Конспект урока внеклассного чтения в 9 классе по теме «Герои 1812 года. Денис Давыдов – поэт и храбрый воин»

КОГОКУ ВСШ п. Котчиха Омутнинского района

Кировской области












Конспект урока внеклассного чтения

в 9 классе по теме

«Герои 1812 года.

Денис Давыдов – поэт и храбрый воин»







Автор:

Киселева Алла Евгеньевна -

учитель русского языка и литературы















2014

Урок внеклассного чтения в 9 классе по теме

«Герои 1812 года. Денис Давыдов – поэт и храбрый воин»

Цели урока:

  1. Образовательная: расширить исторические знания о событиях Отечественной войны 1912 года, дать представление о Д.В. Давыдове как своеобразном поэте и храбром воине.

  2. Развивающая: развитие творческих возможностей через развитие чувств, эмоций, фантазии.

  3. Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, воспитание творческой активности, способствовать развитию интереса через применение компьютерных технологий.

Технологическая карта урока


Этапы мероприятия

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применение ИКТ

1

Организационный момент (2 мин).

Иллюстрация.

Внешний вид (мимика, жесты) и слово учителя.

Приветствие учеников, объявление темы, цели и задач урока.

Получают информацию о целях и задачах урока, структуре урока.


2

Целеполагание, мотивация (2 мин).

Иллюстрация.

Вступительное слово учителя.

Мотивирует работу учащихся, объявляя о нестандартном уроке.

Определяют уровень мотивации к активной деятельности.


3

Актуализация знаний, чтение стихотворения. (до 12 мин).

Демонстрация выразительного чтения.

Ученик-чтец читает стихотворение. Ученик-экскурсовод даёт историческую справку.

Учащиеся слушают, одновременно следуя за текстом.

4

Первичное усвоение материала( до 5 мин).

Рассказ.

Учитель даёт сведения о поэтическом таланте Давыдова.

Учащиеся слушают.


5

Осознание и осмысление (до 14 мин).

Демонстрация

Предлагает посмотреть слайд-шоу о Денисе Давыдове как храбром воине.

Смотрят фильм. Создается образно-эмоциональная атмосфера, содержащая ценностную установку и активизирующая интерес к изучению.

Видеофильм.

6

Первичное закрепление

(5 мин).

Упражнения.

Заключительное слово учителя.

Предлагает создать продукт в виде синквейна.

Учащиеся выполняют задание.


8

Подведение итогов мероприятия (5 мин).

Рефлексия.

Предлагает ответить на вопросы теста

Отмечают выбранный ответ.






КОНСПЕКТ УРОКА

На доске написан эпиграф урока:



Тебе, певцу, тебе, герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне.

Наездник смирного Пегаса,

Носил я старого Парнаса

Из моды вышедший мундир:

Но и по этой службе трудной,

И тут о мой наездник чудный,

Ты мой отец и командир (Пушкин – Давыдову) (1836)



Вводное слово учителя:

Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 года. Чтобы мероприятие прошло успешно, мы распределим роли: туристов, экскурсоводов, чтецов. /Распределение ролей/

Ученик-экскурсовод: 12 июня 1812 года передовые части французов перешли Неман… Французский император и его маршалы не сомневались в победе.

Отечественная война явила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников. Это главнокомандующий 1-ой армией – Барклай де Толли, главнокомандующий 2-ой армией – князь Багратион, генералы Дохтуров, Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы, атаман Платов, партизанские вожаки – Давыдов, Сеславин, Фигнер и другие. Однако спасителем Отечества принято считать М.И. Кутузова.

Учитель: Ну, а мы сегодня поговорим о Денисе Васильевиче Давыдове – храбром воине, поэте, переводчике, авторе «Военных записок».

«Жизни баловень счастливый, два венка ты заслужил…»- писал, обращаясь к нему, Н. Языков.

Один венок – как партизан, увековечивший своё имя наравне с крупнейшими полководцами славной кампании; другой венок – как автор живых и кипучих «гусарских стихов», проникнутых пафосом национального самосознания и патриотизма.

Ученик-экскурсовод: В своих стихотворениях Давыдов представил новый, неизвестный парадной военной поэзии XVIII - начала XIX в.в. образ военного человека в его боевых схватках и повседневной жизни – лихого рубаки, смельчака, искреннего и прямодушного, верного друга, кутилы, весельчака и буяна. Эта маска прочно слилась с ним самим, он ориентировался на неё всю жизнь.

Ученик-чтец:

Партизан

Умолкнул бой. Ночная тень

Москвы окрестность покрывает;

Вдали Кутузова курень

Один, как звёздочка, сверкает.

Громада войск во тьме кипит,

И над пылающей Москвою

Багрово зарево лежит

Необозримой полосою.

И мчится тайною тропой

Воспрянувший с долины битвы

Наездников весёлый рой

На отдаленныя ловиты.

Как стая алчущих волков,

Они долинами витают:

То внемлют шороху, то вновь

Безмолвно рыскать продолжают.

Начальник в бурке на плечах,

В косматой шапке кабардинской,

Горит в передовых рядах

Особой яростью воинской.

Сын белокаменной Москвы,

Но рано брошенный в тревоги,

Он жаждет сечи и молвы.

А там что будет – вольны боги!

Давно незнаем им покой,

Привет родни, взор девы нежный;

Его любовь – кровавый бой,

Родня Донцы, друг – конь надежный:

Он чрез стремнины, чрез холмы

Отважно всадника приносит,

То чутко шевелит ушьми.

То фыркает, то удил просит.

Ещё их скок приметен был

На высях, за прекрасной Нарой,

Златимых отблеском пожара –

Но скоро буйный рой за высь перекатил

И скоро след его простыл…



Учитель: Белинский назвал поэтический талант Давыдова «замечательно самобытным» и причислил его к «самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии». Пушкин утверждал, что именно Давыдову он был обязан тем, что не поддался в молодости исключительному влиянию Жуковского и Батюшкова. «Он дал мне почувствовать ещё в лицее возможность быть оригинальным»,- сказал Пушкин о Давыдове и признавался, что подражал ему в «кручении стиха», «приноравливался к его слогу» и «усвоил его манеру навсегда».

Ученик-экскурсовод: Действительно, Давыдов – один из самых оригинальных русских поэтов. В своих стихах и песнях он открыл совершенно новую для русской поэзии область – военный (офицерский) быт и создал типический и живописный образ удалого воина-гусара – прямодушного, чуждого лести, низкопоклонства и светских условностей, с беззаветным мужеством сражающегося за честь и славу родины. С большим искусством овладел Давыдов лёгким, непринуждённым языком, сохраняющим разнообразные оттенки живой разговорной речи.

Ученик-чтец:

Бородинское поле

Умолкшие холмы, дол некогда

кровавый,

Отдайте мне ваш день, день

вековечной славы,

И шум оружия, и свечи, и борьбу!

Мой меч из рук моих упал, мою

судьбу

Попрали сильные. Счастливцы

горделивы

Невольным пахарем влекут меня

на нивы…

О. ринь меня на бой, ты, опытный

в боях,

Ты, голосом своим рождающий

в полках

Погибели врагов предчувственные

клики,

Вождь гомерический, Багратион

великий!

Простри мне длань свою,

Раевский, мой герой!

Ермолов! Я лечу – веди меня,

я твой:

О, обреченный быть побед

любимым сыном,

Покрой меня, покрой твоих

перунов дымом!

Но где вы?.. Слушаю… Нет отзыва!

С полей

Умчался брани дым, не слышен

стук мечей,

И я, питомец ваш, склонясь

главой у плуга,

Завидую костям соратника

иль друга…



Просмотр слайд-шоу под названием «Тебе, певцу, тебе, герою!»

Учитель: Вы прослушали чтецов, экскурсоводов, посмотрели слайд-шоу, а теперь давайте подведём итоги нашего мероприятия и создадим продукт в виде синквейна.

Синквейн

Бородинский бой

Кровавый, шумный

Мчится, увлекает, кипит

Погибели врагов предчувственные клики.

Победа

Заключительное слово учителя:

Видное место в немногочисленном поэтическом наследии Давыдова занимает и любовная лирика, отличающаяся сильнейшим эмоциональным напряжением, передающим накал чувств, переживаемых автором и его лирическим героем. При жизни Давыдова вышел один сборник поэзии – «Стихотворения» (М., 1832). Он был автором многих прозаических сочинений, посвящённых военным кампаниям, в которых принимал участие.

О храбрости и удачливости Давыдова слагали легенды. Другой поэт и воин, Фёдор Глинка, писал о нём:

Усач. Умом, пером остёр он, как француз:

Но саблею французам страшен…

Именно благодаря Денису Давыдову Отечественная война 1812 года стала почти легендой, при этом он не забывал вписать и себя рядом с Кутузовым, Багратионом, Александром I и Наполеоном…

Тестирование

  1. В 1807 году Денис Давыдов – адъютант у…

А) Кутузов б) Багратион в) Суворов

2. «Он дал мне почувствовать ещё в лицее возможность быть оригинальным»,- это сказал о Давыдове …

А) Батюшков б) Жуковский в) Пушкин

3. Когда Денису было 9 лет, он познакомился…

А) Кутузов б) Багратион в) Суворов

4. Поэтический талант Давыдова «замечательно самобытным» назвал…

А) Языков б) Белинский в) Пушкин

5. «Жизни баловень счастливый, два венка ты заслужил…»- писал…

А) Ф.Глинка б) Языков в) Белинский

6. «Тебе, певцу, тебе, герою!» - писал…

А) Языков б) Белинский в) Пушкин

7. Сколько сборников поэзии вышло при жизни Давыдова?

А) два б) один в) три



Список литературы

  1. Волков, В. России верный гражданин… » [Текст] / В. Волков // Детская роман-газета.-2011.-№5.-С.18-20.

  2. Волков, В. Великий полководец Кутузов. » [Текст] / В. Волков // Детская роман-газета.-2011.-№12.-С.28-29.

  3. Гордиенко, Е. Поэт, рубака, весельчак. [Текст] / Е. Гордиенко // Смена.-2011.-№ 9.-С.26-35.

  4. Давыдов Д.В.[Текст] / БСЭ.-Т.7.- М.: Сов. энциклопедия,1972.- С.490-491.

  5. Михайлов, О. Гроза двенадцатого года. [Текст] / О. Михайлов // Недаром помнит вся Россия…: Сборник / Сост.: В.Г. Левченко и В.В. Володин.- М.: Мол. Гвардия, 1987.- С.3-10,180-182.

  6. «Наш ум не раб чужих умов…»[Текст] / Энциклопедия для детей.- Т.9. Русская литература. Ч.1./ Глав. Ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +,1998.-С.349-350.

  7. Парнас: Антология античной лирики / Сост.:С.А. Ошеров.- М.: Моск. рабочий, 1080.- С. 417-418, 479.

  8. Поэзия первой половины XIX века / Сост. В.Д. Рак, И.С. Чистова, предисл. В.Д. Рак, Е.В. Кардаш, коммент. В.Д. Рак, И.С. Чистова, Е.В. Кардаш; худож. В.В. Медведев. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2001.- С. 8, 153-169, 695.

  9. Поэты пушкинской поры. Избранные стихотворения. / Сост. В. Орлов. – М.: Дет. лит., 1972. – С. 47-70.

  10. Феклушин, В. Герой 12-го года Денис Давыдов: «Где бой кипит, где русский штык бушует» [Текст] / В. Феклушин// Детская энциклопедия.- 2010.-№8.- С.47-50.

  11. Феклушин, В. Денис Давыдов: «Где бой кипит, где русский штык бушует» [Текст] / В. Феклушин// Детская энциклопедия.-2011.-№ 11.- С.20-22.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ