Конспект урока литературы в 5 классе «Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

города Серпухова Московской области









Конспект урока литературы в 5 классе

«Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом»








Учитель русского языка и литературы

Асланова Александра Валерьевна






















2012 год

Тема урока литературы:

«Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

Аллегория и мораль».


Цели урока.

1.Образовательные.

1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

2) Продолжить знакомство со словарями В.И.Даля: знакомство со сборником «Пословицы и поговорки», с толковым словарем.

3) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

4) Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет.

5) Познакомить с термином аллегория.

6) Дополнить знания об особенностях жанра басни.

7) Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.


2.Развивающие.

1) Формировать самостоятельного и активного читателя.

2) Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.

3) Развивать чуткость к художественному слову.

4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.


3.Воспитательные.

1) Обогащать духовный мир ученика.

2) Воспитывать сопротивление невежеству.


Концепция урока.

Выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения.


Оборудование.

Читательские дневники учащихся, карточки со схемами для анализа персонажей басни, карточки с опорными оценочными высказываниями, словарик урока (на доске).


Оформление классной доски

Число

Словарик урока Тема басня

ленивая мудрая Он баснописец и поэт народный- мораль

наглая рассудительная вот в чем его великость. тема, идея

спокойная В.Г.Белинский персонаж

беспечная История твердит – вот человек сюжет

недружелюбное каков, а должен быть каким – вещает аллегория

невнимательное басня.

подлое Вольтер невежа

вежливое деликатное невежда


1.Эмоциональная зарядка.

- Начнем словами К.Паустовского: «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед». Как вы понимаете это высказывание?

-С.Маршак делает вывод: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной». Слово в руках писателя творит чудо! С какими художниками слова вы познакомились, что заинтересовало вас в прочитанном на днях? Поделитесь эмоциями, «Дневник читателя» вам поможет.


2.Сообщение темы, целей урока.

-Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом».

-Что такое эпиграф?

-Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока». Я нашла два таких окошка-эпиграфа. Прочитаем их.

-Какой эпиграф наиболее подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.


3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

-Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

-Отправляемся в 19 век, для того чтобы узнать о басне еще кое-что.

1)Художественно-ролевая игра (подготовленные ученики).

Автор. Москва начала 19-го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу «Эзоп.Басни».


Продавец. Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?


Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич.


Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой.


Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими пьесами и баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.


Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Так-то, сударь…Мне пора, до свидания.


-Что нового вы узнали о басне?








2)Чтение наизусть ( д.з. «Лебедь, Щука и Рак»)

3)Опрос.

-Что вы знаете о «бродячих сюжетах»?

-Кто смог найти пару-тройку басен различных авторов, использовавших «бродячие

сюжеты»?

( Эзоп «Муравей и Жук», Лафонтен «Кузнечик и муравей», Сумароков «Стрекоза»,

Крылов «Стрекоза и Муравей»).



4.Знакомство с басней «Свинья под Дубом».

-Сюжет – цепочку событий басни Крылов придумал сам. Кому уже знакома басня?

-Думаю, получится увлекательный разговор.

1)Словарная работа.

-В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова

невежа и невежда (объясняет ученик, работавший со словарем)


2)Целевая установка.

-Я прочту басню, а вы приготовьтесь ответить на вопрос: кого из героев можно смело

и невежей, и невеждой?

3)Чтение наизусть учителем.


4)Беседа по восприятию (ответы на поставленный вопрос).


5)Беседа по содержанию.

-Прочитайте басню про себя, о чем басня?


Физкультминутка


-А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.

Стоит дуб-стародуб,

На том дубе-стародубе

Сидит птица-вереница,

Никто ее не понимает –

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(Солнце на небе)


6)Пообразный анализ

-У нас на уроке – помощник, литературоведческий жучок (знакомство со схемой)


1.Портрет.__________ __________ 4.Отношение

к другим персонажам.

2.Речь.____________________ ОБРАЗ-ПЕРСОНАЖ ____________5.Характеристика

другим персонажем.

3.Поступки.________________ ___________6.Авторская

характеристика.





-На кого из персонажей вы сразу обратили внимание?

-Нарисуйте портрет Свиньи, какая она?

-С какими персонажами беседует Свинья? Какова ее речь?

-Прочитайте реплики Свиньи.

-Что делает Свинья в басне, каковы ее поступки?

-Оцените ее действия.

-Как отзываются о Свинье другие персонажи басни?

-Что значит «поступить по-свински», «подложить свинью»?

-В восприятии автора, в его понимании Свинья – это кто?

-Каких людей подразумевает автор?

-Такой прием , когда за изображением животного скрывается изображение человека, называется аллегорией. Аллегория – иносказание.

-Как нужно читать слова Свиньи?


Литературная минутка «Отгадай, кто я?»

-…мудрый, могучий, вековой, рассудительный…(дуб)

-Вспомните из темы «Сказки», недавно изученной, в форме чего древние люди представляли мир?

-Почему именно дуб связывали с образом мира, Вселенной?

-С каким чувством люди-язычники относились к дубу?

-Такое отношение нашло отражение во многих жанрах фольклора: загадках, пословицах, народных песнях. Продолжает ли Крылов эту традицию?



-Первая строка басни, прочитайте слова рассказчика о Дубе.

-Что означает слово «вековой»?

-Прочитайте слова Дуба.

-Как понимаете слово «промолвил»?

-Прав ли Дуб, называя Свинью неблагодарной?

-Как нужно прочитать слова Дуба?

-Третий персонаж – Ворон. Прочитайте его слова.

-Скажите о нем несколько слов.

-Как нужно прочитать его слова?


в)Работа со словами морали.


-Какова тема басни?

-Где отражена тема?

-Идея басни?

-Где сосредоточен ее смысл?

-Что такое мораль?

-Как понимаете слова морали?

-С каким чувством автор выражает свою позицию?


5. Чтение по ролям.


6.Работа со словарями.

-Образ свиньи нашел отражение во многих пословицах и поговорках. Послушайте, постарайтесь понять смысл (работавшие дома со словарями).

-Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре и в литературе?


7.Домашнее задание.

Басню выучить наизусть, определение аллегории знать, иллюстрации с комментариями (по желанию).


8.Оценочные высказывания.

Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.


Меня захватывают басни Крылова тем, что …

В баснях Крылова, как живые, …

Поэт не спешит с моралью …

В басне иронично …

Секрет басни в том, что …

Герои незабываемы, потому что …



9.Работа с эпиграфом.

Какой из двух эпиграфов более точно отражает тему нашего урока? Обоснуйте свою точку зрения.

Оценивание работы на уроке.


























Источники:

  1. «Литература.5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 3-е изд. –М.:Просвещение,2002»

  2. Курдюмова Т.Ф. Литература.5 кл.: Методические рекомендации. -М.: Дрофа,2000.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ