Конспект урока для 11 класса по теме "Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - откровение И.А.Бунина"

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Класс 11

Литературная тема Творчество И.А.Бунина

Тема урока Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - откровение И.А.Бунина












Автор разработки Величко Ирина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 им.М.Ю.Лермонтова г.Пятигорска






Тип урока урок комплексного применения знаний (при анализе нового произведения)

Образовательные задачи : формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации

Воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма; пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия; способствовать воспитанию духовности

Развивающие задачи: развивать ассоциативное мышление; активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе; способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения

Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, т.к. осуществляется проектирование вопросов на доску

Аспекты учебной деятельности

Уровень литературного развития учащихся

Аргументация целесообразности учебной деятельности

Низкий

Средний

Высокий

1

Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковой

Частично-поисковой с обобщением; метод сопоставления разных видов искусства

Исследовательский; метод аналогии, ассоциации; метод сопоставления произведений по тематике, проблематике и т.п.

Выбор обозначенных методов, соответствующих разным уровням литературного развития учеников, позволит правильно сформировать систему умений, связанных с анализом и интерпретацией текста, и необходимые для послешкольного литературного образования и самообразования

2

Вопросы

Рассказать об истории создания рассказа .Чем ознаменован 1915 год в жизни И.А.Бунина?



Совершенствование умения работать со справочной литературой; систематизировать биографические сведения



Найдите в толковом словаре значение слова «господин». Что о своём герое заявляет автор уже в заглавии текста?



Совершенствование умения работать со справочной литературой; развитие умения обобщать ранее изученный материал


Расскажите о жизни главного героя до путешествия.



Развитие умения пересказывать, цитировать


Каковы планы господина? Выскажите своё мнение о них.



Развитие умения пересказывать, обобщать ранее изученный материал.


Выразительное чтение отрывка «Портрет героя»



Развитие умения выразительно читать; выбирать ключевые фразы


Расскажите о конструкции корабля. Как живётся тем, кто занимает нижний этаж судна?



Развивать умение выбирать ключевые фразы, обобщать ранее изученное.


Что значит наслаждаться жизнью, по мнению господина?



Развивать умение выбирать ключевые фразы


Объясните выбор писателем названия для корабля. На чём основывались философские размышления Бунина?



Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.




Давайте обратимся к пассажирам «Атлантиды». Почему тех, кто считает себя властителями мира, писатель называет «блестящей толпой»?


Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. Развитие творческого воображения.



Представьте, что человек, не читавший рассказа, попросил бы вас изложить основную мысль этого произведения. Как вы её определите?


Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.



Обратите внимание на второстепенных персонажей: абруццских волынщиков и Лоренцо. Как изображает их автор? В чём их отличие от господина? На самом ли деле они второстепенны?


Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.





Почему корабль противопоставлен океану? Какая философская идея стоит за этим противопоставлением?

Совершенствование умений самостоятельно осмыслять полученную информацию. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать





В тексте настойчиво повторяется выражение «наслаждаться жизнью», и с этой мысли начинается повествование. Что значит наслаждаться жизнью , по мнению Бунина?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать





В чём, по –вашему, особенность портрета героя?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать





После выхода в свет рассказа «Господин из Сан-Франциско» М.Горький сказал: «И.А.Бунин заставил …разбитое расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом: быть или не быть России…» Как вы понимаете данные слова Горького? Можете ли согласиться с ними? Почему?

Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации .

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать

3

Повторяемый материал

Что в литературоведении называется портретом? Определите роль этого элемента композиции в рассказе Бунина.

Какую роль в произведении играет его композиция? Определите композиционные части произведения И.А.Бунина. Есть ли особенность(-и) в построении рассказа?

Что составляет основу антитезы? Докажите, что этот стилистический приём лежит в основе сюжета рассказа. В каких прочитанных вами произведениях ощутима роль антитезы? Чего добиваются авторы её использованием?

Н: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал


С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками


В: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений

Что такое сюжет произведения? Каков сюжет «Господина из Сан-Франциско»?

4

Внутрипредметные связи

В каких произведениях, написанных ранее, у героев не было имени? Объясните такой художественный приём авторов.

Объясните, как вы понимаете – социально-философская направленность произведения? В каких ранее прочитанных произведениях была подобная направленность?

Русские писатели не раз обращались к теме смерти. Вспомните, в каких произведениях мы встречались с этой темой? В чём отличие смерти героев Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, И.А.Бунина?

Н: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал


С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками


В: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений

5

Межпредметные связи

Подготовьте небольшое сообщение о Сан-Франциско, покажите его на карте мира. Что заставило Бунина «поселить» своего героя именно в этом мегаполисе?

Рассмотрите репродукции К.Брюллова «Итальянский полдень», Ф.Матвеева «Вид Тиволи близ Рима» Найдите в рассказе детали, созвучные этим картинам.

Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Господина из Сан-Франциско». Прокомментируйте свой выбор

Н: развитие умений работать со справочной литературой; развитие умения пересказывать


С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации


В: развитие умений сопоставлять произведения разных искусств; формирование умений видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства

6

Самостоятельная работа

Подготовьте рассказ о режиме жизни на корабле «Атлантида» от лица капитана

Почему Бунин отказался от эпиграфа «Горе тебе, Вавилон, город крепкий»?

Что заставило Бунина отказаться от первоначального названия «Смерть на Капри»?

Н: развитие умения пересказывать


С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками


В: совершенствование умения самостоятельно искать, осмыслять и систематизировать информацию

7

Контроль и обратная связь

Продолжите письменно фразу: «Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» - это произведение о ..»

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Символы в рассказе Бунина»

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Господин из Сан-Франциско» - это откровение Бунина

Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия


С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи


В : задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст

8

Планируемые результаты

  • Развитие умений выразительно читать, пересказывать, цитировать

  • Развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал, систематизировать биографические сведения

  • Совершенствовать умения работать со справочной литературой


  • Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками

  • Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации

  • Развитие монологической речи и творческого воображения

  • Формирование у школьников способности к самостоятельной и глубокой оценке произведения

  • Умение установить внутренние связи структурных элементов произведения с биографией и творчеством писателя, мировым историко-литературным и культурным процессом

  • Выяснение связей литературы с другими видами искусства

  • Актуализация как можно большего количества смыслов текста

Возможность достижения намеченных учителем результатов для каждой ГУ зависит от заранее продуманной системы вопросов, сочетания самостоятельной, индивидуальной и групповой работы на уроке; возможности учеников групп С и В принимать участие во фронтальной работе

9

Формы организации учебной деятельности

Выразительное чтение , рассказ о жизни писателя, внимание к деталям, пересказ(подробный, сжатый ,творческий), комментированное чтение, работа с текстом рассказа, подготовка по готовым материалам

Создание собственных интерпретаций, выявление авторской позиции, подбор цитат о рассказе

Отчёты о выполнении самостоятельных исследований, анализ текста; сопоставительный анализ , выявление сложных особенностей текста; интерпретация самостоятельно прочитанного произведения

Выбор обозначенных форм организации учебной деятельности , соответствующих разным уровням литературного развития учеников, позволит правильно сформировать систему умений, связанных с анализом и интерпретацией текста, и необходимые для послешкольного литературного образования и самообразования

10

Домашнее задание

Напишите отзыв на рассказ «Господин из Сан-Франциско»

Объясните, как вы понимаете слова святителя Иоанна Златоуста, как они помогают понять смысл бунинского рассказа: «Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осёл; когда ты покорен и бесчувственен, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию»

Сравните рассказ Бунина с новеллой Т.Манна «Смерть в Венеции». Что объединяет эти произведения? В чём новаторство И.А.Бунина?

Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия


С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи


В :задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ