Конспект урока литературы "Слова и слоги. Ударение в слове" 1 класс


Урок 18.

Тема: Слова и слоги. Ударение в слове

Целевые установки урока

- Формирование представления о слоге как части слова

- формирование умений произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания

- развитие потребности в чтении книг

- получение общего представления об ударении

- формирование умения определять место ударения в слове

- формирование общего представления о смыслоразличительной роли ударения

-совершенствование культуры речи учащихся : произношение слов с правильным ударением.

Ход урока:

  1. Организационный момент


  1. Эмоционально- волевая регуляция

Упражнение «Самое лучшее зрение»

- Уметь смотреть не значит уметь видеть. Давайте будем учиться видеть вокруг себя что- то хорошее.

(Передавая по кругу мягкую игрушку, учащиеся говорят, что хорошего они видят вокруг себя , что их больше всего радует)

Артикуляционная разминка

Упражнение «Хомячок»

(Надуть обе щёки, а потом надувать щёки по очереди. Упражнение повторить 5 -6 раз)

Работа над дикцией

- Произнесите скороговорку несколько раз, постепенно увеличивая темп

Проворонила ворона воронёнка

  1. Актуализация опорных знаний

- Чему мы учились на прошлом уроке обучения грамоте?

- Чем бы вам хотелось заняться на уроке? (Предложение детей)

- Давайте составим план сегодняшней работы.



План. (примерный)

  1. Работа с рисунками

  2. Составление схем слов.

  3. Составление схем предложений.

  4. По заданным схемам составлять предложения.

  5. Составление устных рассказов.

  6. Выделение гласных в слове и деление слова на слоги.


- А сейчас игра на внимание.

- Перед вами схемы слов:

- Сколько слов изобразили в виде схемы?

- В каком слове один гласный звук?

- Какое слово состоит из трёх слогов?

- Подберите подходящие к схемам слова.


Что не закончено в схемах? ( Нет деления на слоги.)

Дети подходят к доске и заканчивают схемы самостоятельно.

Как связаны гласные звуки и слоги? (Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

- Какой пункт плана урока мы выполняли во время игры? (Работали со схемами слов, выделяли в словах гласные, определяли количество слогов в слове.)

Фонетическая разминка.

Учитель показывает детям артикуляцию гласных звуков губами, дети угадывают и называют звук.


4. Постановка учебной проблемы


Работа в учебнике на с. 56.

- Куда пришли сказочные герои? Как называются эти большие нарядные здания? ( дворцы, замки). Здесь собирается королевский бал, на который приглашены герои русских и зарубежных сказок. Но почему же сказочные герои не заходят в ворота? (Ворота заперты на замки). Дело в том, что согласно королевскому приказу на бал попадёт тот , кто определит, чем различаются слова «замки» и «замки». Хотите помочь сказочным героям решить эту задачу?


5. Открытие нового знания

- Сравните слова «замки» и «замки» по значению и по звучанию. Одинаково ли значение этих слов?

(Нет: замки – это дворцы, а замки- это приспособления для закрывания дверей на ключ.) А одинаковы ли эти слова по звуковому составу?

Составьте звуковые схемы слов «замки» и «замки»


- Сколько звуков в каждом слове, одинаковы ли они и какие это звуки? (По пять звуков: согласный твёрдый, гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий, гласный)


- Выделите эти звуки произношением. ( З-а-м–к-и) Сколько в этих словах слогов? ( по два слога). Произнесите эти слова по слогам ( Зам – ки).

- Получается, что эти слова ничем друг от друга не различаются? Или всё- таки есть какая- то разница? Послушайте как я произношу эти слова.


Учитель произносит слова, выделяя голосом ударный слог в каждом слове. Учащиеся замечают, что в одном слове голосом выделяется слог «зам», а в другом «ки»

- Кто знает, как называется такой звук (слог), по которому как буд-то ударяет голос? (Кто-то из детей наверняка скажет слово «ударный» или «ударение».)

- А как нам на схеме показывают ударный слог? (Косая чёрточка над словом – знак ударения.)

- А над какой буквой поставить знак ударения? Как же определить ударный слог?


- А как нам на схеме показывают ударный слог? (Косая чёрточка над словом – знак ударения.)

- А над какой буквой поставить знак ударения? Как же определить ударный слог?

- Попробуйте слово «замки» произнести по слогам.

- Какой слог ударный? (Ученики произносят замки. Приходят к выводу: определить ударный слог трудно.)

- Почему трудно выделить ударный звук?

- Как же надо произнести слово, чтобы услышать ударный звук? ( Слово надо произнести слитно, всё вместе, не по слогам.)

- Я вам открою два «секрета».

1) секрет «кричательный». Слово произносится быстро 3 раза, а на четвертый выкрикиваем в нём ударный слог. Вот так: «Замки, замки, замки , замки».

Давайте так определим ударный слог в словах: машина, лошадь, петух.

2) секрет «просительный». Чтобы быстрее определить ударный слог, не обязательно кричать, а можно попросить о чём-либо этот предмет или позвать его. Позовите: машина! лошадь! петух!

- Где же место значка ударения в слове? (Над ударным слогом, а точнее над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.)

- Так как же можно различить слова с одинаковыми схемами? (По ударению.)

- Вернёмся к схемам слов «замки» и «замки».

- Что же мы теперь можем добавить в схемы «замки» и «замки», чтобы различить их? (Ударение.)


Определение смыслоразличительной роли ударения в слове.

- Произнесите ещё раз каждое слово с ударением . Что же различает эти слова по звучанию и по значению? ( место ударения в слове)


- Что нового мы сейчас для себя открыли?

- Что теперь нам нужно сделать, чтобы уметь правильно определять ударный звук и ставить знак ударения? (Выполнить упражнения.)


6. Развитие умения применения нового знания

Работа в учебнике на с 55.

- Рассмотрите модели слов, обратив внимание на их значение и звучание. Кто правильно с помощью звуковых схем произнесёт эти слова с ударением? (башмаки, лапти, туфли)

- Что общего в значении этих слов? Что они называют?

- Можно ли по этой обуви догадаться , кто из сказочных героев пришёл на бал?.

Работа по формированию произносительной культуры.


- Золушка хочет задать вам вопрос. Слово «туфли» обозначает две туфли. А как назвать одну из них? ( Туфля). Произнесите это слово правильно, с ударением на первом слоге. Почему нужно соблюдать правильное ударение в слове? Правильное ударение в слове – показатель культуры речи человека)


Работа в учебнике на с. 57 Рассматривание рисунка. Составление высказывания по схеме.


- Кто из сказочных героев пришёл на бал в сапогах? Кого он пригласил танцевать? (Аню) . С кем встал в пару Ваня? ( С Золушкой). Какие слова должны сказать кавалеры , Ваня и Кот в сапогах ,приглашая своих дам на танец? Попробуйте догадаться по схеме высказывания. Сколько слов в ней обозначено? (четыре).

- Какие же это могут быть слова? ( Разрешите пригласить на танец)

- А кого из сказочных героев вам хотелось бы пригласить на танец?


Использование музыкального молоточка как символа ударения.

- Музыка зазвучит на балу лишь после того, как подаст сигнал Мальчик- колокольчик. Найдите его на рисунке. Что у него в руках? Это необычный молоточек, музыкальный , им отмечаются ударные слоги в именах гостей.

- Кто сможет прочитать их?

На доске записаны слова. Умеющие читать, читают:


Ударный слог, ударный слог-

Он назван так недаром.

Эй, невидимка- молоток,

Отметь- ка слог ударом!


- Какой слог- первый или второй – должен отметить молоточек в именах Ваня? Аня? А в ваших именах?


Учащиеся берут в руки воображаемый молоток, говорят волшебные слова и произносят свои имена: сначала по слогам, а потом целым словом, выделяя ударный слог и определяя , какой он по счёту : первый, второй или третий.


Игра «Вышиваем слова».

Слова тоже можно вышивать «крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный – маленьким.

- Откройте тетради для печатания. Я буду называть слово, вам нужно посчитать, сколько слогов в слове, определить ударный, обозначить слоги крестиками. (Один, два или три ученика работают у доски.)

- Борода – ххХ, гребешок – ххХ, хвостище – хХх, перья – Хх, головка

7. Итог урока. Рефлексия


- Что нового мы узнали на уроке?

- Как же не умея записывать буквы, можно различить схемы слов?

- Что повторили из того, что уже знали?

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Как бы оценили своё настроение после урока?

- Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневнике.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ