Конспект сценария внеклассного мероприятия по литературному чтению в 3 классе «Проводы Масленицы»



Коммунальное государственное казённое предприятие

«Школа искусств №2» города Караганды











Конспект сценария внеклассного мероприятия

по литературному чтению в 3 классе





«Проводы Масленицы»












подготовила

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

высшей категории

Кузнецова Марина Геннадьевна









г.Караганда

2013



Цель:

ознакомление с языческими обрядами восточных славян, их культурой и традициями.

Задачи:

1.образовательная - обобщить и закрепить в игровой форме культурологический материал, с которым учащиеся познакомились в ходе изучения пьесы Островского «Снегурочка»;

2. развивающая - развивать творческие наклонности ребят, умение проводить межпредметные параллели;

3. воспитательная - воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировому культурному наследию, чувство национальной гордости за свою страну


Участники: ученики начальных классов (не более 30 человек)

Организатор и ведущая: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Предварительная подготовка: родители заранее готовят детям костюмы в народном стиле, необходимый инвентарь – санки, пекут блины и приносят чай в термосах. Дети совместно с учителем наряжают чучело Масленицы, разучивают частушки и тексты вокальных произведений.


Праздник проходит на улице. Дети в костюмах, родители – вывозят на санках чучело Масленицы. Становятся напротив Масленицы полукругом и, кланяясь ей, приветствуют хором:


«Дорогая наша гостья Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная.

Коса длинная, трехаршинная,

Губки алые, брови чёрные,

Брови чёрные, наведённые.

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, лапти частые,

Лапти частые, головастые».

Выходят Зима и Весна.


Зима. Зима недаром злится

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.


Весна. Я - Весна–красна.

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки.


Зима. Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.


Весна. Я - Весна-красна,

Прогоняю с речки лёд.

Светлым делаю восход.

Всюду – в поле и в лесу –

Людям радость я несу.


Учитель. Ребята, издалека, из дальних времен, пришёл к нам этот праздник. Больше тысячи лет назад древние славяне ещё не знали христианства. Они поклонялись силы природы – Солнцу, Дождю, Ветру и др. А в конце зимы торжественно провожали Масленицу. Масленица – это божество Зимы. С ней были связаны холода. На масленой неделе пекли блины, пироги, веселились, ходили друг к другу в гости, а в конце недели чучело Масленицы, которое делали из соломы, сжигали, давая тем самым дорогу весне и теплу, и кидали его в воду. Последний день Масленицы – Прощёное воскресенье, когда просили у близких прощения за нанесённые обиды и целовались в знак примирения. Поэтому воскресенье называли «целовальником». А после Масленицы наступал самый строгий и самый долгий (7 недель) Великий пост, поэтому Масленицу в шутку ругали: (все хором)

«Масленица – блиноеда,

Масленица – жироеда,

Обманула, подвела –

До поста довела,

Дала редьки хвост

На великий пост.

Мы его поели –

Брюха заболели!»

Учитель. А теперь я научу вас старинной игре «Горелки». Дети парами становятся друг за другом, перед ними в десяти шагах – водящий. Дети хором кричат: «Гори, гори

Чтобы не погасло,

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь».

Последняя пара разделяется , дети бегут вперед и становятся по обе стороны от первой пары. Водящий должен поймать кого-либо из них, а их задача – соединиться впереди стоящего. Тот, кого не поймали, занимает место водящего, и так играют до тех пор, пока все пары не пробегут.

Дети (девочки). Масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько-

С блинами, с караваями,

С варениками.

Дети (мальчики). Наша Масленица годовая,

Она гостьюшка дорогая.

Пешком она не ходит,

Всё на конях разъезжает.

Да чтоб кони были вороные,

Да чтоб слуги были молодые.

Учитель. Продолжается наш весёлый праздник. Вот и тройки подоспели, не покататься ли нам? Родители «впрягаются» в санки и катают своих детей.

Загадки

Родители. Становитесь, дети, в круг, отгадайте наши загадки.

Сидит барыня в ложке,

Свесив ножки. (Лапша)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

Два старших брата бегут впереди, два младших позади, а догнать не могут. (Колёса)

Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль Как зовут меня? (Рояль)

На листочке, на странице - то ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке и щебечут песенки (Ноты)

Деревянные подружки пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит-

В ногу всем шагать велит (барабан)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься - скажу (дневник).

Если ты его отточишь - нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж. Что же это?...(карандаш)

Птица крупная такая

Снова людям помогает.

Кто приносит в дом детей?

Догадайся поскорей. (Аист)

Мы в поход его берём,

Вещи все в него кладём.

Он с карманами, большой,

Всю дорогу за спиной. (Рюкзак)

Чтоб имя мне сейчас назвать,

Ты крокодила должен знать.

Мне без труда подскажет Лена,

Что друг у Чебурашки -… (Гена)

Он Мальвину так любил,

Что ей песню посвятил (Пьеро)

Летом сер, зимою бел.

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку (заяц)

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом (дни недели).

Скоморохи. А мы родителям частушки под гармонь споём, да вместе с вами и спляшем. Дети поют под баян, аккомпанируя себе на деревянных ложках, трещотках, колокольчиках.

Частушки

1-ый ученик: Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

2-ой ученик: На берёзе, на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берёзе,

Умирает со смеху.

3-ий ученик: Мы с милёночком гуляли

Возле нашего пруда.

Нас лягушки напугали,

Не пойдём больше туда.

4-ый ученик: Побежишь, милый, топиться -

Ты зайди ко мне проститься.

Я до речки провожу,

Глубже место укажу.

5-ый ученик: Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

Да упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух.

6-ой ученик: Я сидела на окошке,

Ехал милый мой на кошке.

Стал к окошку подъезжать,

Не мог кошку удержать.

7-ой ученик: Было три, было четыре,

Довела до одного.

Довертелась, докружилась,

Не осталось никого.

8-ой ученик: Приезжали девку сватать

С позолоченной дугой.

Пока пудрилась, румянилась –

Уехали к другой!

Учитель. Что-то мы застоялись, а не поиграть ли нам в «Гуси-лебеди»?

Родители (волки) прячутся в зарослях. Дети (лебеди) должны по команде ведущего пробежать мимо них.

Ведущий кричит «гусям» – «Гуси-лебеди, домой!»

Дети – «Серый волк под горой, не пускает нас домой!»

Ведущий – «Волк спит, бегите!»

«Гуси» бегут, «волки» ловят их. Так повторяйте до тех пор, пока все «гуси» не будут пойманы.

Учитель. Что, красавица Масленица, весело ли тебе было? Уж мы старались вовсю. А теперь, дети, прокатим-ка её напоследок на саночках, да и будем с ней прощаться.

Дети провозят чучело по кругу и возвращаются. Поют, вставши в круг, отрывок из хора «Прощай, Масленица!» Н.А.Римского-Корсакова.

Хор из оперы «Снегурочка» «Прощай, Масленица!»):

Раным-рано куры запели,

Про весну обвестили.

Прощай, прощай,

Прощай, Масленица!(2 раза)

Увезём тебя в лес подале,

Чтоб глаза не видали.

Прощай, прощай,

Прощай, Масленица!(2 раза)

Сжигают чучело Масленицы на костре. Вместе с родителями скандируют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Весна, красна,

Наша Ладушка пришла! (2 раза)

1-ый скоморох: Приходи, весна, Приходи, красна.

2-ой скоморох: Пусть солнца улыбка будет ясна.

3-ий скоморох: Пусть цветы пестреют повсюду.

4-ый скоморох: Подари, весна, тепло честному люду.

Учитель. Не забудьте все – взрослые и дети - в Прощёное воскресенье попросить друг у друга прощения.

Песня "Блины"

Учитель. Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Хлебом, солью угощаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Все: С Масленицей вас поздравляем! Праздник наш завершаем!

Все угощаются блинами и чаем.













































Использованные материалы


1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.

2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. - Москва: Просвещение, 1973.

3. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.

4. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.

5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.

6. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – Москва: Высшая школа, 1982.

7. Римский Корсаков Н.А. Снегурочка. Опера (клавир). – Москва: Музыка, 1964.

8. Плещеев А.Н. Весна. - http://plescheev.lit-info.ru/review/plescheev/002/198.htm

9.Тютчев Ф.И. Зима недаром злится - http://www.chitalnya.ru/work/526993/

10. Русская народная песня Блины - http://5mp3.org/music/%CF%F0%EE%F9%E0%E9,%20%EC%E0%F1%EB%E5%ED%E8%F6%E0



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ