Конспект урока для 3 класса «В. И. Белов «Малька провинилась»
Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась»
Тип урока: изучение новых знаний.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».
Развивающие:
развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;
развивать познавательные интересы.
Воспитательные:
воспитывать доброе, уважительное и дружеское отношение к близким людям, животным и ко всему окружающему, любознательность.
УУД:
Личностные:
умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
развитие готовности к сотрудничеству;
интерес к общему делу;
самоконтроль, самооценка.
Регулятивные:
определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
умение прогнозировать текст;
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
слушание и понимание речи других;
умение работать в паре, умение договориться;
Познавательные:
ориентирование в учебнике;
анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
определение основной и второстепенной информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
установление причинно-следственных связей;
постановка и решение проблемы.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса (2012 г.), компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка.
Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Ход урока:
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0,5 мин) (Слайд 2)
0,5 мин
- Встаньте красиво. Садитесь.
Проверим готовность к уроку.
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спинка? – Прямая!
Проверяют готовность к уроку
II РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ (10,5 мин)
1 мин
1) Речевая разминка (Слайд 3)
-Прочитайте «про себя» то, что видите на экране и определите жанр устного народного творчества.
ВСЯКОЙ МАТЕРИ СВОЕ ДИТЯ МИЛО.
Поговорка
- Как вы понимаете эту поговорку.
Каждая мать любит своего ребенка.
- А вы любите своих мам? А за что?
Отвечают.
- Прочитайте по слогам хором, затем по одному.
Читают хором с учителем по слогам, затем по одному.
1 мин
2) Самоопределение к деятельности (Слайд 4)
МпроАвиЛниЬлаКсьА
- Посмотрите на экран. Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слово?
- Прочитать сначала то, что напечатано заглавными буквами, затем—маленькими.
- Расшифруйте фразу, и мы узнаем название произведения, с которым познакомимся на уроке.
«Малька провинилась».
- Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься?
- Познакомимся с новым произведением, узнаем его жанр, его героев, их поступки.
1,5 мин
3) Работа над новым материалом (Слайд 5)
а) Работа над текстом до чтения
1) Знакомство с писателем
Просит открыть учебник на стр. 68, прочитать заголовок текста и фамилию автора.
–Прочтите название произведения и его автора.
Читают заголовок и автора.
- «Малька провинилась». В. И. Белов.
-Читали ли мы раньше произведения этого автора?
Нет.
С произведением В. И. Белова мы встречаемся впервые.
Показывает портрет В. И Белова и рассказывает о его творчестве.
В. И. Белов родился в 1932 году в Вологодской области в семье крестьянина, погибшего на войне. Еще мальчишкой стал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей.
После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста.
Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.
Несколько его книг вы видите на экране. (Слайд 6)
Рассматривают портрет писателя, его книги, слушают биографию.
2 мин
2) Антиципация
- Как вы думаете, о чем будет произведение, с которым мы познакомимся сегодня?
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
По заголовку и фамилии автора попробуйте определить, о чем или о ком пойдет речь?
Предугадывают предстоящий текст.
- Даю подсказку. Прочитайте слово. Что значит «кутенок»? Кто это? (Слайд 7)
Щенок собаки.
Объясните название рассказа «Малька провинилась». Кто такая Малька? В чем она могла провиниться?
- Прочитав этот текст, мы проверим свои предположения.
Ставится задача: прочитать текст и
проверить свои предположения.
3 мин
б) Работа над текстом во время чтения
1) Первичное чтение текста (учителем). Читает текст.
Слушают текст.
2 мин
2) Проверка первичного восприятия текста.
- Понравилось ли вам произведение?
- Определите его жанр.
- Это рассказ.
- Назовите признаки рассказа.
- Повествование о реальных событиях, небольшой объем произведения, немного действующих лиц, описание одного эпизода.
-Выразите одним словом ваше мнение о рассказе.
Интересный, хороший.
- Определите тему рассказа.
О животных.
- Подтвердились ли ваши предположения?
III САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (10 мин)
10 мин
3) Вторичное чтение текста (детьми) (Слайд 8)
Ставит проблему
- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом непонятные вам слова, запишите их себе в тетрадь.
Читают текст в режиме «жужжащего» чтения, подчеркивают нужное, записывают в тетрадь.
IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин) (Слайд 9)
1 мин
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть — на место сесть опять.
(Потянулись.)
(Прогнули спинки, руки на поясе.)
(Хлопки в ладоши.)
(Движения головой.)
(Руки в стороны.)
(Махи руками.)
(Сели.)
V РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ (10 мин)
2 мин
в) Работа над текстом после чтения
1) Словарная работа (Слайд 10)
ЗАРЕЧНАЯ ДЕРЕВНЯ — деревня, находящаяся за рекой.
ДЕЛОВИТО — толково, серьезно, озабоченно.
ВСЕ ВПУСТУЮ — напрасно, зря.
БЛУДНЯ — человек, ушедший из родного дома, а потом вернувшийся после долгих скитаний.
НЕДОУМЕНИЕ — невозможность понять, в чем дело.
ШАРОМЫЖНИК — это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.
- Толковый словарь
Выясняют значение слов.
8 мин
2) Анализ произведения. Выборочное чтение (Слайд 11)
-Назовите главных действующих лиц рассказа.
Отвечают на вопросы, доказывают словами из текста, обосновывают свои ответы,
Малька, Лидия, рассказчик
- Где происходили события, описанные в рассказе?
В деревне.
- Почему вы так решили?
Рассказчик пришел за молоком, дом был деревенский.
- Кто такая Малька?
Собака.
- За что ее ругала Лидия?
Принесла двух щенков, которые хозяйке были не нужны.
- Прочитайте, как ругала ее Лидия?
Зачитывают.
- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.
Зачитывают.
- Как хозяйка поступила со щенками?
Одного отдала трактористу, другого отнесла в соседнюю деревню.
- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?
Ей стало плохо без них, тоскливо.
- Что однажды увидел автор? Чему он удивился?
Найдите и прочитайте, как это было.
Зачитывают.
- Куда и зачем каждый день бегала Малька?
В соседнюю деревню кормить своего сынка.
- Как поступала с ней хозяйка?
Она запирала ее в доме, не пускала к щенку, ругала ее.
-Какой путь приходилось ей преодолевать каждый день?
2 км
- Какой вывод рассказчик сделал для себя?
Малька — верная, преданная, любящая мать.
- В чем заключается основная мысль рассказа?
Каждая мать любит своего ребенка, заботится о нем, даже собака.
Любовь матери к своему ребенку — очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая собачка, у которой оказалось доброе сердце.
VI САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (10 мин) (Слайд 12)
8 мин
1) Работа в тетрадях на печатной основе.
(Работа в парах)
- Повторите самостоятельно правила работы в группе.
Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли.
Как ты представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку? Напиши.
Контролирует работу, оказывает нужную помощь.
Повторяют правила работы в группе:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен — предлагай!
Пользуются сигнальными карточками в случае затруднения или выполнения задания.
– просим помощи,
– задание выполнено.
2 мин
2) Взаимопроверка.
VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (1,5 мин)
1,5 мин
- Вспомните, с каким произведением мы сегодня познакомились?
- «Малька провинилась».
- Кто его автор?
- В. И. Белов.
- Сделайте вывод – чему же нас учит рассказ В. И. Белова?
Быть преданным, верным, любить своих детей, родителей, животных.
VII РЕФЛЕКСИЯ (1 мин) (Слайд 13)
1 мин
- А теперь покажите ваше настроение, с
которым вы пришли к концу урока. Раскрасьте то солнышко, настроение которого соответствует вашему настроению. Обоснуйте ваш выбор.
Оценивают свою работу на уроке.
VIII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (0,5 мин) (Слайд 14)
0,5 мин
- Подготовить пересказ текста.
Записывают в дневник

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ