Конспект урока по литературе в 8 классе «Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Рас-стояния: версты, мили…»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
города Череповца
Конспект урока по литературе
в 8 классе
«Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Рас-стояния: версты, мили…»»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Елистратова Ксения Александровна
г. Череповец
2014
Тема: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Рас-стояния: версты, мили…» (Восприятие, истолкование, оценка), 1 час.
Тип урока: урок-практикум (анализ текста).
Класс: 8.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: совершенствование навыков анализа лирического произведения.
РАЗВИВАЮЩИЕ: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу; развитие эстетики чувств; развитие навыков исследовательской деятельности.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: умственное воспитание; нравственное воспитание (осознание приоритета общечеловеческих ценностей); эстетическое воспитание (оценка прекрасного в жизни и в искусстве).
Задачи урока:
сформировать новые знания о художественных особенностях текста;
воспитывать нравственную личность; развивать креативные способности учащихся;
увидеть в процессе урока, что ребятами усвоено удачно, хорошо, где знания стали уже умениями и навыками.
Оборудование: доска, тетради, учебники, текст стихотворения.
Виды работы: индивидуальная, коллективная.
Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа, сообщения учащихся.
Ход урока
Учебная ситуация
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Слово учителя.
2. Введение в суть проблемы; объяснение сущности работы на уроке.
3. Сообщение учащегося
- комментарии к сообщению
4. Работа с текстом:
-Чтение
- Вступительная беседа по тексту, первичное восприятие;
-Беседа по вопросам.
-Чтение выборочное;
-Беседа по тексту.
5. Подведение итогов
6. Д/З
Мы продолжаем изучать творчество МЦ. Цель занятия сегодня вполне конкретна: мы остановимся на одном стихотворение эмигрантского периода творчества этого поэта. Это стихотворение «Рас-стояние: версты, мили…». Но прежде чем мы приступим, послушаем сообщение о Марине Ивановне в эмиграции, то есть, условно говоря, «после России». Вслед за отвечающим, фиксируем важные моменты в тетради:
1922 – эмиграция (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 — Париж);
нехватка денег, бытовая неустроенность, непростые отношениями с русской эмиграцией, возрастающая враждебность критики.
произведения эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России 1922-1925», 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался и др.)
1939 – возвращение на родину: расстрел мужа, арест дочери;
1941 – самоубийство
Поэт более чем трагической судьбы. В свете всего услышанного теперь обратимся к анализируемому стихотворению «Рас-стояние: версты, мили…». Стихотворение было написано в 1925г. В Чехии, в эмиграции, и посвящено Б. Пастернаку.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Читаем текст. «Рас-стояния: версты, мили...»
Как вы можете ответить на вопрос: о чем это стихотворение? Его главная мысль? Докажите. Поэтов связывала друг с другом многолетняя переписка и дружба.
Вдумайтесь: Какое настроение передает стихотворение?
Как видим, интонации более чем характерные для зрелой Цветаевой.
Какой вам кажется лирическая героиня? Что вы можете сказать о ней? Охарактеризуйте.
Противоречие внутреннее и противоречие с миром – основные черты творческого мира поэта; неуспокоенность, несогласие с мирскими радостями, стремление к другим далям – основа ее поэтики, поэтому на случайно текст воспринимается как протест против условностей, прежде всего пространственных.
Зачитаем строки.
В приведенных строках какая часть речи доминирует? Почему?
Что здесь бросается в глаза с точки зрения звуковой организации?
Как создается образ того пространства, которое разъединило двух близких людей?
Что можно сказать о строфике стихотворения, его структурной организации?
Сложно ли читать текст?
Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателя. Пауза смещена, поэтому стихотворение «спотыкается». Строка рвется, единица речи – слово, слог, не фраза, границы предложений и строк не совпадают.
Какие образы характеризуют душевное состояние героев?
В чем особенность фразы – «не рассОрили – рассорИли»?
Что обращает ваше внимание в первых двух строках? С какой целью, как вы думаете?
Какую часть слова образует это «рас»?
Приведите примеры других слов из этого текста с этой приставкой.
Подведем итоги: какие темы, характерные для эмигрантского периода, обнаруживаем в этом тексте? Как это связано с жизнью поэта за границей?
Д/З: выучить стихотворение «Рас-стояние: версты, мили..», нарисовать или подобрать иллюстрацию к данному тексту, объяснить свой выбор.
Слушают, записывают число, тему урока.
Один ученик выступает с сообщением (10 минут): М. Цветаева в эмиграции.
Остальные – под запись важные даты, события.
Один из учеников читает текст.
Стихотворение о разлуке. Повтор слов, указывающих именно на расстояние разъединяющее героев (Цветаева – в Чехии, Пастернак – в России).
Отчаяние, тоска, надрыв.
Лирическая героиня, характерная для поэзии Цветаевой: порыв; вызов; борьба – основные ее качества.
«Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили...
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков...
Не расстроили - растеряли...
Рассовали нас, как сирот.
Разбили нас - как колоду карт!»
(глагол в прошедшем времени: прошлое как потеря, разлука)
[р] – резкий, разъединяющий.
Слова «расстояние», «версты», «мили», «дали»
Стихотворение неравномерно членится на строфы: двустишия, четверостишия фиксируют нервное напряжение героини, отчаяние ее.
Да, в тексте много пауз, тире.
Орлы-заговорщики, сироты, колода карт, разведенные руки, стена, ров. Все подчеркивает разлуку, отчаяние.
Единое написание, но разное звучание (разная постановка ударения). Омографы.
Слова «рас-стояние», «рас-ставили», «рас-садили» графически разделены: усиливает ощущение разъединения.
Приставка
(расставили, рассадили, расклеили)
Тоска по родине, разлука двух близких людей, одиночество. Связано с общей неустроенностью цветаевской эмигрантской жизни, непризнанием среди того литературного круга.
Запись д/з.
Список использованной литературы:
Павловский А. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989.
Разумовская М. Марина Цветаева. Мифы и действительность. М.,1994.
Саакянц Анна “Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922) “ –М., 1986.
Цветаева А. Воспоминания. М., 1983.
Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. – М., 1992
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ