К вопросу о проблемной ситуации на уроке литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боханская средняя общеобразовательная школа №1»
Боханского района Иркутской области
К вопросу о проблемной ситуации на уроке литературы
Статья
Предмет: литература
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Храмцова Марина Вячеславовна
Бохан, 2014
Проблемный урок не мыслится без постановки проблемы, которая способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Постановка проблемы вызывает интерес, заставляет мыслить, формирует познавательный интерес, благодаря которому как знания, так и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важнейшим фактором воспитания всесторонне развитой личности, нравственно активной, готовой к принятию правильного решения в ситуации морального выбора. Проблемное обучение обладает также тем преимуществом, что оно, требуя от учащихся самостоятельности, побуждает их определять свое личностное отношение к проблеме, отстаивать свои взгляды, то есть помогает превращать знания, усваиваемые на уроке, в собственные взгляды, выводы, убеждения, что способствует формированию направленности личности школьника. Но этим не исчерпывается функции проблемного обучения и его основной составляющей – проблемной ситуации. «В процессе обучения, - пишет А.М. Матюшкин, - проблемная ситуация выполняет тройную функцию: а) выступает в качестве начального звена процесса усвоения, б)обеспечивает основные условия процесса усвоения, в) выступает в качестве основного средства контроля за процессом усвоения в качестве средства выявления уровня развития и результатов обучения и тренировки».
Классификация проблемных ситуаций может быть проведена по разным основаниям. Объем материала, который должен находиться в поле зрения ученика для разрешения проблемной ситуации, может стать основой классификации одного типа:
- проблемная ситуация в рамках эпизода художественного произведения;
- проблемная ситуация, построенная на соотнесении эпизода со всей композицией, на включении произведения в картину общей эволюции творчества писателя;
- проблемная ситуация, раскрывающая связь писателя и эпохи, литературного процесса в целом;
- проблемная ситуация, построенная на соотнесении явлений отечественного искусства с мировым литературным движением, - таковы основные ступени усложнения проблемных ситуаций, классифицированных по объему материала.
Организация учебного процесса может быть разной в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, и от характера выдвинутой проблемы. Существует несколько основных принципов организации проблемного урока:
1. Изучение учебной темы начинается с постановки перед учащимися исходной проблемной задачи. При этом надо по возможности находить такие формы подачи материала и такие содержательные моменты, которые вызовут интерес учащихся. Таким эффективным средством решения (литературоведческих, мировоззренческих, философских, эстетических) проблем являются творческие работы учащихся. В качестве домашнего задания на вводном уроке в рамках курса «Отечественная литература» дается сочинение с предварительным устным обсуждением: например, согласны ли вы со следующим высказыванием М. Цветаевой: «Книги мне дали больше, чем люди. Воспоминание о людях бледнеет перед воспоминанием о книге»; «Каждая книга – кража у собственной жизни. Чем больше читаешь, тем меньше умеешь и хочешь жить сам»; «Книги - гибель! Много читавший не может быть счастлив. Ведь счастье – всегда бессознательно». Подчеркну: данная работа имеет большое значение в системе уроков курса, так как формирует осознанное отношение к литературному материалу, сочинение имеет и провокационный характер, более того, мыслится как входная диагностика, определяющая уровень интеллектуального, литературного развития школьников, их отношения к книге, литературе.
2. Дальнейшее изучение учебной теме должно поводиться путем развертывания системы заданий, причем эта система должна обладать внутренней логикой, когда каждая последующая задача логически вытекает из предыдущей. Учебный материал делится на небольшие порции – отдельные шаги, каждый из которых содержит логически законченную информацию и вопрос, на который должен дать ответ ученик. Ответ на поставленный вопрос и становится отправной точкой для следующего шага в процессе разрешения проблемной ситуации. Пример: При изучении пьесы А.В. Вампилова «Утиная охота» анализируется сцена – воспоминание, когда Зилов прощается с уезжающей Галиной, оскорбляет и унижает ее и тут же произносит страстный самообличающий монолог. Сталкиваются различные точки зрения на героя Вампилова: искренен или нет, верить или нельзя; почему ушла Галина, значит, не поверила? В спор учащихся вносится и элемент обсуждения различных трактовок этой сцены в критике, что делает их работу еще более интересной, заставляет вникать в логику и аргументацию авторитетных исследователей, определять свое, личное отношение к различным позициям.
1. Б. Сушков: «Вампилов в этом монологе показывает искреннее и глубокое раскаяние души героя, а не очередной его треп, как ухитрились воспринять его критики, которые с порога отрицают в нем духовные начала…(«тебя там нет, ты еще не родился. И ничего нет… И не будет» - то есть нет больше его прежнего, другого меня и не будет) - этот обет исправиться, возродиться, который он дает жене, тоже признак бездуховности?»
2. В. Лакшин: «Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как нечто возвышенно – поэтическое. В самом деле – природа, тишь, сосредоточенность души… Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? «Знаешь, какая там тишина? – объясняет герой. – Тебя там нет, ты понимаешь. Нет, ты еще не родился. И ничего нет…) будто гвозди заколачиваются…».
Следующая проблемная задача – истолкование финальной сцены «Утиной охоты» - позволяет подняться до осмысления идеи произведения и раскрывает более полно образ Зилова. «Плачет он или смеется, понять невозможно, но тело его долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче… Он поднимается, и мы видим спокойное лицо. Плакал или смеялся, по его лицу мы так и не поймем». Поможет на решить данную проблемную ситуацию анализ разных театральных трактовок финала пьесы.
3. Театр им. М.И. Ермоловой, с любовью относящийся к Вампилову, подправил «Утиную охоту» по – своему: убрал последние фразы из пьесы: последний разговор с Димой – официантом и согласие Зилова отправиться на утиную охоту. Звонит, звонит телефон, но Зилов трубку не берет, не нужна ему охота, не нужна ему осточертевшая компания.
4. Рижский драматический театр, наоборот, продлил эпизод и показал Зилова на охоте.
5. На сцене драмтеатра в Таллине в финале начинал вращаться круг сцены, на котором разместились все персонажи пьесы, между ними неприкаянно мечется Зилов и, наконец, падает у ног внезапно появившегося мальчика, того самого, который принес ему венок. Итак, Зилов возвращается к своему детству, чтобы очиститься и все начать сначала.
Говоря о личности и творчестве драматурга, а именно о пьесе «Утиная охота», самой лучшей и самой сложной, можно сказать, что Вампилов и его наследие – сплошь проблемная ситуация. Поэтому проблемные ситуации возникают на уроке гармонично, в тесной связи с текстом пьесы Вампилова.
Сегодня мы являемся свидетелями перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Проблемное обучение - важнейшая характеристика новой школы. Именно проблемное обучение наряду с методами проектов, учебных деловых игр – важный фактор успешного обучения школьников.
Список использованной литературы
1. А.М. Матюшкин «Теоретические вопросы проблемного обучения»- М.: Сов. педагогика, 1971, №7
2. А. Вампилов «Утиная охота» - М.: Дрофа: Вече, 2002.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ