Конкурсное задание «Когда идти больше некуда» образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Конкурсное задание

«Открытый урок»


Тема: «Когда идти больше некуда» образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


Цели: 1. Показать образ мира, в котором человеку некуда идти и конфликт Раскольникова с этим миром.

2. Раскрыть сложный, противоречивый характер героя, его внутренний мир, развивая навыки анализа художественного текста.

3. Показать мастерство писателя – гуманиста, создавшего столь неисчерпаемый образ.

4. Воспитывать в детях лучшие нравственные качества: милосердие, добро, душевную чуткость.


Человек есть тайна…

Я занимаюсь этой тайной,

Ибо хочу быть человеком…

(Ф.М. Достоевский)


Ход урока

I. Орг. момент:

Приветствие.

Слово учителя: Говорят, писатель открыт всем. Он как храм на дороге. Один пройдет мимо, перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий увидит, только золоченую ризу попа. А четвертый – останется там и побудет.

Давайте не будем случайными прохожими. У нас сегодня уникальная возможность войти в храм Достоевского и увидеть в нем один образ.

Образ этот непростой. Созданный Достоевским он до сих пор остается загадкой для многих поколений читателей.

Сегодня мы попытаемся приблизиться к разгадке этого образа, ибо человек, по Достоевскому, тайна. И на разгадку этой тайны может уйти вся жизнь.

II. Подготовительная беседа по образу («вызов»)

Ребята, если бы вам пересказали сюжет романа так: «это роман о бедном студенте, который убил старуху – процентщицу и ее сестру, что бы помочь бедным людям и проверить свою теорию», как бы вы отнеслись к герою? Что почувствовали к нему? (Преступник. Отрицательно).

У любого преступления есть мотивы. А у любого преступника – обвинитель и защитник. Так ли все однозначно в этом упрощенном пересказе?

Кто он Раскольников? Хладнокровный убийца? Или? На этот вопрос мы попытаемся ответить в финале урока, и может быть, в ком – то из вас герой обретет обвинителя, а в ком-то- защитника.

Цель нашего урокаисследовать образ Раскольникова, пришедшего к преступлению и попытаться понять его мотивы.

Итак, (переберем) вслед за Писаревым, «переберем одну за другой все подробности обстановки……

(Учитель обращает внимание на высказывание Писарева)

III. Путь героя к преступлению. Аналитическая работа с текстом.

Учитель : Исследуя образ героя, будем работать в группах. Каждая группа проанализирует небольшой эпизод из романа, опираясь на вопросы. А чтобы ничего не упустить в столь сложном образе, не растерять драгоценные крупицы нашего труда, я предлагаю оформить (исследовать) результаты исследования в виде опорных конспектов. Их мы составим в ходе нашей работы. Прошу вас выбрать в группе ведущего, который будет направлять работу группы.

Чтобы не нарушить целостности анализа эпизода, мы не будем озвучивать вопросы. Ответы даём сразу.

Итак, погружаемся в свой эпизод на 3 минуты, а затем делимся открытиями.

Отчет группы о работе над эпизодом.

Пришло время открытий и мы слушаем 1-ю группу. Ч.1. гл.1.

Работа группы по вопросам

- В эпизоде рассказывается о … (Обстановке, в которой живет Раскольников)

- Какие слова, описывающие жилище героя, можно назвать ключевыми? (каморка, шкаф)

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «шкаф»?

- Что испытывает герой, проживая в этой каморке? (стыд, болезненное, трусливое ощущение)

- Какая метафора передает внутреннее состояние героя? («Он был задавлен бедностью»)

Подкрепляйте ответы на вопросы цитатами из фрагмента.

Давайте обратимся к опорной схеме «Мир Раскольникова». Что мы можем записать после первого эпизода? (Бедность - раздавлен бедностью)

Учитель: И вот из такого шкафа, задавленный бедностью, герой выходит на улицы Петербурга. Слово ребятам.

Работа второй группы (ч 1, гл 1).

Анализ по вопросам

- В эпизоде рассказывается о …. (о пейзаже, об улицах Петербурга, о тех, кто встречается Раскольникову на улицах и о душевном состоянии героя)

- Какое выражение можно считать ключевым в описании пейзажа? (отвратительный, грустный колорит)

- Какое слово повторяется в описании? И какова его роль? (Слово «вонь». Передает крайнее отвращение героя к тому, что его окружает.)

- Кого встречает Раскольников на улицах города (пеструю бедную публику, пьяного).

- Какими словами названа эта публика. И что вкладывает автор в значение этого слова? (субъекты. Люди, сомнительные в моральном плане)

- Какие чувства испытывает герой, оказавшись на учице и встречая пеструю публику? (неприятное потрясение, чувство глубочайшего омерзения, злобное презрение, утрачивает чувство стыда….)

Учитель: Дополним конспект («Мир Раскольникова». Что бы вы записали? (Грязь, удушье города, неприятное потрясение, чувство омерзения).

Раскольников унижен, раздавлен бедностью. Но опустил ли он голову под этим гнетом? Как он держится на улице, среди уличной публики? (гордо)

- Давайте обратимся ко 2-й схеме и обозначим первое противоречие в образе Раскольникова, какое? (униженный, но гордый)

Учитель:

- Куда же и зачем идет герой? (делать пробу)

- Что значит проба? (репетиция преступления)

Учитель читает монолог (стр. 12).

(О боже! Как это всё отвратительно… И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно однако моё сердце! Грязно, пакостно, гадко! И я, целый месяц…)

- О чем говорит деталь: «Он даже знал, сколько шагов от ворот до дома: ровно 730 (продумал все до мелочей)

- Продумал, но в монологе обнаруживает сомнения, мучается. Еще одно противоречие. Какое?

(Работа над конспектом «раскольников в противоречиях») (Внимательный, но сомневающийся).

Учитель: Кроме сомнительных лиц герой встречает на улице одно беззащитное существо. Кого? (Пьяную девочку) Начало ее трагедии разыгралось еще до встречи с Раскольниковым, а развивается эта трагедия на глазах героя.

Слово ребятам 3-й группы. (ч.1, гл.1)

Отчет группы.

- В эпизоде рассказывается о…

- что испытал Раскольников, увидев обманутую девочку? (жалость..)

- как повел себя по отношению к франту, желавшему воспользоваться девочкой? (Ужасно разозлился, бросился с кулаками)

- Как меняется поведение и чувства Раскольникова в этом эпизоде?

- В чем убеждает себя Раскольников в конце эпизода? (А пусть… это, говорит, так и следует, - такой процент…)

Учитель:

Итак, какое новое противоречие обнаруживается в образе Раскольникова? Работа над вторым конспектом (сострадание, черствость)

- А чем мы дополним «Мир Раскольникова?» (Пьяная девочка, смешанные чувства, жалость, равнодушие).

Учитель:

- озлобленно говоря о проценте, Раскольников вдруг содрогается от мысли. А что, коль Дунечка как-нибудь в процент попадет?

- Мысли его вернулись к письму матери.

Учитель цитирует:

«Письмо матери его измучило… Давным-давно как зародилась в нём теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и созрела приняв форму ужасного вопроса, который замучил его сердце и ум… Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило…».

Обратимся к иллюстрации М.Воробьёва «Дуб, раздробленный молнией».

Как можно соотнести образ Раскольникова с этой иллюстрацией?

Обратите внимание на фамилию героя. Каково, на Ваш взгляд, её значение (Внутренний раскол, душевный разлад).

Учитель:

Раскольников убивает старуху обухом топора. Значит острие топора он направил на себя, тем самым символически разрубив свою душу.


- Допускает ли Раскольников для себя мысль смириться с решением Дуни выйти замуж ради его благополучия или восстаёт? (Раскольников бунтует)

Учитель цитирует: («Не бывать тому, пока я жив!... Не бывать? А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать? Что ты им можешь обещать в свою очередь?)

- В какой мысли укрепляется Раскольников, размышляя над письмом? (во что бы то ни стало надо решиться)

Дополняем конспекты: «Мир Раскольникова» (письмо матери – душевные муки)

«Раскольников в противоречиях» (Бунт – бессилие)

Учитель:

Получению письма от матери предшествовала одна встреча, которая заставила Раскольникова воскликнуть : «Ко всему-то подлец - человек привыкает» Это встреча с Мармеладовым.

Предоставим слово ребятам из 5-й группы

Работа 5-й группы.

Инструкция и вопросы.

1. Подкрепляйте свои ответы цитатами из текста.

2. Начните сообщение со слов «Из эпизода встречи Раскольникова с Мармеладовым мы узнаем о жизненной философии Мармеладова и о впечатлении, которое произвела на Раскольникова эта встреча.

3. Мармеладов говорит о бедности и нищете. В чем он видит разницу между этими понятиями. (бедность – это не порок, так как человек еще способен сохранить человеческое достоинство. Нищета – порок, так как человек утрачивает в ищете свою человечность).

4. Мармеладов произносит фразу: «Некуда больше идти» Как объяснить её?

Что сближает Мармеладова и Раскольникова? (и тому, и другому некуда идти)

Учитель:

Обратите внимание на деталь: «С какою-то жадностью накинулся он на Раскольникова, точно целый месяц тоже ни с кем не говорил».

Объясните значение детали.

Оформим результат работы над эпизодом. Опорные конспекты: «Мир Раскольникова» (встреча с Мармеладовым – укрепляется в страшных помыслах). Раскольников в противоречиях (отзывчивость, черствость)

Учитель:

Обратите внимание на структуру предложений во внутреннем монологе героя. Какую интонацию придает такая структура монологу? (Горькая ирония).

- В какой мысли укрепляется герой после встречи с Мармеладовым? (Нет преград. Так тому и следует быть) Все подводит героя к этому роковому шагу.

Вспомните какие еще случайности, совпадения приблизили Раскольникова к преступлению. (Разговор Офицера и студента. Разговор Лизаветы с мещанами).

Немаловажной деталью является и орудие убийства – топор.

Вспомните, как и где Раскольников достал топор? (краткий ответ). Обратите внимание на детали. «Что – то блеснуло ему в глаза (знак).

О чём говорит эта деталь.

А как понимать такую деталь: «Не рассудок, так бес – подумал он»?

И вот совсем накануне рокового дня, в части, когда все виденное вокруг и все в самом Раскольникове уже подвело его к последней черте, больной от голода Родион видит поразительный сон, пронзающий читателя вместе с героем острой болью и состраданием.

Откроем этот эпизод. 5 группа.

- В чем смысл сна? (протест против зла. Сон предупреждающий)

- Каково символическое значение образа лошадки?

- Какие цвета присутствуют в эпизоде сна? Случайны они? (красный, черный)

- Каковы чувства маленького Родиона?

- Какое впечатление произвёл на Вас сон?

Работа над конспектом «Раскольников в противоречиях».

(Внутренняя доброта – сопротивление добру)

Эпизод фильма

Давайте обратимся к фрагменту фильма режиссера Святозарова «Преступление и наказание», увидим и услышим Раскольникова в момент сна и пробуждения.

Учитель:

Свобода от чего?

Искренность этих переживаний такова, что можно было бы поставить точку. Может быть. Но в мире Раскольникова сложен, глубок.

«Последний же день, так нечаянно наступивший и всё разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собою, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в неё втягивать...»

и все же, все же….. топор». Обратите внимание заложена идея «гибели» (колесо может раздавить)

Давайте подведем итог нашей работе.

Насколько нам удалось приблизиться к пониманию образа героя (обращаюсь к схемам).

Я начну рассказ о мире, котором жил герой и о том внутреннем состоянии, которое породил этот мир, а вы продолжаете…

Бедность, нищета обстановки породили в герое чувство раздавленности этой бедностью. Грязный, душный город вызвал в нем … (продолжите мою фразу).

Работа по второму конспекту:

Герой Достоевского сложен и противоречив: в нем уживаются унижение и гордость, решительность и сомнение, сострадание и равнодушие, бунт и бессилие, отзывчивость и черствость, добро и внутреннее сопротивление этому добру. Обратите внимание на фамилию героя. В ней скрыто противоречие образов, внутренний раскол.

Вернемся к теме урока «Когда некуда идти».

Объясните эти слова в применении к образу главного героя.

Завершается наш урок открытий. Что вы открыли для себя в образе Раскольникова. (Ответы детей)

Для некоторых из вас Раскольников так и остался тайной. Ее вы будете постигать на следующих уроках.

А дома Вы напишите сочинение на тему «Раскольников. Моё восприятие образа».

Сегодня мы вошли в храм Достоевского. Я надеюсь, что мы не были случайными прохожими.

Великое произведение всегда неисчерпаемо. Белинский говорил, что каждая эпоха откроет в нем новый важный смысл. Это так же верно, как и то, что еще долго будет звучать тревожный голос Достоевского, взывая к человечности.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ