Конспект урока чтения и развития речи 7 класс «Максим Горький. Биография»
Государственное специальное (коррекционное) автономное образовательное учреждение Школа-интернат №10
г. Белогорск
Конспект
урока чтения и развития речи
7 класс
Тема: «Максим Горький. Биография».
Материал подготовлен:
Говыжа Екатерина Юрьевна, учитель
Тема: Максим Горький.
Цель: знакомство с биографией и творчеством Максима Горького.
Задачи:
а) Образовательные: сформировать представление о детстве М.Горького и связанных с ним особенностях творчества; познакомить с понятием «псевдоним».
б) Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) путем анализа биографических сведений, рассматривания портрета; развивать связную речь, умение отвечать полным ответом на вопросы учителя.
в) Воспитательные: воспитывать умение сочувствовать, чувство гуманного отношения к людям.
Оборудование: учебник, портрет М.Горького, выставка книг.
План урока
I. Орг.момент (2-3 мин)
II. Артикуляционная гимнастика (1-2 мин)
III. Проверка домашнего задания (3-4 мин)
IV. Подготовка к восприятию текста (10-15 мин)
V. Физкультурная минутка (1-2 мин)
VI. Первичное восприятие и анализ текста (10-12 мин)
VII. Домашнее задание (1-2 мин)
VIII. Итог урока (4 мин)
Ход урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Орг.момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Садитесь.
II. Артикуля-ционная гим-настика
Жу-жу-жу – над цветами я кружу.
Ете-ете-ете – мы летим в ракете.
Ул-ул-ул – ветер с моря дул.
Ицу-ицу-ицу – мы заметили лисицу.
Да-да-да – друг поможет мне всегда.
Шу-шу-шу – сижу тихо, не шуршу.
III. Проверка домашнего задания
- Какое произведение изучали на предыдущих уроках?
- Кто автор?
- О чем писал автор?
(О ком? Где жили дети? Почему они жили в подземелье?)
- Как относится Короленко к таким беспризорным, голодным, нищим детям?
- Нравится Короленко, что дети живут в таких условиях?
- Против чего выступает Короленко в своем произведении?
- Верно. Владимир Галактионович Короленко выступал против бедности, нищеты, голодающих детей, потому что не должно быть такого. Разве могут дети жить в таких тяжелых условиях?
«Дети подземелья».
В.Г. Короленко.
О бедности, нищете.
Жалеет, сочувствует.
Нет.
Против бедности, нищеты.
Нет.
IV. Подготовка к восприятию текста
а) Рассматривание портрета
б) Рассказ учителя
- Эту же тему тяжелого, трудного детства поднимает в своих произведениях замечательный русский писатель Максим Горький.
Запись на доске темы урока и периода жизни.
- Вспомните, что такое портрет?
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть на портрет Максима Горького, который написал художник Исаак Бродский.
- Понравился вам портрет?
- Чем именно понравился?
- Кто изображен на картине И.Бродского?
- Какое лицо?
- Обратите внимание на взгляд. Какой он?
- Что еще в его лице указывает на то, что это серьезный, думающий человек?
- Верно. Рассмотрите, во что одет М.Горький?
- Посмотрите, ворот рубашки расстегнут, вся одежда очень простая. О чем это говорит? Максим Горький – человек дворянской крови или человек из народа?
- А сейчас я расскажу вам об одном мальчике. Хотите?
- Мальчик Алеша Пешков родился в 1868 году в г.Нижнем Новгороде. Его мать – Варвара Васильевна. После смерти своего мужа, это папа Алёши, она возвращается в семью своего отца - красильщика Василия Васильевича Каширина. Красильщик – это профессия. Что делал дед Алёши? (Он был владельцем красильной мастерской. Он и его работники красили кожу в разные цвета, а затем продавали.)
- Дед Алеши в семье самый главный, он – глава семьи. Человек он мрачный, несдержанный, неласковый.
- Вскоре после возвращения к деду, умирает мама Алеши. Он остаётся круглой сиротой. В семье кроме Алеши еще есть дети, его двоюродные братья. Но в доме все равно невесело. Все живущие в доме враждуют друг с другом, часто ссорятся, дерутся, а еще балуются и проказничают, как и вы можете. Поэтому каждую субботу их жестоко наказывают, порют розгами – длинными тонкими мокрыми прутьями. Оттого, что розги были мокрые, порка была еще больнее.
- Единственным светлым человеком во всём его окружении была бабушка Акулина Ивановна, невероятной доброты и теплоты женщина. Умная, терпеливо сносящая издевательства деда Каширина, она была поддержкой для Алеши, она была для него и матерью, и нянькой, и другом. Бабушка рассказывала Алёше интересные сказки, истории.
- В 1879 году, когда Алёше исполняется 11 лет, дед разоряется, поэтому решает, что мальчик может и должен теперь жить самостоятельно и отправляет внука «в люди».
- Что значит «в люди»? т.е. жить и работать на чужих людей.
- Сколько лет было Алеше, когда дед решил отправить его «в люди»? А вам сколько? Представляете как такому маленькому мальчику, еще младше вас, пришлось заботиться о себе самому, работать и жить самостоятельно!
- Мальчик работает на посылках в обувном магазине, грузчиком, моет посуду на пароходе, расписывает иконы.
- Но, несмотря на свою тяжёлую, сложную жизнь, жизнь в бедности, он мечтает об образовании, хочет поступить в университет. Но, не имея ни денег для этого, ни знаний, Алёша занимается самообразованием (сам себя учит, для этого он читает много книг). Позже, когда он станет взрослым, он скажет: «Всем хорошим в себе я обязан книгам».
- Прошло много лет, и Алёша Пешков стал русским писателем Максимом Горьким.
- Странно, да? Как так получилось? Два имени у человека, разве такое бывает?
- Оказывается, если человек хочет, он может взять себе псевдоним.
Чтение слова «псев-до-ним» хором по слогам на доске.
- Что же такое псевдоним? Это новая фамилия, которую выбирает себе писатель или артист. Так и получилось, что Алексей Пешков стал называть себя Максимом Горьким.
- Почему же именно такая фамилия?
О своем горьком детстве, нелегкой судьбе он и рассказал во многих своих произведениях. У нас есть выставка книг, которые он написал. Прочитаем их названия.
- Самой большой его работой стала трилогия – три повести, которые рассказывают обо всей жизни Максима Горького.
- Запишите, названия этих повестей: «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Изображение человека.
Мужчина.
Мужественное, серьезное.
Задумчивый, напряженный.
Морщины на лбу; брови, сведенные на переносице.
Шляпа, плащ, рубашка, галстук.
Максим Горький – человек из народа.
Нет.
Записывают в тетради: «Псевдоним – новая выдуманная фамилия писателя или артиста».
Потому что жизнь его была тяжелой, горькой. Много ему пришлось пережить в своей жизни.
Записывают.
V. Физкультурная минутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Шерстку моет, щечки трет,
Убирает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать.
VI. Первичное восприятие и анализ текста
- Сегодня мы с вами начнем читать повесть «Детство».
Чтение по абзацам с анализом каждого.
VII. Домашнее задание
с. 168-171 прочитать
с. 170, с. 171 ответить на вопросы
VIII. Итог урока
- Кто автор повести, которую мы начали читать?
- Это его настоящее имя?
- Как же настоящее имя Максима Горького?
- Почему именно такой псевдоним выбрал себе Алексей Пешков?
- Какие еще произведения написал Максим Горький?
Выставление оценок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ