Использование презентации на уроках русского языка и литературы
Использование презентации на уроках русского языка и литературы
Кирякова М. В.,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ №513
Аннотация
Данная статья поможет учителю русского языка и литературы расширить сферу применения новых технологий на уроках. Не претендуя на исчерпывающий обзор всех возможностей презентации, я попыталась заинтересовать учителей словесников расширить рамки урока, дать им инструмент, облегчающий выполнение тех задач, которые стоят перед ними на уроке.
Новые образовательные технологии сегодня являются одним из способов интеллектуального и нравственного развития обучающихся. Главная идея современного процесса образования - это гуманизация образования. Закон об образовании гласит:
«Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни», а «средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)
Основным способом реализации этих задач образования является использование различных современных педагогических технологий. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию. Организация и реализация их подчинена дидактическим принципам:
Научности
Доступности
Системности
Связи теории с практикой
Наглядности
Всестороннему развитию личности
В большинстве школ уже появились компьютерные классы, технические средства в кабинетах школы, у многих обучающихся есть компьютеры дома, учителя активно осваивают новые информационно-компьютерные технологии, поэтому можно с уверенностью сказать, что презентация занимает все большее место в школьной практике.
Презентация дает возможность учителю реализовать несколько задач, которые ставит перед ним современная школа. Это и дать знания, и научить самостоятельности, и повысить интерес обучающихся к самому процессу получения знаний, реализовать принципы доступности, наглядности. Результаты исследований показывают: человек запоминает услышанное на 15%, увиденное на 25%, а при одновременном их использовании эффективность возрастает до 65%, отсюда становится ясна важная роль наглядных способов обучения.
Презентации, используемые на уроках словесности, можно разделить на несколько видов:
Набор слайдов (только иллюстрации)
Слайды + текст
Текст
Но в двух последних кроется серьезная опасность превратить презентацию в скучное мероприятие. К сожалению, некоторые учителя грешат тем, что используют много текста на слайде, в результате ученикам становится неинтересно слушать рассказ учителя, так как уже все прочитано с экрана. Поэтому, создавая презентацию, учитель всегда должен помнить, что главное на уроке – человек, а слайды – лишь инструмент донесения наглядной информации и средство активизации интереса обучающихся.
Работая с современными школьниками, нужно не просто находиться на их уровне владения программами (Microsoft Office PowerPoint, например), а желательно быть хотя бы на шаг впереди, поэтому учитель просто обязан постоянно совершенствовать свои знания в области компьютерных технологий, благо для этого сегодня существует много очных и онлайн курсов.
Некоторые требования, предъявляемые к презентации
Создавая свою презентацию, учитель должен знать не только технологию работы с программой ( уметь вставлять рисунки, фотографии, схемы , ссылки и т. д.), но и знать некоторые особенности психологического восприятия слайда ( сочетание цветов, отсутствие лишней информации, единый стиль, оптимальный шрифт и т д.).
Учитель, интересующийся секретами создания успешной презентации, найдет в интернете и книжных магазинах много информации по этому поводу, но есть несколько правил, которые, как мне кажется, надо учитывать в любой презентации: шрифт не менее 20, не более 3-4 цветов на слайде, отсутствие жестких контрастных сочетаний.
Презентация для работы на уроке серьезно отличается от деловых и домашних. Прежде всего, ее использование подчинено цели урока (новый материал, повторение, контроль и т. д.), соответственно, учитель, создавая подобный продукт, должен помнить это.
Учитывая специфику восприятия информации подростками, презентация не должна быть слишком большой, рекомендуемое количество слайдов не более 15, текст должен быть расположен в ширину и давать только те факты, которые трудно воспринимаются на слух (для презентации, используемой на уроках литературы, это могут быть даты жизни, фамилия и инициалы, место рождения героя). Используя перечисление, лучше делать количество строк (конечно, по возможности) нечетным.
Работая с презентацией, учителю важно помнить и о необходимости беречь здоровье детей, желательно отвести время на презентацию 15-20 мин, в старших классах не более 30 мин.
На уроках я часто использую презентации для знакомства с биографией писателей, для уроков-путешествий, а также для знакомства с новой темой. Презентация позволяет не только это, можно сделать увлекательным и урок повторения с помощью презентации, включив в нее тестовый материал, ученики охотно работают с такими тестами, и, соответственно, лучше запоминают материал.
Презентация для урока знакомства с биографией
Очень удобная форма работы, так как позволяет более глубоко и наглядно показать все этапы жизни писателя. В Интернете достаточно фотографий и картинок, которые могут проиллюстрировать жизнь и творчество писателя или поэта, у каждого учителя есть книги, посвященные этой теме, при наличии МФУ нет проблем отсканировать фотографии и показать их обучающимся. Еще один способ пополнить коллекцию фотографий – это путешествия и самого учителя, и его учеников, можно сделать фотографии самому или попросить учеников привезти фотографии из их путешествий.
С такой презентацией можно работать разными способами
Рассказывает и показывает сам учитель
Рассказывает ученик, а показывает учитель (требует совместной предварительной работы)
Показывает учитель, а ученики отвечают на вопросы, связанные с жизнью и творчеством писателя или поэта
Полностью работу делает ученик или группа учеников ( что позволяет осуществить технологию сотрудничества и повысить мотивацию и ответственность обучающихся.
Такая презентация должна содержать минимум текста, можно включить стихи автора или посвященные автору, основные даты, имена собственные, ссылки на использованные ресурсы.
Презентация - путешествие
Такая презентация незаменима в тех случаях, когда нет возможности показать вживую музей или памятное место, связанное с именем писателя. Работать с ней можно так же, как и предыдущей презентацией.
Презентация – тест
Возможности анимации программы Microsoft Office PowerPoint позволяют сделать слайды, на которые информация будет подаваться по щелчку. Это дает возможность вывести с одной стороны задание (тоже можно не сразу все, а по щелчку), дать определенное время обучающимся поработать с заданием, а потом вывести информацию на второй половине слайда, чтобы ученики могли проверить правильность своих ответов.
Работая с таким слайдом и анимацией можно с успехом использовать презентацию на уроках тренировочных и контрольных работах.
Выделяете нужный текст на 1 части слайда и выбираете анимацию
Так же со второй частью слайда.
Тогда, работая с таким слайдом, если хотите показывать задание по словам, сначала выводите 1 часть ( можно не использовать анимацию, если вам надо, чтобы информация на нем появилась сразу), через некоторое время выводите информацию на 2 части, где содержатся ответы.
Презентация « Обучение написанию сочинения»
Возможности презентации в уроках обучения написанию сочинения по картине, описания памятника или интерьера, портрета переоценить невозможно, можно показать наглядный материал, вывести лексический материал, провести работу над возможными ошибками, дать образцы текстов и т. д.
Учитель может использовать разные виды презентаций, творчески интерпретируя их под цели и задачи урока.
Презентация как самостоятельная работа
Некоторые современные подростки, к сожалению, воспринимают Интернет как центр развлечений, не видя в нем инструмента получения знаний. Учитывая, что перед современным учителем стоит не только задача дать знания, но и научить добывать их самостоятельно, привлечение учеников к созданию собственных презентаций на выбранную тему помогает им понять ценность Интернета как средства самообразования, и, конечно же, заставляет опосредованно углублять свои знания по предмету; часто после таких заданий мои ученики с большим интересом воспринимали уроки словесности. Презентация в качестве домашнего задания позволяет углубить диалог учителя и ученика, требует от обучающегося погружения в материал, четко продумывать логику подачи информации. Это не значит, что абсолютно всем ученикам надо давать такое задание; обычно в начале полугодия (начиная с 7 класса) дается список авторов, по которым будет проводиться самостоятельная внеклассная работа (это могут быть не только презентации, но и доклады, рефераты, стенгазеты, альбомы). Таким образом, ученики сами выбирают формат, в котором они будут выполнять задание.
Презентация в дистанционном обучении
Помимо наглядной и обучающей функции презентация может быть хорошим средством для дистанционного обучения, особенно в старших классах. На сайте учителя или на страничке, адрес которой известен ученикам, выкладывается презентация, подготовленная учителем или взятая из интернет-ресурсов, ученикам сообщается об этом, и в течение недели они самостоятельно дома осваивают ее, затем на факультативе или на специальном уроке идет обсуждение, ответы на вопросы или работа по материалам этой презентации. Так в этом году мы работали дополнительно с 9 и 11 классом, ведь не секрет, что освоить весь материал для подготовки к экзаменам на уроках очень сложно, а подобный вид работы позволяет расширить эту работу.
Презентация поможет учителю не просто донести материал более доступно и наглядно, систематизировать его, но и позволит вовлечь большее количество обучающихся в образовательный процесс, мотивировать самостоятельно получать знания, сделать урок современным и интересным для учеников.
Использованные ресурсы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Е. Р. Зинкевич, О.С. Кульбах «Дидактические подходы к созданию мультимедийных презентаций в учебном процессе»
Хохлова Н.А. «Использование мультимедийного сопровождения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Основы педагогики высшей школы
Л.Л. Товажнянский, А.Г. Романовский, В.В. Бондаренко, А.С. Пономарев, З.А. Черванева.
«ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева И., Калинина Н. «Психология и педагогика»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ