Конспект урока для 2 класса «С.А. Есенин. «Поет зима - аукает», «Береза»

Литературное чтение 2 класс

С.А. Есенин. «Поет зима - аукает...», «Береза»

Цели урока: ознакомить детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина; дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.И. Чайковский «Февраль» из цикла «Времена года».






http://i.allday.ru/uploads/posts/2008-11/1226342210_rrjorr.-1904.jpg


Ход урока


I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

III. Постановка цели урока

- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского
поэта. Описать отношение к картинам зимы.

(Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.)

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты...

- Услышали ли вы эту фамилию?


Только скажут -«Сергей Есенин», всей России встают черты... (H. Браун)

  • Какой прием использовал Николай Браун в своем стихотворении? (Звукопись.)

  • Сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.

IV. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки.





Всероссийская Есенинская премия - Татьяна Смертина, рассказ

Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.

2. Первичное чтение учителем стихотворения «Поет зима -
аукает...»

  • Понравилось ли вам стихотворение?

  • Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробышки жмутся к окну, замерзли.)

  • Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

  • Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору, придуманное слово - стозвон: звон 100 сосен.)

  • Прочитайте следующие три строчки. А какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение и тоже есть метафора - седые, с тоской глубокою.)

  • Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте словами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.

  • Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы - написать о метели, холодной вьюге, или написать о воробышках? (И то, и другое, без воробышков.мы не поймем, насколько холодно.)

3. Выразительное повторное чтение детьми.

- Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать свое

V. Физкультминутка

VI. Работа над стихотворением «Береза»

1. Первичное чтение.

- Прочитайте стихотворение «Береза» тихо, «жужжащим»
чтением.

2. Беседа после чтения.

  • Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем их употребляет поэт? (Три строки из второго четверостишия, две последние строки из третьего, последняя строка четвертого. Для создания образа.)

  • Есть ли здесь другие выразительные средства языка - сравнения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обходя, обсыпает - олицетворения.)

  • Какие слова показались вам непонятными?

  • Почему поэт сказал «принакрылась»? (Имеется в виду не закрылась совсем, только чуть- чуть.)

3. Работа по вопросам учебника на с. 197.

(Дети читают вслух по одному вопросу и отвечают на него).

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все уви
дели нарядную, тихую сияющую березу.

VII. Закрепление нового материала

  • Сегодня вы научились замечать метафоры в стихотворениях.

  • Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Вспоминая о времени написания картины, художник писал: «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».

  • Что значит лазурь? (Это цвет: светло-синий.)

  • Что напоминает вам узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Кружево.)

  • Послушайте, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

- Какие образные выражения запомнили? Как называется
этот прием? (Метафора).

VIII. Итог урока :

  • Со стихотворениями какого поэта мы сегодня познакомились?

  • Какие стихотворения прочитали?

  • Знаете ли вы, что стихотворение «Береза» - это первое опубликованное стихотворение С. Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту было тогда 19 лет.

  • Что такое метафора?

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Береза».


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ