Конспект урока чтения и развития речи для 2 класса Тема: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»
Думнова Наталья Викторовна
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Город Бийск Алтайского края
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени В.Токарева»
Методическая разработка урока
Предмет: Чтение и развитие речи
Класс: второй
Программа: специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида
Тема: Ф.И.Тютчев Стихотворение «Зима недаром злится»
Тип урока: изучение нового материала.
Тема. Стихотворение Федора Тютчева «Зима недаром злится».
Цель. Создать условия для целостного восприятия стихотворения.
Задачи. Учить воспринимать содержание поэтического произведения; видеть речевые средства выразительности; познакомить с понятиями – писатель, поэт; формировать навык выразительного чтения; учить эмоциональной отзывчивости; развивать речь учащихся.
Ход урока
Организация начала урока.
Вводная беседа.
СЛАЙДЫ 2-6
Сколько весенних месяцев?
Назовите их.
Рассмотрите рисунки (показ слайдов)
Какие приметы весны изображены?
Назовите другие признаки весны.
Лексический материал для ответов: воздух чистый, свежий, морозный; на улице еще мороз, но уже солнце припекает; тает снег; капель; ручьи; небо голубое, прозрачное; солнце ярко светит; солнце встает раньше, чем зимой; день длиннее, а ночь короче; появляется зеленая трава; подснежники; на деревьях набухают почки и появляются первые листочки; первыми прилетают грачи;
Сообщение темы урока.
СЛАЙДЫ 7-8
Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название стихотворения, которое они будут читать. Обращает внимание на правильное произнесение фамилии и имени автора: Федор Тютчев.
Уточняю, что человек, который сочиняет рассказы, романы, повести, сказки, называется писателем (писательницей); человек, который сочиняет стихи — поэтом (поэтессой).
- В стихотворении изображен приход весны. В природе часто бывает так: перед приходом тепла заметут метели, забушует вьюга, закрутит поземка, а потом сразу неожиданно потеплеет, потекут ручьи — природа оживет. Такую борьбу зимы с весной нарисовал поэт в своем стихотворении.
Выразительное чтение учителем стихотворения.
Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного.
Сопровождающие беседу вопросы учителя:
Вам понравилось стихотворение?
Как поэт называет зиму и весну?
О чем говорится в стихотворении? (В стихотворении говорится о борьбе зимы с весной.)
Какое настроение создает стихотворение?
Чтение труднопроизносимых слов.
СЛАЙД 9
Чтение стихотворения учениками вслух вместе с учителем.
Чтение учениками стихотворения по частям и беседа.
СЛАЙД 10
К строфе 1-й:
Почему зима злится?
I. То, что доказывается
«Мостик»
II. Доказательства
так как потому что
Лексический материал: прошла ее пора: почувствовала приход весны; наступает весна
В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придет? Найдите и прочитайте. (Весна в окно стучится.)
Скажите по-другому: Весна в окно стучится — ... (она очень близка ).
К строфе 2-й:
СЛАЙДЫ 11-13
Как вы понимаете выражение: И все засуетилось.
Учитель показывает на картинке: побежали ручейки, зашелестел ветер и закачал деревья, запели птицы, шумно становится на улицах.
Скажите строчками стихотворения: Все заставляет зиму уйти — ... (все нудит зиму вон).
Прочитайте про жаворонков. Как вы понимаете предложение: И жаворонки в небе уж подняли трезвон?
К строфам 3-й, 4-й, 5-й:
СЛАЙДЫ 14-18
Что пишет поэт о зиме? О весне? Прочитайте. (Зима еще хлопочет — зима не хочет уходить, пытается остаться. Ранней весной погода очень изменчива: после теплого весеннего дня вдруг снова выпадает снег и дует по-зимнему холодный ветер.
Весна хохочет и шумит — бегут ручьи, снег тает, солнце ярко светит и пригревает, прилетают птицы, они строят гнезда и начинают выводить птенцов, громкие голоса людей на улице и т. п.
Пуще лишь шумит — больше, сильнее шумит.
Обобщающая беседа
СЛАЙДЫ 19-22
- На кого похожа зима?
- Почему зима похожа на злую ведьму?
- На кого похожа весна?
- Почему зима похожа на молодую девушку?
Итоговое обсуждение.
Ответы на вопросы, которые учитель задает учащимся на слух (за экраном):
С каким стихотворением вы познакомились?
О чем в нем говорится?
Кто автор этого стихотворения?
Домашнее задание. Выразительно читать стихотворение
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ