Конспект урока внеклассного чтения в 9 классе по теме «Герои 1812 года. Денис Давыдов – поэт и храбрый воин»
КОГОКУ ВСШ п. Котчиха Омутнинского района
Кировской области
Конспект урока внеклассного чтения
в 9 классе по теме
«Герои 1812 года.
Денис Давыдов – поэт и храбрый воин»
Автор:
Киселева Алла Евгеньевна -
учитель русского языка и литературы
2014
Урок внеклассного чтения в 9 классе по теме
«Герои 1812 года. Денис Давыдов – поэт и храбрый воин»
Цели урока:
Образовательная: расширить исторические знания о событиях Отечественной войны 1912 года, дать представление о Д.В. Давыдове как своеобразном поэте и храбром воине.
Развивающая: развитие творческих возможностей через развитие чувств, эмоций, фантазии.
Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, воспитание творческой активности, способствовать развитию интереса через применение компьютерных технологий.
Технологическая карта урока
Этапы мероприятия
Методы обучения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Применение ИКТ
1
Организационный момент (2 мин).
Иллюстрация.
Внешний вид (мимика, жесты) и слово учителя.
Приветствие учеников, объявление темы, цели и задач урока.
Получают информацию о целях и задачах урока, структуре урока.
2
Целеполагание, мотивация (2 мин).
Иллюстрация.
Вступительное слово учителя.
Мотивирует работу учащихся, объявляя о нестандартном уроке.
Определяют уровень мотивации к активной деятельности.
3
Актуализация знаний, чтение стихотворения. (до 12 мин).
Демонстрация выразительного чтения.
Ученик-чтец читает стихотворение. Ученик-экскурсовод даёт историческую справку.
Учащиеся слушают, одновременно следуя за текстом.
4
Первичное усвоение материала( до 5 мин).
Рассказ.
Учитель даёт сведения о поэтическом таланте Давыдова.
Учащиеся слушают.
5
Осознание и осмысление (до 14 мин).
Демонстрация
Предлагает посмотреть слайд-шоу о Денисе Давыдове как храбром воине.
Смотрят фильм. Создается образно-эмоциональная атмосфера, содержащая ценностную установку и активизирующая интерес к изучению.
Видеофильм.
6
Первичное закрепление
(5 мин).
Упражнения.
Заключительное слово учителя.
Предлагает создать продукт в виде синквейна.
Учащиеся выполняют задание.
8
Подведение итогов мероприятия (5 мин).
Рефлексия.
Предлагает ответить на вопросы теста
Отмечают выбранный ответ.
КОНСПЕКТ УРОКА
На доске написан эпиграф урока:
Тебе, певцу, тебе, герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном, в огне
Скакать на бешеном коне.
Наездник смирного Пегаса,
Носил я старого Парнаса
Из моды вышедший мундир:
Но и по этой службе трудной,
И тут о мой наездник чудный,
Ты мой отец и командир (Пушкин – Давыдову) (1836)
Вводное слово учителя:
Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 года. Чтобы мероприятие прошло успешно, мы распределим роли: туристов, экскурсоводов, чтецов. /Распределение ролей/
Ученик-экскурсовод: 12 июня 1812 года передовые части французов перешли Неман… Французский император и его маршалы не сомневались в победе.
Отечественная война явила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников. Это главнокомандующий 1-ой армией – Барклай де Толли, главнокомандующий 2-ой армией – князь Багратион, генералы Дохтуров, Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы, атаман Платов, партизанские вожаки – Давыдов, Сеславин, Фигнер и другие. Однако спасителем Отечества принято считать М.И. Кутузова.
Учитель: Ну, а мы сегодня поговорим о Денисе Васильевиче Давыдове – храбром воине, поэте, переводчике, авторе «Военных записок».
«Жизни баловень счастливый, два венка ты заслужил…»- писал, обращаясь к нему, Н. Языков.
Один венок – как партизан, увековечивший своё имя наравне с крупнейшими полководцами славной кампании; другой венок – как автор живых и кипучих «гусарских стихов», проникнутых пафосом национального самосознания и патриотизма.
Ученик-экскурсовод: В своих стихотворениях Давыдов представил новый, неизвестный парадной военной поэзии XVIII - начала XIX в.в. образ военного человека в его боевых схватках и повседневной жизни – лихого рубаки, смельчака, искреннего и прямодушного, верного друга, кутилы, весельчака и буяна. Эта маска прочно слилась с ним самим, он ориентировался на неё всю жизнь.
Ученик-чтец:
Партизан
Умолкнул бой. Ночная тень
Москвы окрестность покрывает;
Вдали Кутузова курень
Один, как звёздочка, сверкает.
Громада войск во тьме кипит,
И над пылающей Москвою
Багрово зарево лежит
Необозримой полосою.
И мчится тайною тропой
Воспрянувший с долины битвы
Наездников весёлый рой
На отдаленныя ловиты.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.
Начальник в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской.
Сын белокаменной Москвы,
Но рано брошенный в тревоги,
Он жаждет сечи и молвы.
А там что будет – вольны боги!
Давно незнаем им покой,
Привет родни, взор девы нежный;
Его любовь – кровавый бой,
Родня Донцы, друг – конь надежный:
Он чрез стремнины, чрез холмы
Отважно всадника приносит,
То чутко шевелит ушьми.
То фыркает, то удил просит.
Ещё их скок приметен был
На высях, за прекрасной Нарой,
Златимых отблеском пожара –
Но скоро буйный рой за высь перекатил
И скоро след его простыл…
Учитель: Белинский назвал поэтический талант Давыдова «замечательно самобытным» и причислил его к «самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии». Пушкин утверждал, что именно Давыдову он был обязан тем, что не поддался в молодости исключительному влиянию Жуковского и Батюшкова. «Он дал мне почувствовать ещё в лицее возможность быть оригинальным»,- сказал Пушкин о Давыдове и признавался, что подражал ему в «кручении стиха», «приноравливался к его слогу» и «усвоил его манеру навсегда».
Ученик-экскурсовод: Действительно, Давыдов – один из самых оригинальных русских поэтов. В своих стихах и песнях он открыл совершенно новую для русской поэзии область – военный (офицерский) быт и создал типический и живописный образ удалого воина-гусара – прямодушного, чуждого лести, низкопоклонства и светских условностей, с беззаветным мужеством сражающегося за честь и славу родины. С большим искусством овладел Давыдов лёгким, непринуждённым языком, сохраняющим разнообразные оттенки живой разговорной речи.
Ученик-чтец:
Бородинское поле
Умолкшие холмы, дол некогда
кровавый,
Отдайте мне ваш день, день
вековечной славы,
И шум оружия, и свечи, и борьбу!
судьбу
Попрали сильные. Счастливцы
горделивы
Невольным пахарем влекут меня
на нивы…
О. ринь меня на бой, ты, опытный
в боях,
Ты, голосом своим рождающий
в полках
Погибели врагов предчувственные
клики,
Вождь гомерический, Багратион
великий!
Простри мне длань свою,
Раевский, мой герой!
Ермолов! Я лечу – веди меня,
я твой:
О, обреченный быть побед
любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих
перунов дымом!
Но где вы?.. Слушаю… Нет отзыва!
С полей
Умчался брани дым, не слышен
стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь
главой у плуга,
Завидую костям соратника
иль друга…
Просмотр слайд-шоу под названием «Тебе, певцу, тебе, герою!»
Учитель: Вы прослушали чтецов, экскурсоводов, посмотрели слайд-шоу, а теперь давайте подведём итоги нашего мероприятия и создадим продукт в виде синквейна.
Синквейн
Бородинский бой
Кровавый, шумный
Мчится, увлекает, кипит
Погибели врагов предчувственные клики.
Победа
Заключительное слово учителя:
Видное место в немногочисленном поэтическом наследии Давыдова занимает и любовная лирика, отличающаяся сильнейшим эмоциональным напряжением, передающим накал чувств, переживаемых автором и его лирическим героем. При жизни Давыдова вышел один сборник поэзии – «Стихотворения» (М., 1832). Он был автором многих прозаических сочинений, посвящённых военным кампаниям, в которых принимал участие.
О храбрости и удачливости Давыдова слагали легенды. Другой поэт и воин, Фёдор Глинка, писал о нём:
Усач. Умом, пером остёр он, как француз:
Но саблею французам страшен…
Именно благодаря Денису Давыдову Отечественная война 1812 года стала почти легендой, при этом он не забывал вписать и себя рядом с Кутузовым, Багратионом, Александром I и Наполеоном…
Тестирование
В 1807 году Денис Давыдов – адъютант у…
А) Кутузов б) Багратион в) Суворов
2. «Он дал мне почувствовать ещё в лицее возможность быть оригинальным»,- это сказал о Давыдове …
А) Батюшков б) Жуковский в) Пушкин
3. Когда Денису было 9 лет, он познакомился…
А) Кутузов б) Багратион в) Суворов
4. Поэтический талант Давыдова «замечательно самобытным» назвал…
А) Языков б) Белинский в) Пушкин
5. «Жизни баловень счастливый, два венка ты заслужил…»- писал…
А) Ф.Глинка б) Языков в) Белинский
6. «Тебе, певцу, тебе, герою!» - писал…
А) Языков б) Белинский в) Пушкин
7. Сколько сборников поэзии вышло при жизни Давыдова?
А) два б) один в) три
Список литературы
Волков, В. России верный гражданин… » [Текст] / В. Волков // Детская роман-газета.-2011.-№5.-С.18-20.
Волков, В. Великий полководец Кутузов. » [Текст] / В. Волков // Детская роман-газета.-2011.-№12.-С.28-29.
Гордиенко, Е. Поэт, рубака, весельчак. [Текст] / Е. Гордиенко // Смена.-2011.-№ 9.-С.26-35.
Давыдов Д.В.[Текст] / БСЭ.-Т.7.- М.: Сов. энциклопедия,1972.- С.490-491.
Михайлов, О. Гроза двенадцатого года. [Текст] / О. Михайлов // Недаром помнит вся Россия…: Сборник / Сост.: В.Г. Левченко и В.В. Володин.- М.: Мол. Гвардия, 1987.- С.3-10,180-182.
«Наш ум не раб чужих умов…»[Текст] / Энциклопедия для детей.- Т.9. Русская литература. Ч.1./ Глав. Ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +,1998.-С.349-350.
Парнас: Антология античной лирики / Сост.:С.А. Ошеров.- М.: Моск. рабочий, 1080.- С. 417-418, 479.
Поэзия первой половины XIX века / Сост. В.Д. Рак, И.С. Чистова, предисл. В.Д. Рак, Е.В. Кардаш, коммент. В.Д. Рак, И.С. Чистова, Е.В. Кардаш; худож. В.В. Медведев. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2001.- С. 8, 153-169, 695.
Поэты пушкинской поры. Избранные стихотворения. / Сост. В. Орлов. – М.: Дет. лит., 1972. – С. 47-70.
Феклушин, В. Герой 12-го года Денис Давыдов: «Где бой кипит, где русский штык бушует» [Текст] / В. Феклушин// Детская энциклопедия.- 2010.-№8.- С.47-50.
Феклушин, В. Денис Давыдов: «Где бой кипит, где русский штык бушует» [Текст] / В. Феклушин// Детская энциклопедия.-2011.-№ 11.- С.20-22.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ