Конспект урока для 1 класса "Устное народное творчество"
Технологическая карта урока
Учитель Рожкова Ирина Генадиевна
Класс: 1
Предмет: литературное чтение
Тема: Устное народное творчество.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с особенностями произведений устного народного творчества
Задачи:
Образовательные: упражняться в звуко – буквенном анализе, чтении слов с йотированными гласными.
Развивающие: развивать речь, логическое мышление и внимание.
Воспитывающие: воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Дидактические средства:
для учителя: средства ИКТ (презентация), интерактивная доска.
для обучающихся: учебники, звуковые схемы, цветовые веера.
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Оргмомент
С добрым утром!
Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А активно отвечать!
2
Введение в тему.
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Какое дерево считается символом России?
Слайд №1
Слайд №2
Прослушивание и исполнение песни «Во поле берёза стояла»
- Кому известна эта песня?
- Что вам известно об авторе этой песни?
- Многие поколения считают эту песню русской народной. Однако, её автор известен: студент Казанского университета Ибрагимов.
- Какая эта песня по характеру?
- Под такие песни на Руси водили хороводы.
- Вслушайтесь ещё раз в слова, звуки песни. Что делает стихи песни нежными, ласковыми?
берёза
Плавная, задушевная
Мягкие согласные звуки, особенно (ль)
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные:
выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
3
Формирование новых знаний.
1. Упражнение в чтении и слушании звуков
1. Слайд №3
Букварь с. 84
- Прочитать слоги, в которых есть мягкий согласный звук.
- Что указывает на мягкость согласного звука в слогах?
2. Слайд №4
- Укажите место этих букв в алфавите.
- Почему эти буквы считают особенными?
3. Знакомство с жанром колыбельной песни.
а) - Почему такие песни называют колыбельными?
- Что такое колыбель?
Слайд №5
- Для чего поют колыбельные песни?
- Как они поются?
б) Звуковой анализ.
- Найти и прочитать слова, в которых есть буква ю или я.
- Понаблюдаем за «работой» этих букв.
Интерактивная доска – для 2-х учащихся, остальные работают с цветными веерами.
Формулировка вывода о роли букв ю, я.
- В каком из этих слов звуков больше, чем букв? Почему?
- Что интересного можно сказать про букву ю?
Самостоятельно читают слоги
Гласные буквы я, ю.
Могут обозначать один или два звука.
Самостоятельное чтение колыбельной в учебнике.
Детская качающаяся кроватка, люлька.
Тихо, медленно, ласково, нежно, спокойно
Прослушивание колыбельной
Чтение отрывка из колыбельной вслух.
Звуко – буквенный анализ слов баю, Ванюша.
Познавательные: выявлять в текстах песен и сказок звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости.
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4
Первичное закрепление
1. Углубление знания детей о русских народных песнях и сказках.
Знакомство с текстом песни о Бурёнке.
Слайд №6
- Раньше на Руси многие коровы имели рыжевато – коричневый (бурый) окрас. Поэтому очень часто коров называли Бурёнушками.
- Сравните слова Бурёнка и Бурёнушка.
(по слайду)
- Какое из них звучит более ласково?
- Найдите в тексте другие ласковые слова.
- Докажите, что человек, поющий эту песню, любит свою Бурёнку.
2. Знакомство с другими жанрами устного народного творчества.
Слайд №7
- Русский народ сочинял не только песни, но и сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Всё это мы называем устным народным творчеством (фольклором).
- Объясните, что значит, устное?
- Вспомните русские народные сказки. Как звучат в них имена героев?
- животных тоже старались называть ласково (медведюшка – батюшка
лисонька – лиса
заинька, зайчик, зайчишка, трусишка
мышка - норушка )
3. Чтение отрывка в учебнике.
- Из какой сказки отрывок?
Слайд №8
- Продолжить слова этой песни.
- Назовите ласковые слова.
- Попробуйте прочитать эти слова иначе (не ласково)
- Почему Лиса поёт не эти слова, а ласковые? Может быть, она очень любит Петушка и хочет его угостить?
Вывод: Не всегда можно доверять ласковым речам.
Беседа по охране здоровья.
4. Слайд №9
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
- Из каких сказок иллюстрации?
Попробуйте их назвать, не используя ласковые слова.
- Какие слова вам нравятся больше?
- А вы сами часто используете ласковые слова? Какие? К кому они обращены?
- А как вы называете своих родителей? Друзей? Близких?
- А как бы вам хотелось, чтобы вас называли?
- Как в старину называли отца и мать?
5. Работа в ТПО, с. 39.
1. Индивидуальная работа.
2. Групповая работа.
Самостоятельное чтение отрывка.
Ответы детей
Алёнушка, Иванушка, Настенька, Машенька.
Петушок – золотой гребешок
Ответы детей
Репа, Сестра Алёна и брат Иван, курица Ряба.
1. Определение количества звуков и букв в словах.
2. Игра «Набери 10 очков» по вариантам
(1в., №2: лес, лён, лёд)
(2в., №3: особо отметитьимена с двумя буквами – Люся, Юля, Юлия)
Личностные: рассказывать о своём восприятии и своём отношении к народным песням и сказкам.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция.
Познавательные: познакомиться с новым понятием.
Коммуникативные:
осторожность при общении с незнакомыми людьми, взаимоотношения с близкими, родными и друзьями
5
Итог
Что нового вы узнали на уроке?
Что вас заинтересовало на нашем уроке?
Что понравилось больше всего?
Чтобы вы хотели ещё узнать по теме нашего урока?
Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ