Конспект урока литературы в 10 классе "Путешествие по литературным местам России"


Краевое государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональный лицей №40»

Красноярский край, город Ачинск






Конспект урока литературы в 10 классе

«Путешествие по литературным местам России»

(Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.М. Горький)









Подготовила:

преподаватель литературы и русского языка -

Нечипоренко Любовь Николаевна


Ачинск

2014 год




Цели:

повторить изученный материал по биографии и творчеству

Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.М. Горького;

совершенствовать навыки анализа текста;

развить у студентов умения самостоятельной деятельности, логического мышления;

воспитать чувство коллективизма, сплоченности и взаимопомощи;

Оборудование:

интерактивная доска



Ход урока:

Студенты на интерактивной доске видят карту России, им предлагается совершить виртуальное путешествие по литературным местам России, которые имеют отношение к Ф.Достоевскому, а, Чехову и. Горькому.

Группа обучающихся делится на три команды, в каждой команде выбирается капитан. После проведенного путешествия, подводятся итоги работы команд и оцениваются результаты деятельности студентов. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Капитаны выбирают маршрут следования для своей команды.



Команды усаживаются у компьютеров, совершают путешествие по литературным местам и объясняют, чем они знамениты в биографии указанных писателей.





Итак, первая команда со своим капитаном отправляется в Москву.

На интерактивной доске и на мониторах дается изображение Москвы и портрет Федора Михайловича Достоевского с датами его жизни (1821-1881).

Студенты видят следующие предметы: белый халат, плетку, Библию, книги и поясняют, какое отношение они имеют к детству Достоевского.

Затем команда с капитаном отправляется в город Петербург, даются пояснения, почему ей пришлось «ехать» именно в этот город.

На доске и на мониторах фото Петербурга, здание главного военного инженерного училища.

Мы видим портрет Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского, а в руках преподавателя появляется письмо.

Студенты объясняют, что это за странное письмо, и как оно повлияло на дальнейшую жизнь Достоевского.



Дорога ведет команду в далекую холодную Сибирь

На экранах Владимирский тракт, по которому идут политические заключенные.

Необходимо дать объяснения по данному факту биографии писателя.



И вот Омский острог.

Вопросы на экранах.

Сколько лет проведет в Сибири и Казахстане писатель?

Какими будут для него эти годы?

Как он назовет эти места?



На снимке видна камера с арестантами, видя которую, студенты рассказывают, какие были отношения у Достоевского с теми, с кем ему пришлось жить, работать и общаться четыре страшных года, где выживали только сильнейшие.

Далее команда отправляются вместе с Достоевским в Семипалатинск, где он находится 5 лет.

Глядя на фотографию писателя, студенты вспоминают, чем занимался Достоевский в Казахстане в течение 5 лет.

Шли годы. Подходил к концу срок каторги и солдатчины.

Прошло 9 лет с тех пор, как Достоевский покинул Петербург.

Команда снова в дороге в дороге, путь лежит в столицу, а значит в город, откуда Достоевский был отправлен в Сибирь.

За длинный путь от Сибири до Петербурга вспоминал Достоевский о своем прошлом, о Петрашевском, который всплывал в его памяти, о «гражданской казни», учиненной правительством над петрашевцами и над Достоевским. Да! Многое пережито, многое выстрадано, а что ждет впереди?

Подъезжаем к Петербургу.

На экранах Петербург

Трепетно и радостно на душе у Федора Михайловича.

Как сложится его жизнь дальше?

Сделала ли каторга и солдатчина Достоевского злым и жестоким?



На эти вопросы отвечают сами студенты.

Достоевский решил стать писателем. А почему?

Далее команда среди названий книг, изображенных на экране, называют те, которые были написаны Ф.М.Достоевским.

«Униженные и оскорбленные»

«Бедные люди»

«Отцы и дети»

«Анна Каренина»

«Воскресение»

«Преступление и наказание»

«Идиот»

«Бесы»

«Братья Карамазовы»

«Война и мир»



Перед командой ставятся вопросы:


Какую задачу поставил перед собой Достоевский, будучи писателем?

Кого он защищал через свои произведения?

Был ли в этой защите смысл?

Студенты выбирают из предложенных любой роман Ф. М. Достоевского и дают ему краткую характеристику, называя главных героев, тему произведения, основные сюжетные линии.

Затем студенты делают вывод о значимости творческой деятельности великого писателя России и мира Ф. М. Достоевского.


Вторая команда с капитаном отправляется в город Таганрог, на экранах изображение этого города и портрет Антона Павловича Чехова (1860-1904).

Попадая в этот город, студенты рассказывают, какими были детские года Антона Павловича Чехова.

В руках у преподавателя билет, позволяющий Чехову поехать в Москву.

Команда должна пояснить, куда Чехов отправится после окончания гимназии.

На экранах появляется Московский университет.

Команда поясняет, какое отношение это учебное заведение имеет к Чехову.

Мы видим обложки юмористических рассказов, студенты объясняют, какое отношение эти произведения имеют к Антону Павловичу

Независимо от своего желания Чехов становится писателем, а потом писательская деятельность станет для него делом его жизни.

На экранах остров Сахалин, вместе с Чеховым команда отправляется на остров и дает пояснение – зачем Чехов поехал туда.

Итак, мы на острове. Что видят наши глаза, о чем говорят наши сердца?

И снова дорога, проходит месяц, и мы с Антоном Павловичем оказываемся в Москве, но жить здесь Чехов не может.

А почему? И куда он едет?

На экранах дом Чехова в Мелихово.

Студенты рассказывают о жизни Чехова в Мелихово.



А теперь мы по дороге в Ялту

На экранах Ялта.

Команда дает пояснение, как там оказался А.П. Чехов, и какой была жизнь писателя и врача в этом городе.

На экранах вокзал, отправляющийся поезд, портрет Чехова и его жены – Ольги Книппер.

Команда должна пояснить, куда Чехов держит путь и почему уезжает.

После рассказа студентов о периоде жизни Чехова в городе Баденвейлер, команда получает задание – дать краткий анализ творчеству А.П. Чехова.

Работа третьей команды.

Вот пред нами паровоз, который помчит команду к берегам Волги – в Нижний Новгород.

Среди портретов русских писателей и поэтов, демонстрируемых на доске, студенты третьей команды должны отыскать того, для кого эти места являлись родиной.

В Нижнем Новгороде родился А. М. Горький (1868-1936).

На доске портрет М. Горького. Студенты рассказывает о детстве Алеши Пешкова.

По записям, изображенным на экране, студенты должны объяснить, что означают в судьбе Горького выражения: «В людях», «Мои университеты».

И снова дальний путь.

Остановка в Казани.

На экране появляется изображение Казанского университета.

Долго мы здесь не задерживаемся. А почему?

Следующая остановка в Тифлисе.

Видим изображение этого города на экранах.

Команда поясняет, что было примечательного для Пешкова в этот период жизни в Тифлисе, студенты называют произведение, которое Горький написал в этом городе, и дают ему краткую характеристику.

Время не ждет, мы снова в дороге, за окнами мелькают города и веси, а Горький думает.

О чем? Что тревожит его душу?

Впереди опять Нижний Новгород, затем долгая дорога за пределы России и не очень скорое возвращение в родные края.

Студенты объясняют, что заставило А.М. Горького покинуть родину и уехать сначала в Америку, а затем в Италию.

На экранах фотографии Нью-Йорка и острова Капри.

И только в 1913 году он вернется в родные места.

Мы возвращаемся вместе с ним.

А почему именно в 1913 году Горький решил вернуться в Россию?

Вспоминая о жизни А. М. Горького, студенты дают объяснения, какие произведения были написаны этим человеком в разные этапы и периоды его жизни и делают вывод:

Чем был так знаменит в свое время А.М. Горький?

Почему он пользовался большой популярностью не только в России, но и за рубежом?



Заканчивается урок, но не заканчивается путешествие наших студентов которое они совершили по тем местам России, где жили и создавали свои творения великие люди земли русской!



Подведение итогов:

подсчитываются баллы, идет награждение команд - (ставятся оценки за работу и дарятся диски для записи)



Путешествие продолжается!



Использованная литература:


Ю.В. Озеров «Уроки-беседы по русской литературе». М., «Высшая школа», 1998г.

Г.А. Обернихина. Литература. М., «Русское слово», 2011г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ