Итоговый тест за курс литературы 7 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2













Итоговый тест

за курс литературы 7 класса









Составила учитель

русского языка и литературы

Шестакова Татьяна Петровна











г.Артёмовский

2014г

Пояснительная записка

Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре урока.

Тест как одна из форм контроля позволяет учителю своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, побудить юных читателей к кропотливой и вдумчивой работе с текстами художественных произведений, а также:

проверить степень знания текста художественного произведения; глубину понимания проблем, поставленных автором; знание учащимися теоретико-литературного и историко-литературного материала;

выяснить, насколько широк кругозор учащихся по той или иной литературной эпохе;

выявить степень владения умением работать со справочной литературой; с текстом художественного произведения (находить средства выразительности, анализировать эпизоды прозаического текста, лирического произведения, художественные образы); выявить способность учащихся к творчеству.

Представленный итоговый тест за курс литературы 7 класса составлен в двух вариантах с учетом возрастных особенностей учащихся , рассчитан на 2 урока. Даются ключи к заданиям.


ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

за курс литературы 7 класса


Вариант I

1. Какие три рода литературы вам известны?

2. Лирика — это:

а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;

в) стихотворение из двух строк.

3. Какие стихотворные размеры являются двусложными?

дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий.

4. Какие виды рифмовки существуют в стихосложении?

5. Определите в четверостишии вид рифмовки:

а) ...Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна...

б) ... Слыхали ли вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали,

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук унылый и простой...

в) Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор...

6. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

7. Из какого произведения взят данный отрывок?

«Собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

а) Леонид Андреев «Кусака».

б) Андрей Платонов «Юшка».

в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».

8. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем для создания образа бабушки, с примерами из текста.

«Говорила она»,

«до неё как будто спал я» Сравнение

«Слова, похожие на цветы»,

«тёмные, как вишни, зрачки» Инверсия

«Ласковые, яркие, сочные слова»,

«молодое и светлое лицо» Эпитеты

9. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?

а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.

б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.

в) Жить, расти, бороться за счастье жить.

10. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?

а) Любопытство. б) Уважение. в) Сострадание.

11. Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:

а) Описание жизни простого деревенского человека.

б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле в природе.

в) История брошенной куклы.

12. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?

а) Волшебные. б) О животных в) Бытовые.

13. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

а) Восхищение, любование.

б) Презрение, пренебрежение.

в) Сожаление, горечь.

г) Безразличие.

14. В каком стихотворении Н. А. Некрасов ставит перед своей музой задачу служения народу?

а) «Железная дорога».

б) «Размышления у парадного подъезда».

в) «Плач детей».

г) «Вчерашний день, часу в шестом».

15. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».

а) Повесть.

б) Очерк.

в) Притча.

г) Рассказ.

16. Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?

а) Постеснялся своей жестокости перед барином.

б) Испугался мести крестьянина.

в) Пожалел мужика.

г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

17. Выделите основную тему стихотворения В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче».

а) Летний отдых на даче.

б) Дружба поэта с Солнцем.

в) Назначение поэтического творчества.

г) Редкое астрономическое явление.

18. Какие произведения О. Генри вам известны?

19. Что такое новелла?

20. Из какого произведения взят этот отрывок?

«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»


Ключ.

2) б.

3) ямб, хорей.

4) Смежная, кольцевая, перекрестная.

5) а — перекрёстная; б кольцевая; в — кольцевая

6) «Старуха Изергиль».

7) а.

9) в.

10) в.

11) б.

12) б.

13) в.

14) г.

15) г.

16) г.

17) в.

20) Ю. Казаков «Тихое утро».


Вариант II

1. Какие жанры относятся к эпическому роду литературы?

2. Повесть — это...

а) Средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем.

б) Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом.

в) Стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

3. Какие стихотворные размеры являются трёхсложными?

дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий.

4. Эпиграф — это...

а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя;

6) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;

в) краткое описание развития сюжета.

5. Определите в четверостишиях виды рифмовки.

а) ... Не пылит дорога,

Не дрожат листы,

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

б) Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

в) Везде покоится народ;

Утих и шум, и крик торговый;

Лишь только лает страж дворовый

Да цепью звонкою гремит.

6. Из какого произведения взят этот отрывок?

«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека».

7. Из какого произведения Горького взят это отрывок?

«Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она — тёмная, но светлая изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко, точно большая кошка, — она мягкая, такая же, как этот ласковый зверь».

8. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем, с примерами из текста:

«точно большая кошка»,

«мягкая такая же, как этот ласковый зверь» Сравнение

«белые крепкие зубы»,

«бескорыстная любовь», «тёмная кожа щёк» Инверсия

«до неё как будто спал я», «явилась она» Эпитеты

9. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?

а) Уважение.

б) Сочувствие.

в) Пренебрежение.

г) Осуждение.

10. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?

а) Честность, ответственность.

б) Жестокость.

в) Доброта.

г) Любовь к детям.

11. Назовите основную тему части «Княгиня Трубецкая» поэмы Некрасова «Русские женщины».

а) Судьба декабристов.

б) Величие и сила духа русской женщины

в) Рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск.

г) Попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа.

12. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

а) Обличение чиновничества.

б) Восхваление трудолюбия простого народа.

в) Проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества.

г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.

13. Какой приём использует автор в следующем отрывке:

«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...»

а) Гипербола. б) Гротеск. в) Иносказание. г) Сатира.

14. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон».

а) Повесть. б) Очерк. в) Эпиграмма. г) Рассказ.

15. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?

а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара. д) Толпу зевак.

16. Какой художественный приём положен в основу стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»?

а) Гипербола. б) Олицетворение. в) Метафора. г) Сатира.

17. Какова основная идея стихотворения?

а) Поэт и Солнце — друзья.

б) Поэт призван так же, как и Солнце, нести людям свет и тепло.

в) Назначение поэзии — служить людям.

18. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду.

б) Он был незаменим в кузнице.

в) Он был сельским праведником.

19. Вспомните рассказ Абрамова «О чём плачут лошади». Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?

а) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.

б) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей.

в) Он не накормил Рыжуху.

20. Какие новеллы Л. Пиранделло вам известны?


Ключ

2) а.

3) дактиль, анапест, амфибрахий.

4) б.

5) а — перекрёстная, б — перекрёстная, в — кольцевая.

6) «Юшка».

7) «Детство».

9) б.

10) в.

11) б.

12) в.

13) б.

14) г.

15) а.

16) б.

17) в.

18) в.

19) б.



Используемая литература

  1. Безносов, Э. Л. Литература: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, А. Б. Есин и др. — М.: Дрофа, 2000.

  2. Кадашникова Н. Ю., Л. М. Савина Л. М. Организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5—11 классы , — Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Книгин Н.А. Словарь литературоведческих терминов .Н. А. Книгин. — Саратов: Лицей, 2006.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ