Конспект мастер-класса "Секрет чарующего обаяния…"
учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ №73» г. Саратова
Новожиловой Ларисы Георгиевны
Интегрированный урок литературы и МХК:
Секрет чарующего обаяния…
(образ Наташи Ростовой на страницах романа Толстого «Война и мир»)
Цели урока:
совершенствовать навык критического осмысления текста;
раскрыть суть нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого;
воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности;
формировать умение ценить прекрасное;
развивать творческие способности учеников.
Вид урока:
интегрированный урок-исследование.
Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации.
Оборудование:
роман Л. Толстого “Война и мир”,
презентация «Секрет чарующего обаяния»,
иллюстрации Д. Шмаринова к роману «Война и мир»,
романс на стихи А.Фета,
вальс из оперы «Война и мир» Прокофьева,
музыка Шуберта,
русская народная песня «По улице мостовой»,
кадры кинофильма С. Бондарчука «Война и мир»
ХОД УРОКА
Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.
Готхольд Лессинг
Организационный момент.
I этап. «Секрет имени».
(Звучит романс на стихи А.Фета.
На экране иллюстрации Д. Шмаринова к образу Наташи)
Слово учителя:
- Наташа Ростова. В нее влюблены Андрей и Пьер, Анатоль и Друбецкой, волшебницей, чаровницей кажется она Денисову.
- В чем секрет ее прелести, ее очарования?
- Ее имя Наташа, какие ассоциации оно вызывает у вас? (В книге Г. Успенского “Ты и твоё имя” мы читаем: “Наталия (Наталья) – от лат. “наталист” – родной.)
- Какое настроение появляется у вас, когда вы слышите имя Наташа?
- Запишите 1-2 существительных, которые, на ваш взгляд, ассоциируются с именем героини.
- Были ли прототипы у этой героини?
(сообщение уч-ся о Татьяне Берс-Кузминской)
Определение темы и задач урока, осмысление эпиграфа.
II этап. Сопоставительный анализ «Юная Наташа в романе Толстого и Наташа на иллюстрациях Д. Шмаринова».
Слово учителя.
- Один из самых поэтических образов русской литературы – образ Наташи Ростовой – воссоздан Дементием Алексеевичем Шмариновым. Перед вами текст романа и иллюстрации Шмаринова: в чем, на ваш взгляд, основное сходство взглядов на образ юной Наташи писателя и художника? Почему писателя мы тоже порой называем художником?
(Для художника важен внутренний мир героя.)
- Запишите 2-3 прилагательных, которые, на ваш взгляд, ассоциируются с образом юной Наташи.
4. III этап. Беседа с классом по вопросам.
- Важны ли семейные отношения, семейное воспитание для становления личности?
- В какой обстановке выросла Наташа, каковы ее отношения с матерью, братом?
- Какое впечатление произвела на Андрея Болконского Наташа во время их первой встречи в Отрадном?
Звучит музыка Шуберта.
Выразительное чтение наизусть сцены «Ночь в Отрадном».
Звучит вальс из оперы «Война и мир» Прокофьева. Этот вальс называют «Вальсом Наташи Ростовой».
- Какое впечатление произвел он на вас?
- Какой представляется Наташа композитору?
- Почему свадьба между Андреем и Наташей отложена на год?
Звучит русская народная песня «По улице мостовой»
Выразительное чтение наизусть отрывка из романа «Пляска Наташи». Демонстрируются кадры к/ф «Война и мир», режиссер С. Бондарчук.
- Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?
- Какую роль в этом увлечении сыграла Элен и почему? (Обращение к эпиграфу.)
- Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?
- Что возродило Наташу к жизни?
- Запишите 3-4 глагола, соответствующие, на ваш взгляд, основным действиям героини.
Слово учителя:
Толстой писал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».
В Наташу влюблены читатели многих поколений: и мужчины, и женщины.
- В чем, по-вашему, заключается секрет обаяния образа Наташи? Главная черта ее характера?
- Запишите ответ в виде простого предложения.
(Главная черта Наташи, секрет ее неувядаемого обаяния - это… любовь, умение любить.)
IV этап. Творческая работа. Составление синквейна (название по выбору) «Наташа», «Секрет». Пример:
Наташа.
Обаятельная, влюбчивая.
Увлекается, ошибается, кается.
Ей можно простить всё.
Мать.
Домашнее задание:
Какие достоинства и недостатки вы видите в Наташе Ростовой? (Сочинение)
Список литературы:
1. Л.Н. Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
2. В. Ермилов, "Толстой-художник и роман "Война и мир", М., "Гослитиздат" 1979г.
3. Ю.В. Лебедев, Учебник «Русская литература 19 века», М, «Просвещение»
4. Л. Либединская, "Живые герои", М., "Детская литература" 1982г.
5. Работа преподавателя над текстом крупного литературного произведения. Методические рекомендации, М., «Высшая школа», 1975г.
6. А.А. Сабуров, "Война и мир" Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика", Изд-во МГУ, 1981г.
План самоанализа урока
Класс. Тема урока. Тип урока и его структура.
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Особенности учащихся, которые были учтены при планировании урока.
3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный аспект), дать оценку успешности ее достижения.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
7. Использование групповых, коллективных и иных форм обучения. Дифференцированный подход в обучении.
8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
9. Психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке; стиль общения учителя и учащихся.
10. Уровень подачи домашнего задания.
11. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
12. Наметить перспективы своей деятельности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ