Конспект урока литературы по творчеству А.А.Ахматовой. 11 класс


МКОУ Смаглеевская средняя общеобразовательная школы







КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ для 11 класса

ПО ТЕМЕ:



«Жизнь и творчество

А. Ахматовой»







Автор:

учитель русского языка и литературы

Зябкина Елена Петровна









2014 г.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с материалом о жизни и творчестве А.А.Ахматовой;

2) рассмотреть основные темы поэзии А.А.Ахматовой;

3) помочь учащимся сформулировать особенности поэтики А.А.Ахматовой;

4) способствовать развитию общеучебных и специальных навыков: выразительного чтения и анализа художественных произведений, связной монологической речи;

5) продолжить работу по воспитанию любви к художественному слову.


«Будем же ценить поэта Ахматову

за неповторимость её прекрасных стихов, потому что она,

произнося их, тратит слишком много для нас,

и будем неистощимы к ней в своей признательности».

А.Платонов.


Ход урока:

  1. Слово учителя:

Я рада сообщить Вам, что на сегодняшнем уроке нам предоставится замечательная возможность познакомиться с материалами о жизни великой поэтессы А.А.Ахматовой и ещё раз прикоснуться к тайнам её творчества. Первыми перед нами выступят искусствоведы. Они подготовили ответы на вопросы о жизни поэтессы и её литературном наследии:

II. Задание для «искусствоведов».

  • Что вы знаете о семье Анны Ахматовой?

  • Какое образование она получила?

  • Что способствовало (помогло) расцвету её таланта?

Выдающийся современник поэтессы, Игорь Северянин, написал о ней замечательное стихотворение «Ахматова».

Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает чётки.

Осенней ясностью в ней чувства чётки,

Удел – до святости непоправим.

Он, Найденный, как сердцем ни зови,

Не будет с ней в своей гордыне кроткий

И гордый в кротости, уплывший в лодке

Рекой из собственной её крови.

Уж вечер. Белая взлетает стая

У белых стен скорбит она, простая.

Кровь капает, как розы, изо рта.

Уже осталось крови в ней немного,

Но ей не жаль её во имя Бога;

Ведь розы крови – розы для креста.

III. Сообщения учащихся.

1 ученик.

Анна Ахматова (её настоящая фамилия Горенко) родилась в Одессе, но на втором году жизни с родителями переехала в Царское Село, пригород Петербурга. Среди зелени парков прошло её детство. Летние месяцы семья проводила на юге, там девочка полюбила море – не только любовалась им, но далеко и отважно плавала. Юная Аня Горенко вообще была смелой и ловкой и мало походила на чинных барышень тех времён. Стихи Анна Ахматова начала писать очень рано, в 11 лет. (Отец не одобрял это её увлечение, и, когда ей исполнилось 17 лет, Андрей Антонович Горенко однажды сказал дочери: «Не срами моё имя». Анна решила изменить фамилию – она стала Ахматовой. По материнской линии фамилия происходила от предка – хана Ахмата.) Любимыми поэтами в те годы были Державин и Некрасов.

2 ученик.

В 1912 году была опубликована первая книга стихов Анны Ахматовой, она называлась «Вечер», два года спустя – вторая, «Чётки». Обе книги были восторженно встречены читателями и критикой.

Ранние стихи Ахматовой были о любви, о радости встреч и горести расставаний, о несбывшихся надеждах. Ахматова открывала читателю тончайшие оттенки человеческих чувств, но горевала о них без прикрас, совсем просто, ясно, даже буднично. Это придавало стихам особую силу и обаяние. Ахматова была лириком, а это значит, что каждое событие, независимо от его масштаба, она пропускала сквозь призму своей души.

На первый взгляд она всегда или почти всегда говорила о себе, но большой поэт и в творчестве принадлежит своей стране и своей эпохе. Война, блокада, эвакуация, трагедия незаконных репрессий, победа над врагом - все это живет в поэзии Анны Ахматовой. Живет, не старея, не тускнея, ибо она была замечательным мастером русского стиха, продолжателем пушкинской линии в нашей литературе. Пушкина Ахматова не только читала, но и изучала: ее перу принадлежит немало работ о великом поэте. Много сил и таланта она отдала переводам на русский язык европейской и азиатской поэзии. А ее собственные стихи переведены на многие языки народов мира. Оксфордский университет в Англии удостоил ее звания почетного доктора, в Италии ей была присуждена международная литературная премия.

3 ученик.

Анна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года. Она прожила долгую жизнь, полную утрат и ударов, но мужество и чувство человеческого достоинства ни разу не изменили ей.

В последний год жизни она так говорила о себе в своих стихах: «Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».


Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло,

Надо мною свод воздушный

Словно синее стекло;

Сухо пахнут иммортели

В разметавшейся косе.

На стволе корявой ели

Муравьиное шоссе.

Пруд лениво серебрится,

Жизнь по-новому легка...

Кто сегодня мне приснится

В пестрой сетке гамака?

IV. Задание для «литературоведов».

- Что представляет собой поэзия Анны Ахматовой?

- Что вы знаете об отношениях Анны Ахматовой с поэтами ее времени?

- Была ли счастлива Анна Андреевна?

1 ученик.

В XX веке, в эпоху революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская поэзия» - поэзия Анны Ахматовой. Впервые женщина обрела поэтический голос такой силы. Женская эмансипация заявила себя и поэтическим равноправием. «Я научила женщин говорить...», - заметила Ахматова в одной эпиграмме.

Анна Андреевна «вылила в искусство» сложную историю русского женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления строки:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам так светло?

Образ героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному лицу. Это носитель бесконечного множества биографий и судеб.

Мне с Морозовой класть поклоны,

С падчерицей Ирода плясать,

С дымом улетать с Костра Дидоны,

Чтобы с Жанной на костер опять.

Господи! Ты видишь, я устала

Воскресать, и умирать, и жить.

Ахматова действительно могла адресовать свои стихотворения и озаглавить, как одно их них: «Многим»: «Я - голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица».

2 ученик.

Стихи Ахматовой имеют большую обобщающающую силу. Стихотворение может начаться как простая песенка:

Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.

А закончиться оно глубокой мудростью:

Будет камень вместо хлеба

Мне наградой злой

Надо мною только небо,

А со мною голос твой. к небу.

Осип Мандельштам писал: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романса девятнадцатого века».

Любовь в стихах Ахматовой не только любовь - счастье, тем более благополучие. Часто это - страдание, мучения души. Образ страдающей, больной любви у ранней Ахматовой был образом больного времени и образом больного мира. Стихи Ахматовой часто грустны, они несут с собой стихию любви-жалости.

О нет, я не тебя любила,

Палима сладостным огнем.

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем.

Это сочувствие, сопереживание, сострадание в любви - жалости делает многие стихи Ахматовой подлинно народными.

3 ученик.

В самых первых стихах Ахматова выразила еще одну любовь - к родной земле, к Родине, к России.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Любовь к Родине у Ахматовой неотделима от жизни и поэзии. Нет её - ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время войны, уже Великой Отечественной:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

В «военных» стихах ее поражает удивительная цельность, отсутствие тени сомнения, неуверенности.

Но жизнь беспощадна… Конец 40-х годов для Ахматовой стал итогом «планомерной и продуманной» травли, начавшейся в 20-х годах. После вынужденной, долгой, с 1924 по 1939 г., безгласности Ахматова считала всё происходившее очередным испытанием. Об этом она писала так: «Мы ни единого удара не отклонили от себя».

В 1964 г. в Париже Борис Зайцев, патриарх русского литературного Зарубежья, знавший Ахматову еще в «русском» 1913 г., обратился к ней со словами: «Все мы тогда жили довольно беспечно, беззаботно и грешно, о будущем не думали, ничего не подозревали (кроме Блока и Белого: те чувствовали). Но вот грянуло. Ураган кровавый, дикий, все перевернувший. Правого и виноватого без разбору косивший. Но некие души и зажигавший. В нем они очищались, росли, достигали всей силы... Буря Вас взрастила, углубила, подняла».

Когда - то Достоевский сказал юному Мережковскому: «Молодой человек, чтобы писать, страдать надо». Так вот сердце Ахматовой по – настоящему страдало!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

4 ученик.

Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Вы, наверное, удивились этим словам… Как можно сказать так о женщине, муж которой был расстрелян, а сын переходил из тюрьмы в ссылку и обратно, которую гнали и травили и на чью голову обрушилась хула и кара, которая почти всегда жила в бедности и в бедности умерла, познав, может быть, все лишения, кроме лишения Родины - изгнания? И все же счастливую, потому что она была - поэтом: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

V. Выступление «искусствоведа».

1 ученик.

Перед вами портрет А. Ахматовой, выполненный в 1914 г. Натаном Альтманом. Он встретился с Ахматовой случайно - в артистическом подвале «Бродячая собака» и был поражен её обликом: знаменитой чёлкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом, и великолепным умением нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Действительно, где царскосельская осанка, смутность, скорбность? Где «пенье и слезы» Ахматовой? Альтман писал женщину футуристической эпохи, писал в ней уверенность в себе, здоровье, почти акробатическую гибкость фигуры. Когда писался портрет, Ахматова жила в Петербурге одна. Наступил её окончательный разрыв с Гумилевым, начиналась как бы другая жизнь, и она испытывала чувство нового рождения и, наверное, еще не представляла, какой она будет.

VI. Задание для «артистов».

Чтение стихотворений (наизусть).

Приморский сонет.

Здесь всё меня переживет,

Всё, даже ветхие скворешни.

И этот воздух вешний,

Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет,

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

Петроград, 1919.

И мы забыли навсегда,

Заключены в столице дикой,

Озера, степи, города

И зори родины великой,

В кругу кровавом день и ночь

Долит жестокая истома...

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,

Уж ветер смерти сердце студит,

Но нам Священный град Петра

Невольным памятником будет.

***

Но я предупреждаю вас,

Что я живу в последний раз.

Ни ласточкой, ни кленом,

Ни тростником и ни звездой,

Ни родниковою водой,

Ни колокольным звоном –

Не буду я людей смущать

И сны чужие навещать

Неутоленным, стоном.

VII. Выступление «литературоведа» по теме: «Реквием» и Анна Ахматова.

1 ученик.

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном,

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

Реквием - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из ее же стихотворения

Так не зря мы вместе бедовали

Даже без надежды раз вдохнуть,

Присягнули - проголосовали

И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,

Словно перед Господом свеча,

Вместе c вами я в ногах валялась

У кровавой куклы - палача.

Нет, и не под чуждым небосводом

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Семнадцать месяцев (1938 - 1939 г.) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Л. Гумилева (он арестовывался трижды): в 1935, 1938 и 1949 годах. Но поэма имеет не только личное значение.

Первые строки - знак апокалипсиса окружающего мира: «И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих...». Для описания событий, очевидцем которых была Ахматова, поэтесса обращается к Библии. Библейские мотивы пронизывают всю поэму. Сама Ахматова дает такое объяснение: «... В 1936 г. я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но голос уже звучит по-другому. А жизнь приводит под уздцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня или Черного коня из тогда еще нерождённых стихов...»

2 ученик.

Образы тюремных затворов и «каторжных нор» отсылают нас к пушкинским строкам:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

У Пушкина звучит уверенность в торжестве справедливости, которая как бы преодолевает расстояние между поэтом и декабристами.

У Ахматовой вместо преодоления возникает отдаление. Лирическая героиня Ахматовой знает, что, в отличие от пушкинского, ее монолог останется без ответа. Поэтому ниже появляются строки: «ото всех уже отделено».

Для лирической героини «Реквиема» мир как бы разделился надвое. И если

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат,

то для нее такого мира уже не существует. Сразу после ареста Мандельштама Ахматова, которая присутствовала при обыске в его квартире, записала: «Было очень тихо. За стеной у Кирсанова играла гавайская гитара». Здесь, как и в «Реквиеме», противопоставлены два мира - благополучие и трагедия. Все чувства лирической героини обострены, и слух ее улавливает те звуки, которые не слышны другому миру.

В «Реквиеме» Ахматовой возникает мотив отрешенности от «одичалого» мира, в котором жизнь остановилась и сама природа противоречит себе. Между «живыми» и «мертвыми» у Ахматовой нет границы. Весь «Реквием» посвящен и живым, и мертвым.

Голос надежды, звучащей в тишине на фоне зловещих звуков, не случаен. Надежда не покидает Ахматову даже в самые трудные минуты ее жизни: «Все расхищено, предано, продано...».

В I части «Реквиема» меняется облик лирической героини. Ахматова воплощает себя и свою судьбу в облике женщины русского средневековья, «стрелецкой женки», показывает тяжесть страдания русской женщины.

Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии воплощаются как мотивы личной трагедии, многие из них выглядят как предчувствие, предсказание.

XX век не отбил у нас чувства благодарности к любви и жизни, именно наш век научил нас ценить жизнь в самих простых ее проявлениях.

В ответ на наше преклонение поэтесса ответила бы так:

Оставь, и я была как все,

И хуже всех была,

Купалась я в чужой росе,

И пряталась в чужом овсе,

В чужой траве спала.

VIII. Итог урока.

В конце уроков учащиеся знакомятся с выставкой книг поэтессы.

Заключительный этап урока - экспресс-интервью:

  • Что оказало влияние на мировоззрение и поэтический талант Ахматовой?

  • Поэма «Реквием». Каково значение и смысл поэмы «Реквием»?

  • Современна ли Анна Ахматова?





Литература


  1. Ахматова А.А. Собр. соч. : В 2 т. – М, 1997.

  2. Борзова Н.С. Сценарий литературного вечера по Ааматовой. – openclass.ru>node/235717.

  3. Ткаченко А.В. Урок русской литературы в 10 кл. : «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой». www.azbuka.kz/.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ