, сыграл огромную роль в воспитании и развитии своего сына. Однако не всегда можно и целесообразно говорить о таком явлении в жизни общества, как идеал отцовства. Само по себе «отцовство» - явление, не всегда реализующееся на практике: ведь не зря мы наблюдаем множество обездоленных семей, детей-сирот и просто детей, от которых отказались родители, но что важно и интересно, так это то, эта тема была злободневна не только в наши дни, но и много лет и веков назад. В частности, эту тему затрагивал в своем творчестве и Ф.М. Достоевский. Именно в его произведениях мы можем увидеть образ детей, лишенных отца (Раскольников), детей, у которых есть отец, то какой он, оставляет желать лучшего (Сонечка Мармеладова), детей, у которых, по каким-то причинам нет родителей («Мальчик у Христа на ёлке»). Вероятно, если бы у названного героя-ребёнка были бы родители, то навряд ли в столь светлый и значительный праздник он оказался бы один, под ёлкой: забытый и никому не нужный. В небольшом рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» нам показалось очень трудным найти идеал отцовства. В этом рассказе мы видим, что ребенок лишен ласки, родительской любви, заботы, опеки.
Конечно, можно рассматривать затронутую нами тему и на примере семьи Болконских, и на примере семьи Ростовых, где уж точно выделить идеал отцовства, но мы в своей работе сочли интересным расставить акценты на других персоналиях «литературного мира», ибо они остаются зачастую менее изученными в затронутом нами аспекте.
Идеал отцовства понятие «растяжимое», т. к. он формируется под влиянием той или иной исторической эпохи. Для каждого человека идеал отцовства рассматривается по разному, он может отличаться по различным критериям, но несмотря ни на какие критерии отец должен уметь воспитать ребенка, сформировать у него духовно-нравственные и моральные ценности, любовь к труду, уважительное отношение к людям.
Однако приходится констатировать, что, к сожалению, на сегодняшний день и литература уже уходит от этой темы, хотя, на наш взгляд, она с каждым днем становится более полемичной, злободневной. В современной художественной литературе затронутая тема малоизученна, в связи с этим возникает множество вопросов, которые, естественно требуют решения, поэтому мы надеемся, что эта тема станет темой нашего дальнейшего исследования, а результаты исследования решат или хотя бы ответят хоть на один, из возникших множества вопросов.
Список литературы.
1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.;
«Издательство ЭКСМО», 2002г. – 736 с.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/ С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд. испр. - М.; ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Издательство Мир и образование». 2005г. – 1200с.
З. Достоевский Ф. М. «Мальчик у Христа на елке»
4. Гоголь Н. В. Повести «Тарас Бульба». - М.; «Советская Россия» 1986г
5. Пушкин А. С. Драматические произведения. Проза «Капитанская дочка». – М.; «Художественная литература». 1982г.
6. Тургенев И. С. «Отцы и дети». – М.; «Детская литература» 1975г.
7. Щитова Е. И. «Семья Базаровых» - урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» Х класс. / Литература в школе 10/ 2008г (30 – 31 с).
8. Гуревич П. С. Человек М; «Дрофа» 1995г. 336 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ