Конспект урока для 5 класса «Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Подкорытова Наталья Владимировна
Место работы
МОУ «СОШ № 12»
Должность
Учитель русского языка и литературы
Предмет
Литература
Класс
5 класс
Тема и номер урока в теме
«Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»
Базовый учебник
Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010.
8. Цель урока: Привитие навыков выразительного чтения, моральных принципов поведения. Развитие представлений об особенностях жанра басни, интереса к творчеству баснописца.
9. Задачи:
- обучающие: обобщить и систематизировать знания о баснях И.А.Крылова.
-развивающие: развить познавательную активность детей, развить коммуникативные навыки, развить речь учащихся, расширить словарный запас.
-воспитательные: воспитать бережное и внимательное отношение к слову.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Формы работы учащихся: беседа, лекция, демонстрация видео и аудио пособий, аналитическое чтение басен.
Необходимое техническое оборудование: экран, компьютер, мультимедиа проектор
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный момент
Организую внимание учащихся. Отмечаю отсутствующих.
Готовятся к работе. Настраиваются на рефлексию.
1 мин
Работа с эпиграфом: Читаю эпиграф (Слова Н.В.Гоголя).
Задаю вопросы учащимся: Согласны ли вы со словами Н.В.Гоголя? В чем, по-вашему, заключается мудрость творчества И.А.Крылова?
Читают эпиграф. Отвечают на вопросы
2 мин
Объявляю тему, предлагаю определить цель урока, исходя из прочитанного эпиграфа: Развитие представлений об особенностях жанра басни. Развитие интереса к творчеству баснописца.
Задаю вопросы учащимся на понимание цели: В чем особенность басен? Чему учит И.А.Крылов?
Слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения.
2 мин
2
Повторение изученного в начальной школе. Проверка домашнего задания (познакомиться с текстами басен И.А.Крылова в учебнике)
Задание: соотнесите названия басен и персонажей (ЭОР № 1)
Демонстрирую интерактивное задание: (игра-разминка). Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы
Соотносят названия басен и персонажей, проверяют верность ответов.
2 мин
Портрет И. А. Крылова с оригинала О. А. Кипренского
(ЭОР № 2)
Портрет И.А.Крылова К.Брюллов 1839 г (ЭОР № 3)
Демонстрирую портрет писателя.
Включаю видеофрагмент. Задание: посмотрите на портрет И. А. Крылова. Каким он вам представляется по характеру?
Знакомятся с иллюстрацией, вспоминают внешний облик баснописца. Слушают, записывают тему в тетрадь.
1 мин
Басня в творчестве Крылова (ЭОР № 4)
Рассказываю учащимся о И.А.Крылове, предлагаю прочитать текст о морализаторской роли басен И.А.Крылова. Предлагаю сделать вывод по тексту: какова роль творчества баснописца в жизни общества?
Знакомятся с текстом, определяют роль творчества баснописца в жизни общества, делают соответствующие записи в тетради.
2 мин
3
Изучение нового материала
ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества И.А. Крылова»
(ЭОР № 5)
Предлагаю прослушать
аудиотекст (1-2 часть, 8 часть). Знакомлю с жанром басни. Знакомлю с композицией басни. Задаю вопросы для усвоения материала:
-Что такое басня, аллегория, олицетворение, мораль?
Слушают текст, записывают в тетрадь определение басни, аллегории, определяют роль творчества баснописца в жизни общества.
5 мин
Мультфильм по басне Крылова "Ворона и Лисица" (ЭОР № 6)
Задание: прослушать текст, выписать в тетрадь определение басни, аллегории
Демонстрирую видеофрагмент.
Организую внимание учащихся с помощью
опережающего задания:
ответить на вопросы по тексту:
- кто главные герои басни?
- в каких строчках заключена мораль басни?
– в чем смысл морали?
– какая ситуация подтверждает эту мораль?
– как относится автор к вороне и лисице?
– какие хитрости пускает в ход лисица, чтобы отобрать у вороны сыр?
– как определяет баснописец состояние вороны, услышавшей слова лести?
– кого осуждает Крылов? – могло ли что-то подобное произойти с людьми? – были ли у вас похожие ситуации?
Задание: характеризовать героев басни по плану (черты характера, скрываемый порок)
Смотрят мультфильм, определяют мораль басни, (выписывают в тетрадь строки, содержащие мораль басни.)
Определяют, какие пороки осмеивает баснописец (записывают в тетрадь), отвечают на вопросы.
15 мин
4
Закрепление
(ЭОР № 7)
Контролирую знания текстов басен, знания по теме. Предлагаю выполнить тестовые задания, контролирую прохождения всех этапов тестирования (возможна индивидуальная работа)
Задание: ответить на вопросы теста и проверить знания о басни как нравоучительном жанре и творчестве И.А. Крылова.
Отвечают на вопросы теста и проверяют знания о басне как нравоучительном жанре и творчестве И.А. Крылова.
10 мин
Провожу блиц – опрос.
Подведение итогов урока. Задаю вопросы:
Что нового узнали на уроке?
Какими средствами указывается на недостатки людей в басне?
Каковы цели басни?
Можно ли сказать, что басни И.А.Крылова устарели?
Отвечают на вопросы, записывают цели басенного творчества в тетрадь.
3 мин
5
Домашнее задание
Статья "О баснях И. А. Крылова"
(ЭОР № 8)
Предлагаю интерактивное задание: определить проблематику басен И.А.Крылова, дать толкование понятию «крылатые выражения»
(можно использовать ЭОР и литературу)
Задание: составить басню на современный сюжет.
Записывают домашнее задание.
2 мин
Приложение к плану-конспекту урока
«Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Задание: соотнесите названия басен и персонажей
Интерактивное задание
Интерактивное задание
2
Портрет И. А. Крылова с оригинала О. А. Кипренского
Портрет
Портрет
3
Портрет И.А.Крылова К.Брюллов 1839 г
Портрет
Портрет
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000a9-1000-4ddd-1855-1500469732ad/i04_13_14_05.swf
4
Текст
Текст
5
ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества И.А. Крылова»
Аудиотекст
Аудиотекст
http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.html
6
Мультфильм по басне Крылова "Ворона и Лисица"
Видео
Видео
7
ЭУМ K-типа «Истоки басенного жанра. И.А. Крылов — баснописец. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали»
Тест
Тест
8
Статья "О баснях И. А. Крылова"
Текст
Текст
Структура и ход работы
Организационный момент
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организую внимание учащихся. Отмечаю отсутствующих.
Готовятся к работе. Настраиваются на рефлексию.
Работа с эпиграфом: Читаю эпиграф (Слова Н.В.Гоголя).
Задаю вопросы учащимся: Согласны ли вы со словами Н.В.Гоголя? В чем, по-вашему, заключается мудрость творчества И.А.Крылова?
Читают эпиграф. Отвечают на вопросы
Объявляю тему, предлагаю определить цель урока, исходя из прочитанного эпиграфа: Развитие представлений об особенностях жанра басни. Развитие интереса к творчеству баснописца.
Задаю вопросы учащимся на понимание цели: В чем особенность басен? Чему учит И.А.Крылов?
Слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения.
2. Повторение изученного в начальной школе. Проверка домашнего задания (познакомиться с текстами басен И.А.Крылова в учебнике)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Демонстрирую интерактивное задание: (игра-разминка). Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы
Соотносят названия басен и персонажей, проверяют верность ответов.
Демонстрирую портрет писателя.
Включаю видеофрагмент. Задание: посмотрите на портрет И. А. Крылова. Каким он вам представляется по характеру?
Портрет И. А. Крылова с оригинала О. А. Кипренского
Портрет И.А.Крылова К.Брюллов 1839 г http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000a9-1000-4ddd-1855-1500469732ad/i04_13_14_05.swf
Знакомятся с иллюстрацией, вспоминают внешний облик баснописца. Слушают, записывают тему в тетрадь.
Рассказываю учащимся о И.А.Крылове, предлагаю к анализу текст о морализаторской роли басен И.А.Крылова. Предлагаю сделать вывод по тексту: какова роль творчества баснописца в жизни общества?
Басня в творчестве Крылова http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9569496b-59a2-42a7-878c-1cfdf5dae1a5/%5BLI5RK_15-01%5D_%5BIL_05%5D.htm
Знакомятся с текстом, определяют роль творчества баснописца в жизни общества, делают соответствующие записи в тетради.
Изучение нового материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предлагаю к анализу
аудиотекст (1-2 часть, 8 часть). Знакомлю с жанром басни. Знакомлю с композицией басни. Задаю вопросы для усвоения материала:
-Что такое басня, аллегория, олицетворение, мораль?
ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества И.А. Крылова»
http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.html
Слушают текст, записывают в тетрадь определение басни, аллегории, определяют роль творчества баснописца в жизни общества.
Задание: прослушать текст, выписать в тетрадь определение басни, аллегории
Демонстрирую видеофрагмент.
Организую внимание учащихся с помощью
опережающего задания:
Ответить на вопросы по тексту:
- КТО ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ БАСНИ?
- В КАКИХ СТРОЧКАХ ЗАКЛЮЧЕНА МОРАЛЬ БАСНИ?
- В ЧЕМ СМЫСЛ МОРАЛИ?
- КАКАЯ СИТУАЦИЯ ПОДТВЕРЖДАЕТ ЭТУ МОРАЛЬ?
- КАК ОТНОСИТСЯ АВТОР К ВОРОНЕ И ЛИСИЦЕ?
- КАКИЕ ХИТРОСТИ ПУСКАЕТ В ХОД ЛИСИЦА, ЧТОБЫ ОТОБРАТЬ У ВОРОНЫ СЫР?
- КАК ПЕРЕДАЕТ БАСНОПИСЕЦ СОСТОЯНИЕ ВОРОНЫ, УСЛЫШАВШЕЙ СЛОВА ЛЕСТИ?
- КОГО ОСУЖДАЕТ КРЫЛОВ?
- МОГЛО ЛИ ЧТО-ТО ПОДОБНОЕ ПРОИЗОЙТИ С ЛЮДЬМИ?
- БЫЛИ ЛИ У ВАС ПОХОЖИЕ СИТУАЦИИ?
(вопросы записываю на доске)
Задание: характеризовать героев басни по плану (черты характера, скрываемый порок)
Мультфильм по басне Крылова "Ворона и Лисица"http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cd2d25b-5af6-4b83-8f30-1b7e97bc765e/%5BLI5RK_15-01%5D_%5BVI_09%5D.htm
Смотрят мультфильм, определяют мораль басни, (выписывают в тетрадь строки, содержащие мораль басни.)
Определяют, какие пороки осмеивает баснописец (записывают в тетрадь), отвечают на вопросы.
Закрепление
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Контролирую знания текстов басен, знания по теме. Предлагаю выполнить тестовые задания, контролирую прохождения всех этапов тестирования (возможна индивидуальная работа)
Задание: ответить на вопросы теста и проверить знания о басни как нравоучительном жанре и творчестве И.А. Крылова.
Отвечают на вопросы теста, ведут обсуждение и проверяют знания о басне как нравоучительном жанре и творчестве И.А. Крылова.
Провожу блиц – опрос.
Подведение итогов урока. Задаю вопросы:
Что нового узнали на уроке?
Какими средствами указывается на недостатки людей в басне?
Каковы цели басни?
Можно ли сказать, что басни И.А.Крылова устарели?
Отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения, записывают цели басенного творчества в тетрадь. Оценивают свою деятельность.
Домашнее задание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предлагаю интерактивное задание: определить проблематику басен И.А.Крылова, дать толкование понятию «крылатые выражения»
(можно использовать ЭОР и литературу).
Комментирую домашнее задание.
Задание: составить басню на современный сюжет.
Записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ