Классный час по теме «Заколдованное сердце»

Классный час по теме «Заколдованное сердце»

Из опыта работы учителя высшей квалификационной категории Юлдузской средней общеобразовательной школы

Ихсановой М.Г.

Я считаю, что существенным критерием, определяющим эффективность обучения ребенка в школе, является формирование сферы межличностных отношений.

Во-первых, у ребенка должна быть сформирована готовность к участию в новой форме общения со взрослыми, требующая высокой степени произвольности. Отличительную черту такого общения составляет ориентация ребенка на взрослого как носителя социальных требований и правил, предъявляемых ребенку, и способов их решения.

Во-вторых, на эффективность обучения влияют особенности межличностного взаимодействия ребенка в семье с родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками – и вне семьи, в школе: со сверстниками и учителями. Особую проблему представляют коммуникативные трудности, возникающие вне семьи в отношениях с учителями и сверстниками – от негативизма агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и уверенности, робости. Неадекватные отношения со сверстниками, складывающиеся в младшем школьном возрасте, являются показателем неблагополучия в личностном развитии. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.

Показателями развития сферы межличностных отношений учащихся, которые должны отслеживаться и развиваться педагогом в начальной школе, являются:

1. Особенности восприятия ребенком другого человека.

2. Способность соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.

Для решения указанных задач я использую коллективные, групповые ролевые игры, которые обеспечивают установление положительного эмоционального отношения к сверстникам (к учителю, к своим ближним и просто к окружающим).



Цель игры: выявление сформированности и развития детского коллектива.

Задачи игры: - диагностика и развитие внутригрупповых отношений;

- умение работать в группах, по заданию;

- диагностика и развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так между детьми и взрослыми;

- диагностика статусного положения детей в группе.

Эта игра дает возможность педагогу:

  • увидеть и развивать взаимоотношения детей внутри группы;

  • развивать умения обсуждать и решать поставленные задачи;

  • выявить статусное положение ребенка в группе;

  • выявить учеников, готовых брать на себя функции организатора;

  • определить способы решения конфликтных ситуаций, общую атмосферу класса и эмоциональные отношения, как в группе, так и в отношениях с педагогом;

  • раскрыть индивидуальные особенности детей и особенности всего класса.

Материалы к уроку:

1. Набор карточек с заданиями для учащихся (на усмотрение учителя).

2. Набор карточек со строками стихотворения (заклинание).

3. Музыкальное сопровождение.

4. Две полоски бумаги.

5. Письмо для класса.

6. Обруч.

Приглашенные: учителя начальных классов, учителя среднего и старшего свена.


Ход игры:

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся к деятельности.

Учитель: - Добрый день, дорогие ребята! Давайте, скажем: «Здравствуйте!» – руками. Скажем: «Здравствуйте!» – глазами. Скажем: «Здравствуйте!» мы - ртом, станет радостно кругом. Я очень рада видеть вас на нашем очередном уроке развития! Скажите, пожалуйста, нравятся ли вам уроки развития? (Ответы детей). А чему же мы учимся на них? (Ответы детей).

-Вот и сегодня мы с вами будем продолжать учиться думать, рассуждать, решать проблемы, работать в коллективе и, конечно же, дружно жить.

- Но почему-то вы сегодня такие подвижные и взволнованные. Давайте встанем в круг и покажем, как мы на перемене вертелись и шумели.

Тренинговое упражнение «Шалтай – Болтай!»

Цель: снятие эмоционального напряжения, тревожности, речевых и мышечных зажимов; укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения и готовности учащихся к деятельности.

(Звучит спокойная мелодия. Дети встают в круг, вертятся и шумят.)

- Да вы просто Шалтаи –Болтаи! Покажем еще раз, как мы болтаем руками, ногами, вертим головой!

Шалтай-Болтай сидел на стене

Шалтай-Болтай свалился во сне.

(С. Маршак)

(Дети поворачивают туловище влево - вправо, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз).

  • Какие вы радостные! Смеемся! Еще лучше смеемся! Болтаем руками, ногами, вертим головой! Нам очень весело и мы смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали еще ладошками. Молодцы! (Садятся за парты).


II. Постановка цели урока.

- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы. Давайте, представимся им. (Дети называют свои фамилии и имена.)

- А теперь, уважаемые учителя, пожалуйста, Вы представьтесь нашим ребятам и назовите предмет Вашего преподавания.

(Очередь знакомиться доходит до директора школы, но он сидит с опущенной головой, задумчивый, безразличный ко всем, не обращает на детей внимания).

  • Ребята, это директор нашей школы (Ф.И.О.), но почему-то она молчит и не реагирует на нас. Как вы думаете, почему? (Выслушиваются мнения детей).

- Ребята, здесь рядом какое - то письмо. Да оно адресовано нам, давайте, быстрее его прочтем. (Чтение письма учителем): «Ребята, Ваш директор школы заколдован злой Бабой-Ягой. Теперь он никогда не сможет стать таким, каким был прежде, школа ваша закроется, а учиться вы никогда не будете, так как школа без директора существовать не может.

Но мы хотим помочь и посоветовать вам, как расколдовать вашего директора. Для этого предлагаем вам пройти через суровые испытания и выполнить ряд очень сложных заданий. Если вы не испугаетесь и сумеете преодолеть эти трудности, то Ваш директор станет таким, как и прежде, а вы как и раньше будете продолжать учиться. Ваши друзья».

- Ребята, что же нам делать? (Ответы детей).

  • Но готовы ли вы к преодолению трудностей? Не боитесь ли злой Бабы –Яги, ведь она и нас может заколдовать? (Ответы детей).

  • Хорошо! Тогда быстрее приступаем к выполнению заданий, чтобы быстрее расколдовать нашего директора и спасти школу.


III. Решение поставленных задач.

1 задание: «Изобрази заколдованного человека».

Цель: Постараться испытать чувство сострадания к человеку, попавшему в беду, вызвать желание и стремление ему помочь.

(Чтение детьми задания). «Ребята! Посмотрите на (И. О. директора) и скажите, что может, означать выражение «заколдованный человек»? (Ответы детей)

(Грустное выражение лица, не слышит, не обращает внимания, не понимает людей, ко всем равнодушна).

- Внимание! Сейчас вам нужно попробовать изобразить такого «заколдованного человека». (Дети изображают «заколдованного» человека»).

  • Каково было вам в таком состоянии? (Плохо).

  • Ребята, теперь вы понимаете, что нашему директору также очень плохо. Нужно быстрее спешить на помощь!


2 задание «Волшебные полоски». Групповая работа.

Цель: пронаблюдать, как ребята распределяют между собой роли: кто подает полоски, кто стелет их на пол, кто расправляет, чтобы все могли поместиться, кто контролирует процесс, осуществляет своевременную помощь детям.

« Ребята, сейчас надо освободить директора от заколдованного обруча.

Для этого нужно добраться до него по двум волшебным полоскам бумаги, снять обруч и вынести его за дверь. Передвигаться нужно по полоскам, но так, чтобы все уместились на каждой из них. Помните, на пол ступать нельзя. Если нарушите эти правила, то путь придется начинать заново».

(Звучит музыка. Дети самостоятельно, без учителя, договариваются, распределяют роли, обязанности, передвигаются по полоскам, убирают обруч по назначению).

- Молодцы, ребята, справились еще с одним заданием.

Посмотрите на директора, есть ли изменения в его поведении? (Подняла голову).


3 задание «Живая картина». Работа в парах.

Цель: Выявить, кто из детей пользуется большим авторитетом среди одноклассников, кто меньшим, а у кого существуют серьезные проблемы в отношениях с классом. Как проходит совместное обсуждение: удается ли детям договориться друг с другом, кто из ребят руководит процессом, кто конфликтует, кто разрешает конфликты и т. д.


«Ребята, какое время года сейчас? Где больше всего люди любят находиться весной: дома или в садах и огородах?

Вот сейчас вам и нужно будет изобразить живую картину весенних полезных, добрых дел на огородах. Чтобы выполнить это задание, нужно разбиться на пары, решить, какой вид труда будете изображать, а затем, сообща, обсудить, нет ли совпадения и кто что будет показывать. А отгадывать ваши «картины весеннего труда » будут гости – наши учителя».

(Звучит музыка, дети создают пары и каждая из них изображает свою «весеннюю картину» труда, а гости раскрывают и называют ее замысел).


- Молодцы! А теперь обратите внимание на (И.О.). Произошли ли какие-либо изменения в его поведении или состоянии? (Обращает внимание, слышит, реагирует).

4 задание «9 карточек». Индивидуальная работа.

Цель: Выявить уровень притязаний, реакцию класса или отдельных учащихся в данной ситуации; развивать умения детей разрешать конфликты, воспитывать чувство терпимости друг к другу, умение прощать проступки другого и находить правильные способы решения различных проблем.


« Ребята! Мы предлагаем вам 9 карточек с разными по сложности заданиями.

В карточке №1 – очень легкое задание, во второй – труднее, а в карточке №9 – очень сложное. Сейчас каждый для себя решает, какая карточка ему по силам. Затем вы договариваетесь, кто какую себе возьмет. Называете свой номер учителю, он записывает его на доске. Также обсуждаете, кому нужно предоставить карточку «Помощь учителя» или «Помощь друга». Затем приступаете к выполнению заданий. После выполнения, совместно проверяете их решение».

(Звучит мелодия, дети выбирают, решают каждый свое задание, затем задания проверяются).

Карточки - задания:

  1. Отметь кружочком правильный ответ:

А) 70 – 46 =24 Б) 76 – 40 = 34 В) 85 +15 = 90

  1. Отметь правильный перенос слова:

А) У – читель Б) Учи – тель В) У чител –ь

  1. Реши анаграммы и запиши их:

Д р ж а б у (дружба) П м о щ ь о (помощь)

  1. Выдели два слова в скобках, наиболее подходящих для слова перед скобкой:

Игра (игроки, хоккей, правила, футбол, стадион).

  1. Какое слово лишнее, подчеркни.

Казань, Москва, Алеша, Нижнекамск.

  1. Вставь пропущенную букву, назови орфограмму: тра…ка - …….

  2. Определи связь слов, допиши четвертое слово:

Школа : обучение = больница : ? Труд : польза = лень : ?

  1. На столе было 5 стаканов смородины. Дети съели 2 стакана. Сколько стаканов осталось?

  2. Найди закономерность и продолжи ряд чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, . , . , . , . .

Проверка заданий.

  • Ребята, посмотрите и скажите, меняется ли состояние человека, которому помогают в беде?

(Человек начинает видеть вокруг себя красивые поступки, вещи, видит доброе отношение людей к себе и сам к ним начинает хорошо относиться).


  1. задание «Противоположные слова». Работа в группе.

Цель: Интересно пронаблюдать за тем, кто из ребят возьмет инициативу в свои руки: будет зачитывать слова, вести обсуждение, записывать ответы. Важно также обратить внимание на поведение других детей.

« К данным на листочке словам нужно подобрать антонимы, а одному из учеников их записать:

Грусть - Болезнь - Враг -

Лень - Трусость - Ненависть -

Зло - Несчастье -


(Звучит легкая музыка. Дети выбирают ведущего, обсуждают задание сообща, но записывает один из них).

- Ребята, сейчас проверим, как вы выполнили это задание. Я буду читать слова, которые написаны на листочке, а вы должны дружно назвать его антоним. (Проверка задания).

- Посмотрите теперь, какие изменения произошли с нашим директором?

( Он улыбается, слышит нас, ему уже гораздо лучше).


Последнее 6 испытание «Волшебное заклинание».

«Ребята, молодцы! Но, чтобы до конца освободить директора, нужно правильно собрать записи на полосках, расшифровать и прочитать волшебное заклинание, которое Баба – Яга специально запутала. Для этого надо каждому посмотреть на свой номер, найти предыдущий, договориться между собой, кто за кем будет говорить, быстро встать по порядку в одну шеренгу и правильно прочесть заклинание».

(Дети из разрозненных строк собирают и читают вслух волшебное заклинание):

«Потрудились мы как нужно,

Трудности прошли все дружно,

Стоит вместе нам сплотиться, Может чудо получиться».

  • Ребята, посмотрите, точно - получилось чудо!

(Директор в это время встает, улыбается, протягивает руки к детям, идет и показывает, что любит их, благодарит за помощь, обнимает, говорит добрые слова).

Директор: «Спасибо, дорогие ребята, ведь вы спасли не только меня, но и нашу школу, теперь мы все вместе дружно, спокойно, сможем работать и учиться дальше».


IV. Обобщение урока:

1). - Ребята, как вы думаете, что же помогло вам преодолеть все трудности,

испытания и победить зло?

(Предполагаемые ответы детей:

«Знания, дружба; умение договариваться; обсуждать проблемы и совместно их решать; взаимопонимание; внимание, любовь и сочувствие к людям, поддержка их в трудную минуту; …»).

- Ребята, но может ли еще кто-нибудь оказаться на месте директора, которому сегодня было так плохо?

(Ответы детей: любой человек).

- Ребята, а сможете ли вы теперь, определить, когда человеку нужна будет помощь от вас и как? (По выражению лица, по его поведению, состоянию).

  • А теперь, поделитесь, пожалуйста, чему же научился сегодня каждый из вас на уроке развития? (Ответы детей).


- Спасибо вам, ребята, за урок, за ваши знания, умения, стремление помогать не только друг другу, себе, но и взрослым, которые иногда тоже могут нуждаться в вашей помощи, а также за желание научиться чему – либо новому, чего не знали и не умели раньше. Успехов Вам, дорогие!

Звучит музыка, все рады, высказывают свои мнения об уроке.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ