Конспект урока для 11 класса «А. Платонов «Котлован». Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести»
Технологическая карта урока
План-конспект урока литературы
Класс 11 «А», МБОУ СОШ №6 п. Чегдомын
Тема: «А. Платонов «Котлован». Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести»
Цели:
Воспитательные: воспитывать культуру восприятия художественного текста, уважение к культурным ценностям своей страны; воспитывать гражданское мировосприятие (через текст – слепок минувшей эпохи, двигавшейся по заданным ориентирам без учета личности человека).
Развивающие: формировать навык чтения «трудного» текста, умение критически осмысливать текст.
Обучающие: видеть авторскую позицию, анализировать художественное произведение (эпизод), объяснять его связь с проблематикой произведения.
Задачи:
Познавательные универсальные умения
Деятельностные универсальные умения
Коммуникативные универсальные умения
Понимать и интерпретировать текст художественного произведения.
Выделять основной смысл текста, соотносить со своим опытом и ценностями, то есть придавать ему свой личностный смысл.
Отбирать из текста в соответствии с поставленными целями или личностными потребностями ту информацию, которую можно и нужно использовать для собственного развития.
Видеть и вычислять основные проблемы, строить предположения об их разрешении.
Уметь формулировать свою точку зрения, свою позицию и выражать чувства, эмоции и представления в художественном тексте.
Уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими или критически относиться к нормам, созданным другими.
Осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей;
Проводить самооценку собственных знаний и умений, продвижений в своём развитии.
Строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог в паре, в группе, взаимодействовать с партнёрами для получения общего результата.
Владеть языком как средством коммуникации.
Занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.
Тип урока: урок-исследование
Технологии: РКМ (развитие критического мышления), включающая диалоговую технологию.
Метод(ы): учебная дискуссия
Формы работы: парная, фронтальная
МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ – 1-й урок в цикле.
Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации учебного материала; раздаточный материал для учащихся (лист отслеживания результатов, рефлексия)
Оформление доски: нет
Продолжительность урока: 30мин
Ход урока:
ПЛАН УРОКА
№ слайда
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предполагаемые ответы учащихся
Формы работы
Этап целеполагания, мотивации, постановки проблемы
1 – тема
2 – справка о писателе
3 – перевод слова котл.
4 – книги П.
5 - проблема
6 задачи урока
7 – семья
8 – труд
9 – смысл жизни, взаимосвязь 7-8-9
Оргмомент. Тема урока.
Слово учителя об авторе повести.
Мотивация.
– Вы уже задавали себе вопрос: зачем я живу?
– Или: вот я окончу школу, поступлю учиться, выучусь. А потом? Выйду замуж, дети – а потом?..
Постановка 1 проблемы.
Может ли жизнь быть бессмысленной?
Почему? Какую жизнь мы называем бессмысленной?
Задачи урока (на слайде 6)
Запись темы урока
Отвечают на вопросы учителя, добавляют информацию о писателе
Отвечают на вопросы учителя
Записывают однословные ответы (словосочетания)
Соглашаются с первого или второго вопроса. Говорят о мучающих раздумьях о смысле жизни.
Безделье, наркотики, нет семьи, нет детей, нет дома; не люблю то, чем занимаюсь; не понимаю, зачем живу; не задумываюсь о своей пользе…
Фронтальная беседа
Выделите 3 пункта в вашем списке как главные.
Выяснение места и причин затруднения
Подсказка: пункты взаимосвязаны очень тесно
Записать на доске: семья + труд + осмысление жизни
Постановка 2 проблемы
Ставит ли А.Платонов вопрос о смысле жизни в повести «Котлован»?
Подтверждает ли повесть взаимосвязь «ключевых» вопросов? Как?
Сравнивают свои предложения, приходят к выводу
Записи в тетрадях
Рассуждают на примере Вощева
Семья – труд – осмысление своей жизни (зачем я живу).
Семья – э т о продолжение рода, твои близкие (ты не одинок), это твой дом. Без труда не прокормишь семью и даже себя. Но если работать, только чтобы прокормиться, то зачем тогда вся жизнь? Чтобы есть?
Герой непрерывно думает. Его уволили за задумчивость «среди производства»
Работа в парах или индивидуально
Фронтальная беседа
Этап решения проблемы
6 – задачи урока
Слово учителя
Первые же строки повести очень необычного писателя А.Платонова озадачивают читателя: странный язык, странные герои (герои?). И, не дав читателю опомниться, автор обрушивает на него все проблемы сразу.
Задание первое.
Выявить и определить ключевые понятия авторской позиции: семья – труд – смысл жизни
Сделайте промежуточный вывод: насколько взаимосвязаны важнейшие вопросы бытия в жизни героев?
Задание второе.
Отметьте, как часто герой (кто?) произносит вслух или мысленно слова о смысле жизни. Какой вывод напрашивается?
Выделить в тексте (цветом), как подняты темы труда, семьи смысла жизни для героев:
1пара учащихся: Вощев
2 пара: шоссейный надзиратель
3 пара: девочки-пионеры
4 пара: Жачев
Ответы от пар
Отметить по ходу наблюдения за текстом (работая над заданием первым)
Вощев: одинок, уволен; не может трудиться, не понимая смысла, думал «среди производства… о плане общей жизни». Парадокс: не может не думать – не нужен на производстве
Шоссейный надзиратель: жена и сын; громкая ссора; «мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье».
Девочки-пионеры: родились в голодное время, «их матери питались лишь запасами собственного тела». Не осознают смысла жизни, но чувствуют «счастье детской дружбы», в них – «сознание серьезности жизни, необходимой для непрерывности строя и силы похода», они «ступали с сознанием важности своего будущего»
Парная работа
Слайд 10
Учитель помогает группам по мере необходимости, следит за временем
Какие еще наблюдения позволил сделать текст?
Громко ли говорят герои? Кто? Почему?
Кто и что выглядит одушевленнее людей?
Какой вывод можно сделать из сегодняшних наблюдений за героями?
Есть ли среди них счастливые люди?
Почему?
Ответы от пар, индивидуально, запись в карту урока
Подводят итого наблюдениям
Жачев: одинок, инвалид – не работает, пропитание добывает, выбивая еду и деньги из трудящихся и «дармоедов». О смысле жизни здесь не говорит, но испытывает «привычное мучение»; «я гляжу на детей для памяти, потому что помру скоро».
Кричат и раздражаются те, кто меньше размышляет. Они не терзаются вопросами смысла бытия, но собственное бездушное и бездумное существование их подспудно гнетет, вырываясь в крике.
Собака «слабым голосом сомнения дала знать о своей службе».
«Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд»
«Томился духовой оркестр»
Нет ни одного счастливого среди рассмотренных. Разрыв между важнейшими понятиями (семья – труд – смысл жизни) обрекает их на жалкое существование. Задумывается о смысле жизни самый слабый среди них физически – Вощев, для которого очень важно «что-нибудь вроде всеобщего счастья». Ему очень трудно жить, не принося пользы, не понимая смысла жизни – не столько для себя, а для всех. Вощева трудно назвать мечтателем в привычном понимании слова. Скорее он таков для окружающих, жизнь которых не дает людям глядеть вверх, слышать музыку и любить детей и себя.
Этап рефлексии
11 – рефлексия
Все ли задачи урока решены?
Выявлено главное противоречие в образе героя Вощева: он не может жить, трудиться, не понимая всеобщего смысла жизни.
Определены ключевые понятия авторской позиции: семья, труд, поиск смысла жизни.
Ключевые понятия рассмотрены в образах героев 1-й главы повести.
Как можно соотнести эти ключевые понятия с сегодняшним днем? Остались они важными?
С какими вопросами вы уходите сегодня с урока? Сформулируйте
Запись в листах контроля и в тетрадях (самопроверка)
Да
Да
Да
?
?
Домашнее задание, итог урока
12 – д/з
13 - итог
Продолжите рассмотрение повести.
Заполните таблицу «Язык писателя» примерами из повести «Котлован»
Докажите принадлежность А.Платонову отрывков из произведений, опираясь на языковые особенности (материалы выданы на листах)
Запись в тетрадях
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ