Демонстрационный вариант КИМ для ЕГЭ по литературе
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Смаглеевская средняя общеобразовательная школа
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена
по литературе
Автор:
учитель
русского языка и литературы
МКОУ Смаглеевской сош
Зябкина Елена Петровна
2014г.
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1; В7; С1 – С2.
« Григорий Мелехов после боя под городом Лешнювом тяжело переламывал в себе нудную нутряную боль. Он заметно исхудал, сдал в весе, часто в походах и на отдыхе, во сне и в дрёме блазнился ему австриец, тот, которого срубил у решётки. Необычно часто переживал он во сне ту первую схватку. И, даже во сне, отягощённый воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки. Зажавшей древко пики; просыпаясь и очнувшись, гнал он от себя сон, заслонял ладонью, до боли зажмуренные, глаза.
Вызревшие хлеба топтала конница, на полях легли следы острошипых подков, будто град пробарабанил по всей Галиции. Тяжёлые солдатские сапоги трамбовали дороги, щебнили шоссе, взмешивали августовскую грязь.
Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней. Тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе, когда вызревает плод и доспевают хлеба, небо. Выстиранное ветром, неулыбчиво серело, редкие погожие дни томили парной жарой.
К исходу клонился август. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью.»
( М.А. Шолохов.«Тихий Дон» )
Ответом к заданиям В1- В7 является слово или словосочетание. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких – либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В1 Назовите литературное направление, традиции которого продолжает М.А.Шолохов в
романе «Тихий Дон».
.
Ответ: реализм
В2 К какому жанру относится роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»?
Ответ: эпопея (роман – эпопея)
В3 Фрагмент содержит описание пространства внешнего мира, охваченного войной. Как
называется подобный вид описания в художественном произведении?
Ответ: пейзаж
В4 В начале фрагмента автор описывает переживания героя, вызванные впечатлениями от
первой схватки с врагом. Как называется воспроизведение внутреннего мира человека, его
чувств и переживаний?
Ответ: психологизм (психологический портрет)
В5 Описывая последствия военных действий, Шолохов использует яркие, образные опре-
деления. Например: «алые зарева». Назовите термин, которым обозначается этот троп.
Ответ: эпитет
В6 Для усиления выразительности автор применяет нарушение привычного порядка
слов в предложении. Каким термином называется такой приём?
Ответ: инверсия
В7 Как называются слова, присущие местному говору? Например: «блазнился».
Ответ: диалектизмы
Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер
задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 - 10 предложений. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
С1 Какая тема, важная для всего произведения, получила своё развитие в данном
фрагменте?
С2 Кто из предшественников, современников и последователей М.А. Шолохова
изображал войну подобным образом?
Часть 2
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4.
ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
( А. С. Пушкин)
В8 Как называется троп, основанный на переносе свойств или признаков одного предмета на
другой по принципу сходства. («Глаголом жги сердца людей»)
Ответ: метафора
В9 К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках:
«Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он…»
Ответ: сравнение
В10 Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении:
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье…?
Ответ: анафора ( единоначатие)
В11 В основе стихотворения А.С.Пушкина лежит иносказание. Как называется такой
приём?
Ответ: аллегория
В 12 Определите размер, которым написано стихотворение.
Ответ: ямб
Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
С3 Каково, по мнению А.С.Пушкина, предназначение поэта?
С4 Кто из русских поэтов обращался к теме поэта и поэзии? Как они выражают своё
отношение к этой теме?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только одно из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания. Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос ( в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико- литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. Ответ записывайте чётко и разборчиво.
С5.1 Как раскрывается внутренний мир Татьяны Лариной в сцене посещения ею дома
Евгения Онегина ( А.С. Пушкин « Евгений Онегин»).
С5.2 Как в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» утверждаются идеалы «простоты, добра
и правды».
С5.3 Как раскрывается тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в
русской литературе .(По произведениям А.П. Платонова , А.С. Солженицына и др.)
Литература
1. Зинин С.А. Единый экзамен по литературе: поиски, сомнения, решения. Литература в школе, 2004, № 4, с. 27.
2. www.fipi.ru . Единый банк заданий.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ