Конспект урока по литературе в 7 классе" О’ГЕНРИ (1862–1910). РАССКАЗ «ДАРЫ ВОЛХВОВ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бельская средняя общеобразовательная школа

Бельского района Тверской области









Конспект урока

по литературе

в 7 классе

О’Генри (1862–1910). рассказ «дары волхвов»













Подготовила: Новикова Надежда Александровна,

Учитель русского языка и литературы

Г. Белый, 2014 г.




Цели: познакомить с биографией писателя; отметить гуманизм в рассказах писателя, лёгкий юмор; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом;

развивать навыки вдумчивого чтения, поиск комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа.

Методические приёмы: устный рассказ, выразительное чтение по ролям, аналитическая беседа, реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.

1.Оборудование урока: Оборудование урока: портрет О.Генри; иллюстрации к рассказу; репродукции библейских сюжетов «Поклонения волхвов» Джотто, Рубенса и др.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Некоторые американские писатели уступают требованиям издательств, журналов, которые настаивали на непременно счастливых концах и описаниях радужных картин американской жизни. Один из таких писателей – О. Генри (псевдоним Вильяма Сиднея Портера.), книги которого любимы во всём мире.

Запись на доске.

Почти все его рассказы оканчиваются счастливо, а героев их очень часто ждут нечаянные удачи, развязки его произведения настолько неожиданны, что, как ни старается читатель предугадать конец и поступки героев, он всегда попадает впросак: автор поистине неистощим в своей изобретательности.

Помните весёлый фильм «Вождь краснокожих»? …Два жулика похитили 10-летнего сынишку у богатого гражданина, надеясь получить от него богатый выкуп. Мальчишка же ничуть не обеспокоен этим происшествием и с большим увлечением играет в индейцев; пещера, где его спрятали, очень подходит для игры. Своими выдумками и проделками озорной «вождь краснокожих» настолько замучил похитителей, что они в конце концов согласились сами заплатить большие деньги его отцу, чтобы как-нибудь избавиться от мучителя.

В рассказе «Родственные души» грабитель забирается в квартиру богача. Оба героя – и грабитель и его жертва – страдают ревматизмом. Рассказ оканчивается самым неожиданным образом: забыв обо всем, вор затевает с богачом длинный дружеский разговор о том, как лучше избавиться от проклятой болезни, и тянет свою «жертву» в кабачок, чтобы угостить его за свой счёт, потому что «только спиртное и может помочь».

Однако в произведениях О. Генри нельзя не заметить большой любви автора к простым людям Америки – фермерам, ковбоям, клеркам, продавцам, к тем, кого называют «маленькими людьми» в мире, где правит «большой бизнес». Именно в этой любви – источник теплого, мягкого юмора писателя.

Кто же он такой, Вильям Сидней Портер?

Вильям Сидней Портер родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача. В три года он лишился матери, умершей от туберкулёза, и воспитывался тёткой. Он рано приохотился к чтению, любил романы Ч.Диккенса, У.Коллинза, В.Скотта, А.Дюма.

Будущему писателю рано пришлось начать зарабатывать деньги. В пятнадцать лет он становится дипломированным фармацевтом, в двадцать лет отправляется в Техас, куда пригласил его друг его дяди. Два года он работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету, пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему благосклонна.

Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены в его многочисленных рассказах, главное в которых-неистребимый оптимизм, юмор, любовь к людям и к жизни в целом. Темы своих произведений писатель определил так: «Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре четырёх миллионов.»

2. Работа с учебником: чтение статьи Золотаревской (с. 241– 242), составление плана и последующий пересказ.

1) Детские годы писателя.

2) Девять лет учёбы и страсть к чтению.

3) Ранняя трудовая деятельность.

4) Тяга к иностранным языкам.

5) Творчество писателя – источник добра и человечности.

3. Аналитическая беседа по рассказу «Дары волхвов».

С кем мы знакомимся в этом рассказе?

Каковы условия их жизни? доходы? Как понимаете: «Красноречиво молчащая бедность»? (Бедность не говорит, не заявляет, молчит, но стоит посмотреть вокруг, и она (бедность) сама заявит о себе.)

Какой вопрос мучил женщину? (Вопрос о достойном подарке Джиму, мужу, который отличался скромностью и достоинством.)

Инсценированное чтение (I вариант).

Задание: зачитать диалог Деллы с мадам (со слов «Не купите ли мои волосы…») в поисках подарка для Джима.

Почему именно платиновая цепочка была куплена? (Как ни великолепны были его часы, а смотрел он на них часто украдкой, потому что они висели на дрянном кожаном ремешке».)

Что беспокоило Деллу? («Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась!»)

Инсценированное чтение (II вариант).

Задание: зачитать «Его глаза остановились на Делле… странного выражения».

Как бы вы объяснили этот взгляд? О чём он говорил? («Джим вышел из оцепенения».)

Почему оцепенел?.. («…на столе лежали гребни… Они стоили дорого.)

Почему рассказ называется «Дары волхвов» (мудрецов, кудесников)? (Волхвы, потому что подарили самое нужное, лишившись самого дорого, что у них было.)

Задание: чтение последнего абзаца. В рассказе автор использует юмор. Где? (Они были мудры… правом обмена в случае непригодности».)

4. Работа по учебнику. С. 299.

Словарь. «Смех веселый и доброжелательный – юмор».

Вывод. авторское повествование легкое, не лишённое интереса и лёгкого юмора; но автор смеётся не над героями, а над сложившейся ситуацией; героями он восхищается и нас заставляет полюбить их: они легко расстаются с тем, что им дорого, они пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами».

5. Пересказ от лица одного из героев (II вариант).

IV. Подведение итогов урока.

Понравился ли рассказ? Ждали ли вы такой развязки?

Заключим урок словами самого писателя: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените».

V. Домашнее задание:

1.Написать небольшое сочинение на тему: «Лучший подарок в моей жизни». Прочитайте рассказы О. Генри: «Трест, который лопнул», «Вождь краснокожих», «Дороги, которые мы выбираем», «Последний лист» и другие.

2.Прочитать рассказ Л. Пиранделло «Черепаха»



Использованная литература:

  1. Золоторевская Ф.О. Генри и его новеллы//О.Генри. Избранные произведения. М.,1991

  2. Коровина В.Я. Литература.7 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.В 2 ч.,13-е изд.-М.: Просвещение,2006.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ